5. Репликаторы культуры

Виктор Ефременко
    Понимание  репликаторов  Р.Докинза  получило  широкую  популярность,  но   вызывает  и  серьезные  возражения.  Мной  предпринята  попытка  модернизировать  и  уточнить  понятие  МЭма,  чтобы  оно  более  соответствовало  наблюдаемым  реалиям.  В  этой  статье  я  постарался  убрать все  неточности  из  ранних  моих  статей.  Представляю  окончательный  вариант,  который  войдет  в  следующее  издание  книги "Механизмы  культурной  эволюции", некоторые  главы  из  которой  опубликованы  здесь  на  прозе.
               

          Культурная  эволюция  человека  это  наблюдаемый  факт.  Она  должна  иметь  обязательные  атрибуты  как  любая  эволюция  живого.  Поэтому  требуется  указать  её  репликаторы  и  механизмы  наследования,  поскольку  соответствующие  атрибуты  биологической  эволюции  (гены)  не  могут   объяснить  факт  культурной  эволюции.
                Социобиология    исследует  феномен  культурной  эволюции  человека   с  естественно  научных  позиций.  Её  можно  представить,  как  попытку  проникновения    научного  подхода    в  область,  где  ныне  господствуют  гуманитарные  науки.  Гуманитарным  наукам  не  требуется  обоснования  самого  существования  культурной  эволюции,  им  достаточно  это  постулировать.  Но  наука  стремится  число  постулатов  свести  к  минимуму.  Если  что -   то  постулируешь,  тогда  не  надо  это  доказывать  и  пояснять.    Естественно,  что  социобиология  встречает  мощное  сопротивление  гуманитариев  и  примкнувшим  к  ним,  поскольку  лишает  их  хлеба (и  не  только) насущного. 
                Важная  для  практики  социология,  развиваемая    исключительно  на  эмпирической  основе,  должна  вытекать  из  социобиологии,  как   химия  из  физики.  Что  касается      исторических, биографических и художественных книг,  то   их    следует  рассматривать,    как  исследовательские протоколы   для   социологии.
               
                РЕПЛИКАТОРЫ  Р.ДОКИНЗА.

             Мысль  о    репликаторах  культуры       высказал    Р.  Докинз.    Клинтон Ричард Докинз ( Clinton Richard Dawkins; 26 марта 1941)  — английский этолог, эволюционный биолог, учёный и популяризатор науки.
             Докинз стал    широко  известен с 1976 года, когда вышла в свет его книга «Эгоистичный ген»,  в  которой   был введен в лексикон термин «мем», обозначающий единицу культурной информации, копирующуюся и передающуюся от одного носителя к другому и подверженную мутациям, естественному отбору и искусственной селекции.
            Докинз  пишет:     «Всё живое эволюционирует в результате дифференциального выживания реплицирующихся  единиц. Случилось так, что реплицирующейся единицей, преобладающей на нашей планете, оказался ген — молекула ДНК.
            Мне думается, что репликатор нового типа недавно возник именно на нашей планете. Он пока ещё находится в детском возрасте, всё ещё неуклюже барахтается в своем первичном бульоне, но эволюционирует с такой скоростью, что оставляет старый добрый ген далеко позади.
           Новый бульон — это бульон человеческой культуры. Нам необходимо имя для нового репликатора, существительное, которое отражало бы идею о  единице передачи культурного наследия  или  о  единице имитации. От подходящего греческого корня получается слово «мимем», но мне хочется, чтобы слово было односложным, как и «ген». Я надеюсь, что мои получившие классическое образование друзья простят мне, если  я сокращу «мимем» до слова "мем"».
          У  Докинза  репликатор-идея,     распространяется  путем  подражания.   Очень  много  в  этом  определении недосказанного.   Будем  считать,  что  Доккинз  только  поставил  задачу  найти    некую  сущность,  которая  удовлетворяла  бы  поставленной  задаче -  быть  репликатором  в  культурной эволюции.            
           Если  бы  удалось  найти  культурный  репликатор  и  механизмы  его  передачи  в  поколениях,  то  можно  было  бы  строить  теорию  о   поведении  людей  в  социумах,   напоминающую  популяционную  генетику.
           Это  задача  относится  к  разделу  культурной  микроэволюции.  Решить  её  так  как  сделал  Г.  Мендель,  сформулировав  три  закона  наследственности,  не  получится.  Человеческий  мозг  гораздо  сложнее  устроен,  чем  горох,  на  котором  законы  наследственности  было  впервые  открыты.
           Мы  знаем,  как  информация  передается  по  радиоканалам.  Но  недостаточно  понимаем,  как  она  передается  между  людьми.   Информация   из  одного  мозга  в  другой   передаётся    неким  кодом (словами,  картинками,  тактильными  ощущениями  и  т.д.).   Понимание  этого  кода  принимающей  стороной  позволяет   ей   восстановить переданную  информацию    в  определённой  мере.   Информация   не  копируется прямо  из  одной  головы  в  другую,   а  воспроизводится   реципиентом в  соответствии  с  кодом    заново.   Такой    алгоритм  применяется для  сжатия   каналов  передачи  при цифровых  способах  передачи  информации -    музыки, видео.
             В  одной  голове  МЭМ (информация)  существует  в  виде   функциональных  состояний  некоторой  группы  нейронов,    а    воспринятая   информация  через  органы  чувств  в  другой  голове    воссоздается   в  виде  другого  МЭМа,  реализуется  через  функциональные  состояния  другой   группы  нейронов. 
            Насколько  идентичным исходному    будет МЭМ во  второй  голове,   зависит  от  состояния    окружающих  нейронов.     Когда  мы  читаем  стих,  то  каждый  воспринимает  его  по-разному.  Одного  он  взволнует,  напомнив  что -  то  из  пережитого, другого  оставит  равнодушным.  А  ведь  информация  посылается  в  головы  одинаковая.
           Понимаемые  таким  образом  МЭМы   всё  же  можно  считать  репликаторами,  хотя  и  неточными.  Но  вот  от  чего  зависит  качество,  полнота  и  скорость  передачи  информации  можно  пока  только  догадываться,  поскольку  мы  имеем  только  отрывочные  данные  характеризующие  работу  мозга.
            Задолго  до  Р.Докинза  ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»
             Передавшись  окружающим,  «ментальные  микробы»  могут  изменить  некоторые  аспекты  их  поведения.   

                НОВЫЕ  РЕПЛИКАТОРЫ  МЭМЫ.

                Для  построения  теории  культурной  эволюции  нам  нужна  более   проработанная  модель  репликатора,  отражающая  его  свойства  и  проявления,  обладающая  некоторой   предсказательной  силой.

                Поведение   всего  многоклеточного  организма  регулируется  надклеточной  системой  управления,  системой    созданной  на  основе  нервной  системы,  мозга  и  органов  чувств. Это  высший (внешний)   контур   системы  подчинённого    управления.               
                Нельзя  представлять,  что  он   действует  независимо  и  по  навсегда  установленному  алгоритму.  Адаптивное  регулирование  этого  внешнего  контура  зависит  от  результатов  работы  внутренних  контуров  управления,   от  состояния  внешней  среды.               
                Отдельные  клетки  мозга (нейроны) связаны  в  нейронные  сети,  имеющие  множество  узлов,  которые  обрабатывают  и  хранят  информацию.  Похоже  на  многоядерный  процессор,  но  с  неимоверно  большим  количеством  ядер.    Нейронов  в  мозгу  около  80  млрд.,  что  на  4  порядка  больше,   чем  всех   генов  в  геноме  человека.  Возможно,  что  и  в  мозгу   некоторые  нейроны  окажутся  «мусорными»,  некодирующими,  как   большая  часть   генов  в  геноме.               
                Структурами  этой  сети  являются  местные объединения  нейронов – «слова»  нейронного  кода  МЭМы.    Эти  объединения  не   физические,    а     функциональные.    Функциональные  состояния    нейронов     кодируются  информацией,  получаемой  мозгом  от  органов  чувств     о   внешней  среде,    о  состоянии  самого  организма  от  его  нервных  клеток.     Поступающая  информация  обрабатывается   системой  МЭМов,  которую    можно  рассматривать  как совокупность  регуляторов,   определяющих    активность  различных  структур мозга,     влияющих  на   поведение  всего  организма.
                Если  вы  чувствуете  голод,  холод,  раздражение,  радость  или  любую  другую  потребность  организма,  то  это  соответствующим  образом  направляет  мысли  и  изменяет  поведение.   Регуляторы,  управляющие  процессами  в  соответствии  с  заложенным  законом  регулирования,   ещё   сами   способны  меняться  (адаптивные  регуляторы)  внутренними  потребностями.   При  этом  меняется  вектор  нашего  мышления  и  поведения.  Вся  система  управления  напоминает  систему  подчинённого  регулирования,  применяемую  в  электроприводе,  когда  внешний  контур  управления   учитывает    состояние  внутреннего.  Только  в  организме  параметры  регуляторов  задаются  не  разработчиками,  а  всей  совокупностью  окружающих  факторов.  Иными  словами  регуляторы  являются  адаптивными.
               
                Мозг  действует  в  соответствии  с  теми  многочисленными   сигналами,  которые  в  него  поступают.  Большая  часть  их  поступает  от  внешней  по  отношению  к  человеку  среды,  а  другая  часть  от  среды  внутренней.
                Состояние  внутренней  среды  регулируется  второй,  местной   системой  регулирования   с  генами,  производимыми  ими  белками,  гормонами,  химическими  веществами,  воздействующими  на  внутреннюю  среду  организма.
                Неправильно  говорить, что    гены  детерминируют  процессы  онтогенеза,  потому  что  гены  в  системах  регулирования  играют   роль  посредников,   а  не  упёртых  командиров.  Деятельность  генов,  относящаяся  к  регулированию  систем  организма,    мотивируется  внешней    средой  организма.
                Экспрессия (активность)  генов  определяется  промоторами,  которые  получают  информацию  от  сигнальных  молекул,   а  те    от    внешней  среды вокруг  клетки.  Нет  в  этой  сложной  распределённой  системе    упертых  командиров.  Все    действуют,  поддерживая  параметры гомеостаза,  обеспечивая  сохранение  жизни.
               
                МЭМЫ - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  СТРУКТУРЫ  МОЗГА.

                Функциональное  состояние  локальной    сети,   включающей  несколько  нейронов,   нами  понимается  как  один  МЭМ,   как  одно  «слово»  из  длинного  описания ментальных особенностей   человека.
 
                Отсюда  понятно,  почему  МЭМы,  как  некие  локализованные  структуры,  в  мозгу  не  обнаружены.  Это  функциональные  объединение  нейронов, обменивающихся     сигналами,  это  интерактивные  подпрограммы  мозга,  а  не  морфологические  выросты,    доступные  для  наблюдения  оптическими  приборами.   
               
               МЭМ,  чтобы  придать  ему  некоторое  сходство  с  геном,  будем  понимать   как  минимальное, неделимое   количество  информации,   одно  «слово»  в   интерактивных  подпрограммах   мозга,   регулирующих  мышление  и  поведение  в  быстро  меняющихся   условиях  среды  как  внутренней,  так  и  внешней.

              Когда  мы  пытаемся  анализировать   ментальность человека,  разлагая  значимые для  нас    свойства  по  полочкам,  то  каждое  выделенное,  интересное   для  нас  ментальное  свойство  формируется  не  одним,  а  многими  ядрами   нейронной  сети.   Подобным   же образом   гены  совместными  действиями   создают   те  или  иные  свойства  организма  проявляемые  в  фенотипах.

             Предложенная  модель  МЭМов   позволяет  судить  о  работе  мозга  с  определённой,  но  важной  для нас  точки  зрения.
 
                Приведённое  определение  существенно   отличается от  широко  распространенного.  Это уже  не     мем -  идея,  как  сейчас  принято  интерпретировать  Докинза.   Поэтому  пришлось  несколько  изменить  написание  слова,  сохранив     общность  звучания. 
               
                О  МОДЕЛЯХ  В  НАУКЕ.

             Моделей  объясняющих  что-то,  помогающих  разобраться  в  окружающем  мире,  придумано  много.  Любой, так  называемый,  «Закон  природы»  это  не  руководство  к  действию  для  материальной  субстанции,   а  просто  некая  виртуальная  конструкция  в  мозгу,  позволяющая  нам  на  основе   аналогии  с  реальностью,  судить  о  ней  и  даже  делать  предсказания.            
             Никакой  «закон  природы»  поэтому  не  может  быть  окончательным.  Он  неточен  всегда,  по  своей  природе.

           Как  писал ещё в  1892 Карл Пирсон (К. Пирсона «Грамматика науки»),  законы природы мы понимаем как описания, а не предписания.

             Так   квантовую  механику  нельзя  рассматривать  как  закон  для  электрона.  Он  её  не   знает,  и  ей  не  может,  поэтому  подчиняться. Квантовая  механика  это  модель  в  нашей  голове,  позволяющая  кое-что  понять  и  делать  выводы -  например,  атомную  бомбу.  Невесёлый  вывод.
              Понимая  это,   физики,   осуществляя  мечту  А.  Эйнштейна  о  создании  единой  теории  поля,   создали   теорию,  объединяющую  сведения  об  элементарных  частицах  и  полях,  разработанную  в  течение  50  лет  усилиями  многих  выдающихся  ученых и  назвали  её  просто  -  стандартная  модель.   
  «Законы  природы»  в  настоящее  время понимаются   как    описания   фрагментов  действительности  в  смысле  К. Пирсона,   ведь    мы  имеем  дело  только  с  моделями  в  мозгу.

                МЭМЫ  КАК  МОДЕЛИ.

                Если  модель  МЭМа  позволяет  нам  кое-что  понять,  то  она  имеет  право  на  сосуществование  до  тех  пор,  пока  не  будет  предложено  что-нибудь  лучшее.   

                В  науках о  человеке  между  социологией  и  социобиологией  простирается  огромная  пустыня.  А  эти  науки  объединяются  идеей   эволюции.     Пустыня,  очевидно,    должна  быть  заполнена.  Поэтому  развиваемые  представления  о  МЭМах,  их совокупностях  и  их  фенотипическом проявлении  в  виде  ментальности  может  помочь эту  территорию  заполнить.  Социология,  которая  сегодня  является  чисто  экспериментальной  наукой,  должна  иметь  в  своем  основании  социобиологию,  а  не  философию. 

                МЭМы  полезные  модели,    обнаруживающие   себя   своим  фенотипом.      Формируя  поведение  в  ответ  на  предъявляемые  окружением (средой)  вызовы,   МЭМы  участвуют    в   выработке  ситуативного  поведения,  ответов  на  вызовы,  которые  требуются    «здесь  и  сейчас».
               
                МЭМы    могут  под  действием  внешней  информации  активироваться,     взаимодействовать  с  другими  образуя  некоторые  ассоциации,  вызывая     изменения  в  поведении,   что  напоминает  экспрессию  генов  в   клетках.