Братья по крови

Решетов Юрий 2
               

      Посвящается выпускникам Московского технологического института


Герехан брёл по тёмным улицам Тарасовки к себе в общежитие Московского технологического института, возвращаясь от друга.
Сзади послышались мужские голоса. Оглянувшись, увидел пятерых парней. Догнав его, один из них вальяжно спросил:
— Эй, парень, сигаретку дай?
— Я не курю,— ответил с акцентом Герехан.
— Ты что, чурка?
— Я не чурка, я чеченец.
— Ты чурка. И таким, как ты, не место в нашем посёлке.
 На него обрушился град ударов со всех сторон, после этого он почувствовал острую боль в правой стороне живота.
— Всё, братва, разбегаемся, —сказал долговязый, и толпа быстро удалилась от упавшего на асфальт Герехана.
Иван Мишин, выйдя из электрички, увидел на асфальте молодого человека.  Когда он нагнулся, то узнал в нём своего однокурсника – Герехана Наврузова, глядя на кровь, которая появилась на асфальте, понял, что друга порезали и его надо срочно доставить в больницу.
Как раз в это время увидел свет фар автомобиля. Выйдя на дорогу начал махать руками. Выскочивший из жигулёнка пожилой мужчина начал на Ивана орать:
— Тебе что, жить надоело?
— Отец! Моего однокурсника порезали. Надо срочно в Пушкино в больницу везти. Иначе умрёт.
— Давай на заднее сидение его положим, — ответил водитель.
Через сорок минут Герехан уже был на операционном столе. Иван сидел на стульях в приёмном покое и понял, что ночевать ему придётся в больнице.  В это время в помещение вошёл врач, который сразу обратился к Ивану.
— Молодой человек, как вас зовут?
— Иван.
—У вас какая группа крови?
— Вторая. Резус отрицательный.
— Хорошо. Ваш друг потерял очень много крови, и у него тоже вторая и резус отрицательный. У нас в наличии такой нет, а если везти из Москвы, пройдёт много времени.  Идите на второй этаж в процедурную, там медсестра вас ждёт — будем делать прямое переливание.
После сдачи крови он появился в общаге рано утром. Зайдя в комнату где жили чеченцы, сказал:
— Парни! Герехана порезали. Лежит в больнице в Пушкино.
— Когда? — задал вопрос старший Имран.
— Я вчера возвращаюсь из Москвы в одиннадцать часов вечера, а он на асфальте на Главной улице в луже крови лежит. Я попутку ловлю и его в больницу.  Врач сказал, что ещё бы полчаса, и душу аллаху он отдал бы.
После этих слов в комнате начались споры, кому ехать в больницу к Герехану. Сначала все хотели к нему ехать, но Имран сказал, что он один поедет и поговорит с врачом.
Прошло три недели. Герехан сидел на кровати и ждал, когда подготовят документы к выписке. Наконец в палату зашла медсестра и сказала:
— Наврузов! За документами к врачу.
Зайдя в кабинет он увидел того же доктора, который делал операцию.
— Ну что, Герехан, — начал разговор врач. — Повезло тебе, что тебя друг обнаружил и вовремя тебя к нам привёз. Он тебе два раза жизнь спас.
— Как два раза? — переспросил Герехан.
— Первый раз вовремя привёз, а второй раз кровь тебе свою отдал. У тебя редкая кровь — вторая, резус отрицательная. У нас в то время такой не было.  Вот твой друг и дал свою. Так что вы теперь с ним, можно сказать, братья по крови.
С этими словами он протянул ему документы.

Иван сидел и дописывал последний раздел своего диплома. В это время дверь открылась, и он увидел Герехана с бутылкой шампанского.
— Иван! Я знаю, что ты мне жизнь спас.
— Да ладно тебе. Какую жизнь? Просто довёз тебя до больницы, вот и всё.
— Мне врач сказал, что ты мне свою кровь дал.
— Ну влили в тебя пол-литра русской крови. Так что ты теперь немного русским стал, — после этого Иван засмеялся.
— Иван. Давай за моё благополучное возвращение с того света шампанского выпьем. Я теперь твой должник. Может быть, когда-нибудь я тебе тоже жизнь спасу. Приезжай ко мне в Чечню. Из белого барашка  шашлык сделаю. Знаешь, как у нас красиво. Горы, реки, леса…
— Герехан! Да ты же знаешь, я распределился в Тулу. А осенью в армию пойду срочную служить. Может, потом служить останусь — начфином.
Когда шампанское было выпито, Герехан засобирался. При выходе из комнаты на прощанье они обнялись, как делают на востоке самые близкие люди.
Иван Мишин после окончания Московского технологического института попал на работу в Тулу. Осенью его забрали в армию проходить службу в Забайкальском военном округе. После окончания службы он написал рапорт и остался служить в армии начфином в звании лейтенанта.
Прошло десять лет. Началась первая чеченская война. Герехан оказался в отряде полевого командира Султана Омарова. Ивана в составе отдельного мотострелкового полка направили в Чечню.
Этот день он запомнил на всю жизнь. С утра разбилась его любимая чашка с изображение орла, затем сломалась авторучка, вечером в палатку забежала черная кошка, как она очутилась здесь, в горах, — одному богу известно. И предчувствие не обмануло начфина. Нападение чеченцев на лагерь мотострелков был молниеносным...
Иван открыл глаза и не мог понять, кто на него смотрит. Вроде лицо было знакомое и в то же время не знакомое. Густая борода не давала рассмотреть его хорошо. Он снова закрыл глаза и в это время услышал:
— Брат! Это я, Герехан.
Иван открыл глаза и увидел улыбающегося друга.
— Герехан! Где я?
— Ты у меня в гостях. А если серьёзно, то в плену у полевого командира Султана Омарова. Вчера наши немного федералов потрепали. Вот ты здесь и очутился.
— Ты что, тоже с нами воюешь?
— Нет. Я здесь кашеварю. Вроде как в обозе. Мне оружие не доверяют. Я же на русской Тане женат.
— Это та, с которой ты на последнем курсе гулял, а на Новый год ты меня с ней познакомил?
— Да. У нас с ней пять детей, и все дочки. Хотел сына, но аллах не дал. А ты как живёшь?
— А я вот начфином служу, вернее служил. Месяц назад майора присвоили. Ну вот здесь свою карьеру и закончу.
— Брат! Ты так больше не говори. Ну всё, до завтра. Сейчас Ваха придёт тебя охранять.
На следующий день Герехан зашёл к Ивану с небольшой сумкой.
— Я тебе обещал, когда приедешь в гости, зарезать белого барашка. Вот, угощайся, — после этого он достал из сумки шашлык. — Правда, я представлял нашу встречу иначе. Думал, сядем за большим столом в саду, соберётся вся моя родня, и я скажу: «Познакомьтесь, это мой брат Иван, который спас мне жизнь». Ты ешь, ешь, тебе надо много сил набираться.
Так продолжалось две недели, в течение которых Герехан подкармливал пленного. Однажды он пришёл задумчивый и серьёзный. Иван сразу понял: что-то случилось.
— Герехан! Что случилось?
— Иван! Султан решил тебя расстрелять.
— Как расстрелять?
— Очень просто. Пух-пух, и нет человека. Если бы ты был простым солдатом, то за тебя запросили бы выкуп. А ты офицер, да к тому же майор. А Султан офицеров ненавидит. У него сына на войне убили. Так что, брат, готовься к побегу. Я завтра буду в ночь дежурить, вот тебя и выпущу.
— Герехан! Ты что, с ума сошёл? Да тебя за мой побег убьют.
— Иван! Помнишь, я тебе в общаге сказал, что, может быть, когда-нибудь и я тебе жизнь спасу. Вот время и настало.
— А наши далеко?
— Султан говорил, что федералы в тридцати километрах. Кстати, там десантура из Тулы стоит. Так что попадёшь к своим землякам.
На следующий день вечером Герехан появился с пакетом в руке.
— Иван! Давай прощаться. Это тебе харчи Татьяна на дорогу собрала — пирожки и вода. Да ещё тебе жена крестик передала. Говорит, он счастье приносит. И сказала, чтобы ты после окончания войны в гости приехал и его вернул. А то говорит, что просто так ты не приедешь, а так обязан приехать и отдать. Ну, давай, брат, прощаться.
После этого они обнялись, как и десять лет назад в общаге института.
Выйдя из сарая, Иван быстро зашагал в направлении сопки, на которую указал Герехан.
На следующий день к обеду появился сам полевой командир Султан Омаров. Был он небольшого роста и отличался особой жестокостью. Любил самолично расстреливать пленных. Причём всегда попадал в голову, что доставляло ему какое-то звериное наслаждение.
— Ну, Герехан! Выводи этого неверного. Сейчас мы его на тот свет отправим.
Толпа от таких слов засмеялась.
— А его нет, — спокойно ответил Герехан.
— Как нет? Он что, сквозь землю провалился или в воздухе растворился.
Толпа снова радостно заржала.
— Я брата выпустил.
— Какого брата? Он же русский, неверный, пришёл нас убивать.
— Султан! Десять лет назад, когда я учился в институте в Тарасовке, меня порезала местная шпана, он меня доставил в больницу и дал свою кровь. Поэтому мы братья, и я ему дал слово, если с ним случится беда, то я ему помогу.
Толпа неодобрительно загудела, и послышались голоса:
— Как ты, чеченец, мог отпустить этого русского офицера.
Султан молча смотрел на Герехана, как бы решая, что с ним делать, и потом с ухмылкой на лице сказал:
— Живи пока. Но завтра с нами пойдёшь федералов бить. Посмотрю, какой ты в бою воин. А то пригрелся здесь, в тылу.
Толпа после таких слов одобрительно загудела.
На следующий день люди Султана, среди которых был и Герехан, нарвались на засаду, устроенную десантниками из Тулы. Пуля в него попала сзади, в спину, и умирающий Герехан понял, что не простил ему Султан побег майора Ивана Мишина, и всплыла ухмылка, которая была на лице Султана и слова: «Живи пока». Выходит, он отвел мне на жизнь одни сутки.
После окончания второй чеченской войны Иван, уйдя на пенсию в звании подполковника, решил съездить в Чечню разыскать своего спасителя, а заодно и отдать крестик, который ему передала Татьяна.
Разыскав улицу, дом, Иван позвонил в квартиру. Дверь открыла жена Татьяна.
Иван по лицу и чёрной косынке понял, что мужа нет в живых.
— Когда он погиб? — задал вопрос Иван.
— На другой день после твоего побега. Пуля попала в спину.
— Выходит, его свои убили?
— Да.
— Где он похоронен?
— На городском кладбище, участок 11.
— Татьяна! Возвращаю тебе крестик. Он действительно счастливый. Однажды он мне спас жизнь. Расстегнулась цепочка, я нагнулся его поднять, а в это время рядом разорвался снаряд и над моей головой пролетел осколок. Получил контузию, но остался жив.
После этого он поехал на кладбище и долго стоял над могилой чеченца Герехана Наврузова, который собственной жизнью спас русского офицера майора российской армии Ивана Мишина.