Старинные вещи. Венские стулья

Вадим Прохоркин
9. Старинные вещи. Венские стулья.

Начало: "Старинные вещи. От  автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719


 "До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме
 столь качественного по разработке и столь целесообразного
 по конструкции, как венский стул"
 Ле Корбюзье, Французский архитектор швейцарского происхождения.               

               
В рассказах о старинных вещах я упоминал о том, что такие вещи, как сундуки и самовары имелись почти в каждом доме. Среди бытовых предметов существовали и  другие очень популярные вещи, не терявшие своей востребованности. К таким вещам, безусловно, можно отнести венские стулья. Венские стулья – это стулья из гнутого дерева. Технологию их изготовления придумал венский краснодеревщик  Михаель Тонет еще в первой половине XIX века. В Вене он получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых».  Потому-то стулья  и стали называться венскими.

Стулья Тонета были дешёвыми, красивыми, удобными, лёгкими, прочными, а значит, долговечными. Кстати, их прочность  была продемонстрирована эффектным рекламным трюком: стул был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился.

Венские стулья быстро стали товаром массового промышленного производства и вскоре завоевали весь европейский рынок. Проникли они и в Россию, где стали очень популярными. Магазины по продаже мебели фирмы «Братьев Тонет» появились в обеих российских столицах, а также в Киеве, Одессе, Ревеле и других городах империи. Торговали венскою мебелью и калужские купцы.

Гнутая мебель фирмы «Братья Тонет» очень быстро проникла в дворянские усадьбы. А в 1889 г. фирма "Братья Тонет" становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов.

Венские стулья становятся настолько популярными, что живописцы  стали изображать их на своих картинах. Их можно увидеть на картинах как русских художников: Серова, Маковского, Кустодиева, Корина, Репина; так и зарубежных: Пабло Пикассо, Жана-Андре Риксена, Жана Беро,  Ван Гога, Гогена, Матисса, Поля Сезанна и многих других. А Фонд Михаила Шемякина даже устроил тематическую выставку «Стул в искусстве». На ней было представлено около трёхсот картин со стульями, при этом  венскому стулу было уделено особое внимание: он был изображен более, чем на ста картинах.
А изображали ли венский стул скульпторы? Оказывается, изображали. Так, венский стул можно увидеть на скульптурной композиции "Связь времён", посвященную встрече К.Э.Циолковского и С.П.Королёва, установленную в 2011 году в Калуге (см.приложение  http://proza.ru/2020/12/27/1072).

Имелись венские стулья и в нашем доме. Полагаю, что стульями дедушка и бабушка обзавелись в 1905 году, в этом году они обвенчались и сняли квартиру в доме зубного врача Гимеля на Дворянской улице.

Стулья продавались, как правило, комплектами по шесть штук, поэтому  поначалу  я решил, что их у нас  было только шесть, но их было больше. Хорошо помню, что шесть стульев стояли вокруг стола в центре залы, но стулья находились и в другой комнате: возле швейной машины и у маминой кровати, так что их было более шести.

Для меня венские стулья - это стулья из моего довоенного детства. Стулья не красовались где-нибудь у стенки, они служили нам целый день с утра и до вечера. На них сидели в завтрак, в обед и в ужин. На них сидели приходившие к нам гости, их брали у нас соседи, когда к ним приходило много гостей. А мы - я и мой друг детства, будущий известный поэт Валентин Берестов, - использовали стулья в наших играх: их клали на бок и они, в зависимости от содержания игры и нашей фантазии, служили для нас автомашинами, паровозами, кораблями, танками и даже самолётами.

Стульев ожидала печальная судьба, впрочем, как и другого нашего имущества. Пришла война, мы покинули Калугу за три дня до вступления в неё немецких войск. С собой взяли вещей столько, сколько смогли унести в руках. Всё имущество, нажитое годами, было брошено. Стулья тоже. А когда через два года мы вернулись, в нашей квартире жили чужие люди. Оставленное нами имущество пропало, пропали и стулья. Мы искали свою мебель и другие вещи у людей, проживавших в квартире в наше отсутствие, искали и стулья. Нашли диван и кровать, а стульев не нашли. Даже если бы и обнаружили у кого-нибудь венские стулья, то, как было доказать, что они наши, ведь никаких особых примет на стульях, которые бы об этом  свидетельствовали, на них не имелось. А поскольку стулья в доме были нужны и без них было не обойтись, то купили дешёвые ширпотребовские стулья калужской мебельной фабрики, которые прослужили нам не один десяток лет.

Вот такая коротенькая история о венских стульях.  Впрочем, никакой интересной истории со стульями, по сути, и не произошло.  Были в доме стулья, на которых сиживали бабушка, дед,  другие члены семьи и все, кто приходил к нам в дом, были, да сплыли, вот и вся история.

На снимке, предваряющем текст,  почтовая марка номиналом 80 евроцентов,  выпущенная в Австрии в 2018 году, на ней изображены венский стул и австрийский изобретатель гнутой мебели Михаэль Тонет.

Продолжение следует: " Скульптурное изображение венского стула" -http://proza.ru/2020/12/27/1072