Рассказ стукача

Дрю Подпольный
Он пожилой полноватый мужчина. У нас много общих знакомых, беседуем случайно. Внезапно он говорит:

- Слушай, а ты бы мог написать рассказ о моём опыте сотрудничества с КГБ? Я бы рассказал, а ты записал, не называя имён. Мне просто интересно об этом рассказать, но опять же, не хотелось бы, чтобы потом в меня полетели упрёки и обвинения от бывших знакомых и всякой сетевой швали. А ты бы опубликовал от своего имени, как рассказ анонима и всё. Можешь назвать “Рассказ стукача”.

- Ради бога – ответил я – мне самому интересно.

- Ну и отлично, тогда начнём. Что я хотел сказать, ах да, вот это: “Стукач, стукачи, стукачество, времена стукачества” сейчас из каждого утюга летит. И так подают, будто это какое-то дно, сволочи, отвратительные люди. А знаешь, как это случается? Ты молодой перспективный сотрудник аэропорта, и однажды тебя приглашают побеседовать крайне приятные люди. Без издёвок. Интеллигентные воспитанные люди, с которыми приятно общаться, они с тобой сначала беседуют обо всём на свете. О работе, о политике, о книжках, о кино. Сидишь и наслаждаешься обществом этих хороших людей. А потом они тебе говорят, что ты им очень нравишься. И знаешь, у нас для тебя есть небольшое предложение. Дело в том, что мы работаем на безопасность страны. Ты же понимаешь, сколько сволочи работает против нас? Ты же в курсе, что такое холодная война. Она идёт вовсю, и знаешь, мы в не очень хорошем положении. Поэтому, мы хотели бы, чтобы ты стал нашим сотрудником. Ты понимаешь перспективы? Это госбезопасность, ну, понимаешь, да?

- Да, конечно, понимаю – киваешь им.

- Ну вот, так ты будешь нам помогать? Понимаешь, ты работаешь в такой сфере, Аэропорт, тут крутятся такие дела, и иностранными агентами тут всё просто напичкано. Ты не думай, это не заброшенный с самолёта десант, это самые обычные люди, твои друзья. Ты просто не представляешь всего размаха, ты пьёшь со своим другом, а он агент, или используемый в тёмную. Обычному парню это сложно представить, но так работают системы. Поэтому, просто скажи, ты с нами? Ты же за СССР, или штаты тебе более симпатичны?

- Конечно, я за СССР.

- Ну вот, значит мы в тебе не ошиблись и не случайно тебя выбрали. Не думай, что мы со всеми так разговариваем. Мы тебя изучали достаточно долгое время, посмотрели твою семью, и остались довольны. Ты очень хороший кандидат, перспективный сотрудник. Ну и каков твой ответ, работаем?

- Да, конечно.

- Отлично, тогда я вношу тебя в список агентов. Теперь ты агент КГБ, поздравляю, коллега!

- А в чём будет заключаться работа?

- Пока, конечно, ничего особого, мы пока к тебе присмотримся. Самые простые задания. Ты будешь продолжать работать на своём месте, а раз в неделю, в выходной, допустим, в субботу, мы с тобой встречаемся на конспиративной квартире и ты нам рассказываешь всё, что произошло на работе за эту неделю. В подробностях. Ты запоминаешь все разговоры своих коллег, их реакции, ужимки, всё вообще, самую малость, а потом рассказываешь нам. Понимаешь?

- Да, и что я теперь должен за ними следить?

- Нет, ты не понял, смотри, нас не интересуют те, которые рассказывают анекдоты про Брежнева. Смешно, в народе бытует мнение, что мы арестовываем людей за анекдоты. Блин, да мы сами всё время травим анекдоты про Брежнева, так что даже не говори нам про это. Ты должен работать интеллектом. Если рубаха-парень травит анекдоты про Брежнева, то отлично, пусть и дальше травит. Ты вычленяешь агентов иностранной разведки и неблагонадёжных товарищей. Как же тебе объяснить? Ну да ты парень умный, по ходу дела поймёшь. С ними ничего плохого не будет, можешь не переживать. Ужасы о застенках КГБ остались в прошлом. Они просто не смогут двигаться дальше по карьерной лестнице. Мы их будем тормозить. Понял суть?

- Понял!

- Мы можем на тебя рассчитывать?

- Конечно!

- Не сомневался, тогда хорошо, следующая встреча через неделю, вот по этому адресу – протягивает мне бумажку – Спокойно работай, ничего не изменилось, просто включай мозги, уши, глаза, там, где обычные люди их не включают. И да, с самого начала предупреждаю, избавься от комплекса стукача. Ты не стукач, ты агент КГБ. Многие думают, что мы сами не уважаем таких людей, это неправда. Мы очень уважаем всех наших агентов, мы одно ведомство, и очень поддерживаем друг друга. И у тебя будут большие перспективы в нашем ведомстве, если ты проявишь себя хорошо. Мы работаем на безопасность страны. Запомни это. До встречи.

На следующей неделе я пришёл на встречу, в маленький частный домик на окраине города. Это была конспиративная квартира, хозяйке платили небольшие деньги, и она, на время нашей беседы, уходила погулять. Мы долго говорили с Михал Иванычем. Не знаю, может он был не Михал Иваныч, но я знал его так. Очень удивило меня то, что этот посторонний человек знал всех моих друзей, подробно о них расспрашивал, проявляя поразительную осведомлённость. А вот этот как? А вот этот что? А этот чем дышит? Это было невероятно, он раскладывал по полочкам всю мою жизнь.

И полетели недели, встречи, одна за другой. Это было что-то вроде исповеди. Я сидел за столом, а Михал Иваныч кружил по комнате и расспрашивал, и думал о чём-то.

- Слушай, а вот этот Фролычев, что за тип? – спрашивал он внезапно – Сидит на локаторе, отвечает за локатор, маленький человек, откуда у него книги Солженицына? Он раздаёт их всем молодым пацанам. Ты понимаешь, да? Откуда у старого локаторщика столько книг Солженицына? У него подпольная типография там что-ли? К этому козлу присмотрись особо. Похоже пора его на пенсию отправить. Эта тварь тихо и планомерно смущает наших ребят. Мне ещё кое-кто рассказывал, что он всё время несёт, как в Советском союзе хреново, и как хорошо в США и Европе. И потом молодые пареньки приходят домой и бьют своих жён, за то, что они не Мерилин Монро. Эту гниду нужно срочно изымать, отправим его на пенсию, и присмотримся, откуда у него доступ к литературке. Лично с ним буду говорить.

И, правда, Фролычев как-то очень быстро исчез с локатора, его не посадили, нет, просто убрали, он до сих пор, по-моему, жив. Тип очень неприятный, и реально связанный с какими-то тёмными личностями.

Самым неприятным было доносить на своих друзей, но Михал Иваныч умел доставать из меня информацию.

- Вот этот твой друг недавно подал запрос на выезд за рубеж, в отпуск. Как ты считаешь, ему стоит давать разрешение или нет? Как скажешь, так и сделаем, но помни, что ответственность тоже на тебе, поэтому говори правду, если он нормальный парень, без вопросов, пусть едет, если есть какие-то проблемы, то просто расскажи, а мы подумаем.

А друг мне, буквально за день до этого рассказал, что собирается провезти незаконные деньги в жопе. Выдавали то очень мало на загранку, 36 рублей, по-моему, и он сказал, да я сверну трубочку, оберну в пакетик, вставлю в жопу, и буду шиковать в Болгарии.

И я не хотел сдавать друга, но если бы я этого не рассказал, то сам остался бы крайним, в случае чего. Поэтому честно доложил Михал Иванычу, что мой лучший друг, собираясь на отдых в Болгарию, собирается засунуть в жопу советскую валюту.

Михал Иваныч очень смеялся, а потом сказал:

- Ну чтож, в этом случае, мы не одобряем, придётся твоему другу вместо Болгарии поехать в жопу. Пусть отдохнёт у бабушки в деревне.

И вечером друг в расстроенных чувствах доложил, что ему не одобрили выезд в Болгарию. Я сидел, смотрел на него, и думал: “А ты знаешь, благодаря кому тебе его не одобрили?”. Что бы ты сейчас сделал, если бы знал?

А ещё, очень смешной случай. Мой начальник, дурак на всю голову, которого я терпеть не мог. Он собирался в ГДР, к дочери. И всем об этом докладывал. Еду, мол, в ГДР. Его уже одобрили, допустили. И тут, я сделал какую-то ошибку в документах, и он меня пропесочил перед всем коллективом. Отругал как мальчишку. А я смотрю на него, и думаю, ну чтож, сука, ты не едешь в ГДР.

А на завтра говорю Михал Иванычу. Вот этот тип, мой начальник, в ГДР собрался, не пускайте его. Крайне тупой субъект, он только опозорит наш СССР. Таких нужно дома держать.

Михал Иваныч смутился, говорит, что его запрос уже одобрен, а потом горячо меня благодарит, что помог им разобраться в ошибке.

- Да без вопросов – говорит он – Я завтра лично отменю ему поездку, спасибо, что предупредил. Ты наш агент и я тебе верю, ты нам столько раз помогал, поэтому не вопрос вообще. Никуда твой начальник не поедет, сядет на жопу.

Невероятный кайф был, когда я через несколько дней увидел его растерянную рожу. Для полного и окончательного кайфа не хватало того, что я не мог крикнуть ему в лицо:

- Придурок, это я тебя не пустил, понимаешь? Я, которого ты можешь пропесочить на партсобрании, а я тебя, гниду, могу не пустить за границу! Одно слово сказать. А когда, чуть позже, Михал Иваныч спросил, а он кто такой вообще? Чего он сидит в начальниках? Я сказал:

- Непонятно, абсолютно тупой мужик, лучше уберите его, а то он вам наделает.

- Хорошо, без вопросов. Мы тобой очень довольны, раз ты сказал, значит так и есть.

У меня в руках власть. В пределах своего отдела я могу назначать и свергать начальников. Только вот поделиться этим ни с кем не могу, никто не знает о моём могуществе.

Так шло год за годом, вошло в привычную череду, и вот, однажды, Михал Иваныч сказал:

- Ты отличный агент, мы в тебе не ошиблись, в чём я нахожу большую свою заслугу. И мы считаем, что ты засиделся на своей должности. Сейчас намечается один очень серьёзный проект, из Германии к нам прилетают люди, типа по обмену опытом, на самом деле всё это херня. Едут шпионы, и мы даже знаем кто они, поимённо. Такое дело, в общем, ты должен будешь познакомиться с ними в ресторане, как бы случайно, и как бы случайно сказать, что работаешь в аэропорту. А дальше они начнут действовать сами. Потому что их цель – аэропорт. Я тебя предупреждаю, это очень опасные люди, но будет интересно. Ты кино про Штирлица смотрел? Ну вот, хочешь побывать Штирлицем? Мы такое единицам предлагаем. Это очень серьёзная операция. Смотри сюда.

Он вытащил из кармана пистолет Макарова.

- Если соглашаешься, я тебе его прямо сейчас выписываю, кроме того, удостоверение офицера КГБ. Как тебе такое? Предупреждаю, игра не на жизнь, а на смерть. Ошибёшься - тебя убьют, и я не смогу помочь, но если не ошибёшься, то я тебе завидую. Сам я в такие игры не рискую играть. Поэтому хорошо подумай, а завтра встретимся.

И я хорошо подумал. Долго, мучительно. Потом пришёл на встречу и отказался. У меня к тому времени была семья, двое маленьких детей. Положив на весы то и другое, я понял, что не могу ими рисковать. Доносить на коллег одно, а ввязываться в такую игру совсем другое. Это было прям по песне Высоцкого “Джон Ланкастер”, если хочешь, послушай. Поэтому я отказался. Михал Иваныч ничего против не сказал. Сказал так:

- Ну чтож, очень жаль, мы на тебя рассчитывали, но если не можешь, тогда не надо. Никаких обид. Ты, по-прежнему, наш агент. Просто не переходишь на новый уровень. А я очень этого хотел. Придётся искать другого человека. Не переживай. Я тебя понимаю, мне самому предлагали, но я тоже отказался. Зачем оно нужно, охотники найдутся. Жалко, конечно, что ты не станешь моим полноправным коллегой, не получишь официальную зарплату. Ну да ладно, сейчас такое время смутное. Вот с ментами нужно разбираться. Ты же знаешь какая там шваль работает? Мы их всех должны почистить. Заебали эти скоты, творят беспредел. И ты же понимаешь, что остановить их можем только мы, нормальные интеллигентные люди имеющие власть? Так что мы ещё поработаем, хоть и смутные времена наступают.

А потом союз развалился и всё пошло прахом. А сегодняшние, они же не поймут никогда, что мы, правда, служили государству. Мы даже никакой зарплаты не получали. Представь, Михал Иваныч нам просто дарил по праздникам дорогие часы, или колье для жены, ещё что-то, что сложно было достать, дарил нам какую-нибудь бутылку Хенесси или Ред Лейбла, и мы были очень довольны. Поэтому, когда современные ублюдки называют нас стукачами, хочется плюнуть им в рожу. Они не жили тогда, а мы честно верили, что служим правому делу. Ни на секунду не сомневаюсь, что служил правому делу, и всё делал правильно. Сказал бы это открыто, но не поймет же вся эта проклятая школота, не поймёт как мы жили. Поэтому просто запиши всё, что я тебе рассказал, и опубликуй, без имён, разумеется. Ах, да, потом, в девяностые, ко мне домой пришёл какой-то неизвестный человек, и говорит, мол, привет от Михал Иваныча. Чистая бриллиантовая рука. Я спрашиваю, а что нужно Михал Иванычу? Он овтечает, что наша служба сейчас в загоне, но ищет оставшихся верных людей. Вы же верный человек? Я ответил, что, разумеется, всегда помогу Михал Иванычу, этот человек ушёл, и больше никогда не приходил. А сейчас, наверное, уже и в живых нет их всех, и Михал Иваныча тоже. Но я верю, что моя работа несла людям добро. Вот так, самым простым людям. Так и напиши.

Так и написал. Под пытками не раскрою, кто ты такой, дяденька, да и кому ты нужен сейчас? Было очень интересно тебя слушать. Не вру, просто очень и очень интересно. Спасибо тебе.