Кукольники Михатовы. Династия волшебников

Татьяна Латышева
                Кукольник, кукольник, светлая ты голова!
                Ты стоишь, словно бог перед куклой!               
                (Вероника Долина)
               
               

  В основании Курского кукольного и в первой его труппе, было трое Михатовых: отец – Иван Алексеевич, сын Сергей Иванович и жена сына Валентина Ивановна. Перед войной, после утраты в Гражданскую войну собственных цирка и музея, они работали в Воронежском кукольном, специализировались по марионеткам.

 Немцы перед началом боевых действий выгнали всех жителей из города. Из Воронежа Михатовы шли под дулами немецких автоматов с минимумом вещей. Самые ценное – семейный архив они спрятали во дворе своего немаленького дома, но после освобождения Воронежа застали на его месте лишь пепелище и руины. Весь город был разрушен. Так они стали жителями Курска.

Творческая интеллигенция Курска собралась на свое заседание уже на второй день после освобождения города 9 февраля 1943 года. Идею создания (или возрождения) театра для детей (как важен был тем ребятам, пережившим ужасы войны, этот витамин радости!) подал Иван Алексеевич Михатов. Подготовительная работа заняла больше года. Не было кукол, декораций, актеров. Тем не менее, по некоторым свидетельствам, небольшие спектакли показывались малышам и до официального открытия театра. «Мощная инвалидная команда» взялась за осуществление такого нужного дела: сам Мшастый, драматический актер Игорь Емельянов и И. В. Тимошук. Все они были инвалидами войны, все очень любили театр. Официальная дата учреждения театра кукол – 22 июля 1944 года.

  Юрий ГОРЯИНОВ, внук Валентины Ивановны и Сергея Ивановича Михатовых, правнук Ивана Алексеевича:
– Иван Алексеевич  - отец Сергея Ивановича, а Валентина Ивановна (до замужества Берендюкова), была его невесткой. Отца Ивана Алексеевича звали Алексей Михайлович. Когда-то они владели цирком и паноптикумом.

Паноптикум – это передвижной музей-выставка; там были всякие редкости: муляжи, панорамы из восковых фигур, картины, документы и пр. Все это было разграблено в Херсонских степях, когда они возвращались с гастролей из-за границы, а тут случись революция. Подводы (их было более 70 штук), лошади (около 40 штук), брезент, воск – все пошло нарасхват (как говорят в Одессе, в бессрочный кредит).
В Воронеже они жили недалеко от Дуровых, хорошо их знали. Михатовы тоже держали животных: обезьяну, питона и других, мелких. Сергей Иванович, Иван Алексеевич и
  Алексей Михайлович (самый главный) были хорошими резчиками по дереву. Им это было нужно при уходе за экспонатами. Еще они работали с воском. Потом им это пригодилось при изготовлении марионеток. Они делали их сами и выступали с ними в Воронеже.


ВОЛШЕБНИЦА ИЗ ТЕАТРА КУКОЛ

Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
(Лариса Рубальская)

Михатова, по воспоминаниям знавших ее, была удивительно гармоничной личностью. Нежная блондинка, добрая, приветливая, всегда готовая прийти на помощь. Материально помочь, что-то сделать для человека… Не говоря уж о профессиональной помощи. Терпеливо, умело, талантливо учила и азам, и премудростям профессии.
Актриса Анна БЕЛОЗЕРОВА:

   Без сомнения долгие годы в нашем театре ведущей актрисой была Валентина Ивановна Михатова. В 1939 году в Москве проводился фестиваль кукольников и Михатова получила из рук Сергея Образцова почетную грамоту, как лучшая актриса. Она была удивительно добрым, внимательным партнером не только в спектаклях, но и в жизни. Мне пришлось играть с  ней в паре много ролей. В спектакле «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» я играла Аленушку, а она – Козлика (Иванушку). В сцене, где Иванушка превращается в козлика и Аленушка поет песню о потере братца, не только у детей, но и у взрослых появлялись слезы.
    А вот спектакль «Веселые медвежата» был другим, заражал детскую аудиторию весельем. Играла мы снова в паре с Михатовой. Два медвежонка приезжают в гости к бабушке с дедушкой в лес. Чего только они не вытворяли! На кухне разлили постное масло, вымазались в муке… Побежали к реке смыть с себя все, но наткнулись на пчел. Медвежата прячутся от пчел в бочку. А малые зрители переживают, визжат, подсказывают медвежатам, куда надо прятаться. Веселый игровой спектакль получился. Работа с В. И. Михатовой дала мне многое. Она всегда помогала осваивать роль, подсказывала, как лучше водить куклу, да и вообще многие тонкости работы актрисы театра кукол я переняла у нее.
  …Перечислять ее роли бессмысленно: практически все главные в спектаклях первых театральных десятилетий: «По щучьему велению», «Дюймовочка»,   «Конек-горбунок», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Кошкин дом»… Хороша была ее Солоха в «Ночи перед Рождеством», трогателен мужественный Гаврош в «Маленьком парижанине», прелестен Пиф в «Приключениях Пифа»…
Те кукольные гастроли молодого театра по селам, городкам и весям!.. Где только ни приходилось ночевать! В общежитиях, актовых, физкультурных залах на спортивных матах. Однажды заночевали в стогу. По дороге отскочила колесо в грузовике, на котором добирались до села. А тут еще начался сильнейший ливень, темнота. Кругом ни души. Прятались под брезентом, а потом нашли огромный стог, нарыли себе «норы» и кое-как заснули. Утром не нашли Михатову, а потом обнаружили ее лежащей посреди дороги. Ночью она ворочалась-ворочалась выбирая место помягче (сено-то колется), и нашла мягкое – кучу пыли посреди дороги.
  А как-то под таким же проливным дождем ехали из Коренево. Опять прятались под брезентом, поддерживая его руками, потом у Владимира Золова руки устали, он их опустил – и все с ног до головы мокрые!.. Но все тогда были молодые, веселые и к таким приключениям относились легко.

   …Несмотря на свой нежный облик, папиросу Валентина Михатова из рук почти не выпускала. Однажды всю ночь переделывала куклу для премьеры «Каштанки» – главная героиня не понравилась ни исполнительнице, ни режиссеру. (Навыков у Валентины хватало. До войны, в Воронеже, Михатовы сами мастерили своих марионеток, да и вообще руки у Валентины Ивановны были золотые.) Так, режиссер Емельянов бегал по городу в поисках ее любимых папирос «Казбек». Она шила, курила и пела, а результат наутро обрадовал всех.
   Как вспоминает про тот случай Анна Белозерова: «Решили ставить спектакль «Каштанку». Заглавную роль играла я. Но вот беда, у художника никак не получалась Каштанка. Неживая какая-то, необаятельная. Из-за куклы пять раз переделывали режиссуру. Попросил главный сделать куклу Валентину. Всю ночь она трудилась над ней. А Игорь Кондратьевич только успевал ей папиросы зажигать. Зато к утру была готова кукла, которая всем пришлась по душе, а Игорю Кондратьевичу особенно. Удобное в работе, симпатичное, оригинальное, будто живое, существо».
   Режиссер – Игорь Кондратьевич Емельянов перед войной учился в студии театра им. А. С. Пушкина вместе с известными нашими актерами А. Буренко и Н. Чуриловым, В. Стениным у знаменитого Канина. А потом война. Вернуться в драму Емельянову не пришлось – ему ампутировали ногу ниже колена. Но он театр не бросил. Высокий, красивый, умный.

   Емельянов и Михатова… Это одна из историй любви в «Куколке». Был многолетний роман, несмотря на 12 лет разницы (актриса была старше режиссера). Их связывало красивое чувство, помогавшее творить обоим. Оба были свободны. Емельянов не женат, в Курске он жил с родителями, Михатова рассталась с мужем (многие настаивают: из-за него), дочка Эмилия к тому времени уже выросла.
«Я за ним по шпалам пойду», – говорила Валентина Ивановна Анне Белозеровой. Увы, жизнь они доживали по одиночке. Емельянов уехал в другой город, вернулся женатым человеком. Жена умерла, детей они не нажили. Валентина Ивановна в конце 60-х переехала из своего дома напротив театра (того, что на Ленина, 99) в Привокзальный район, где получила однокомнатную квартиру. Она часто бывала в театре, жила его жизнью. Дружна была с семьями дочери и внуков.

…Валентина Михатова, несмотря на то, что числилась мэтром и ветераном театра, часто бывала по-девчоночьи озорной. В «несытые» советские времена актеры затаривались в сельских и районных магазинах чем только можно, обязательно прихватывали для праздников спиртное. И вот однажды в районной гостинице, куда долго добирались по морозу и бездорожью, Михатова, Белозерова и директор театра Таубе по обыкновению оказались в одном номере. Меблировка скромная: 3 кровати, 3 тумбочки, 3 стакана – как в сказке «Три медведя».
Пока директриса устраивала в номера других актеров, озорная Михатова подмигнула Анне: «Расслабиться срочно нужно, открывай бутыль». На столе стояли три граненых стакана, но налить водку в них они почему-то не решились. А вдруг директор зайдет и возьмет именно этот стакан! Думали-думали и сочинили тару: разбили яйцо и пили из скорлупок: и выпивка, и закуска в одном флаконе. Дамы обе были малопьющие, поэтому скорлупок одного яйца им хватило с лихвой. За этим занятием и застала их директриса: «Не смущайтесь девочки, отдыхайте, расскажу подругам, из чего мои актрисы водку пьют – со смеху умрут!» Актрисы умоляли: «не рассказывайте своим девочкам» (у директрисы был постоянный круг подруг, работающих в культуре). Но в итоге, об актерском изобретении народ узнал: эту историю они услышали от кого-то приукрашенную – вернулась к ним по кругу.

   Юрий ГОРЯИНОВ:
«Бабушка, Валентина Ивановна, была бесконечно добрым, отзывчивым человеком, очень любила мою маму и внуков, особенно меня. Будучи на все руки мастерицей, в доме делала  все сама, очень хорошо вязала и шила. Вязала и шила она в основном мне и маме, могла связать даже ковер и, кстати, связала их даже несколько штук.
Когда она еще работала и много ездила по гастролям, я всегда с особенным нетерпением, ожидал ее возвращения из очередной командировки, потому что она привозила мне кучу игрушек и большую связку интересных книг из городов, где им приходилось бывать. Интрига еще была в том, что она заблаговременно в письме сообщала обо всех этих покупках. В общем, с бабушкой мне повезло!
Любила животных. В последние годы у нее жил, найденный на улице, потерявшийся белый терьер Марсик. Последние месяцы своей жизни она была не по годам энергична, выглядела намного моложе своих лет, никто не предполагал, что она так быстро уйдет... Правда, я слышал, от матери, что она очень переживала по поводу возвращения в Курск Игоря Кондратьевича с женой Клавдией. Кстати, после смерти Емельянова, Клавдия поддерживала дружеские отношения с моей матерью».

  Марк ТОПОЛЯНСКИЙ:
– В нашем уютном дворике на Ленина, 104 опять лето. Дивное лето 1956 года. Мы, не знавшие войны, и потому бесконечно счастливые и беспечные, девчонки и мальчишки. Измученные войной и страшными потерями бабушки и дедушки на скамейках, с удовольствием наблюдают наши игры, затеи, бесчисленные придумки: смеются, подтрунивают, поощряют или мягко журят. В моей памяти навсегда их добрые, всегда добрые глаза. Конечно же, любой ребенок это чувствует. Мы платили им тем же. Услужить кому-то из взрослых – в радость. Но среди всех чудесных персонажей нашего двора был особенный, не похожий на других, совершенно загадочный. Какая-то неведомая притягательность таилась в каждом ее жесте. Настало время открыть эту тайну для всех, приоткрыть дверь в сказку, в которой мы – послевоенная поросль – находились совершенно естественным образом. Вот оно чудо, вот она наша тетя Валя!
Кукольный театр – страна Людей и Кукол, страна, где главный персонаж – Кукла, а
 
     Его Величество Артист остается невидимым во время Священного Действа и неузнаваемый никем потом. Понимаете? Никем! И никогда! Но мы-то знали! Ведь все, скрытое от чужих глаз, было нам известно. Нет, в нашем дворе не происходили спектакли. Но все было в тысячи раз интересней! Под летним солнышком на столах и скамейках, сразу после баньки, затеянной добрыми руками Предводительницы, сушились всевозможные персонажи таинственного мира! Мы тоже не были сторонними наблюдателями – нам вменялась охрана кукольного народа. Потом, как и положено, им наводился настоящий макияж.
  Тетя Валя казалась доброй феей, она умела все! У нас на глазах куклы хорошели и оживали. Разноголосая палитра персонажей разных сказок, воспроизводимая родным голосом. Но и тут тетя Валя умудрялась оказаться как бы в закулисье, хотя мы чувствовали ее дыхание, – ведь каждый почитал за счастье сидеть как можно ближе к нашей волшебнице. О, сколькими вопросами мы осыпали эту усталую, красивую женщину! Много ли детей может похвалиться тем, что водил Настоящую куклу собственной рукой, да еще под руководством такой замечательной артистки!

  А потом было действо уже в настоящем кукольном театре. Нам ничуть не мешала переживать происходящее в Театре особая осведомленность обо всех премудростях, скрытых от обыкновенных зрителей. И как только тетя Валя умудрялась протащить нас всех бесплатно в зал! Для меня до сих пор это тайна.
Приостановился на секунду, перечитал написанное, и поймал себя на мысли, что память сохранила больше второстепенные детали. А замечательная артистка вновь, как и тогда, где-то рядом, и все же незаметна. Потом понял, что все верно, – ведь она так и жила.
  Не постесняюсь высоких слов – момент подходящий. В памяти навсегда: славянская красота этой женщины, ее самоотверженная любовь к профессии, доброе отношение и уважение к людям, большим и маленьким, безмерная скромность, присущая только избранным. Достойнейший человек, добрая волшебница – наша тетя Валя Михатова!


 …В актерской Куколки многие годы висел портрет Валентины Михатовой работы Ирены Андреевой. Исчез бесследно после очередного ремонта. Жаль. Но добрую волшебницу до сих пор помнят многие…
 (Из книги  Ваш собкор из театра кукол, или Золотой век Анатолия Сезоненко: до и после".(Это - "до"... На другой стороне обложки - она - Валентина Михатова)