О фильме Царь и каше в головах россиян

Геннадий Гаврилов
П.Лунгин снял фильм «Царь» в пору своей творческой зрелости.
Об исторической достоверности фильма  говорить не приходится.
Множество небрежностей в отношении к фактам уже рождает недоверие.
По словам кинорежиссёра, история России напоминает ему поцарапанную пластинку: идёт песня, потом -  соскок… 
Возможно, такой «песней» был бы брак И.Грозного с английской королевой.
Предложение его было вежливо не принято. Но об этом в фильме не упоминается.
Зато много  кадров с «предстояниями»  царя и его опричников в молитвах.
Ещё больше  и тщательней в фильме  показывают «бесчинства» тирана-царя.
А одно из главных: публичное разжалование из митрополитов Ф.Колычева, за которым последовало убийство его в застенках монастыря.
Тема царских жён и невест могла бы дать простор творческой фантазии и  дополнить образ тирана-царя. Но режиссёр не поддался этому соблазну.
Какие же скрытые смыслы могут быть в фильме «Царь»? Что он проповедует?
                В роли  царского шута снимается священник РПЦ И.Охлобыстин.
Не намёк ли это на роль церкви в государстве после её отделения от него?
- Не похоже. Да и роль шута в фильме нельзя считать удавшейся: о царском шуте известно, что у него было княжеское происхождение и острый ум.
Ничего кроме зубоскальства с потугами на юродство во Христе  зритель не увидел.
А зубоскальства было столько, что патриарх Кирилл после выхода фильма уже не счёл возможным для  Охлобыстина совмещать служение  церкви и  Мельпомене.
         Роль царя исполняет известный с советских времён музыкант П.Мамонов. Исполняет почти карикатурно, возможно, так, как написано в сценарии, с явным уклоном в сторону психопатии или того состояния души и ума, которое в христианстве называют «бесовской прелестью».
             В сценах царских молений  много текстов подлинных молитв, читаются они чувственно, выразительности лица у актёра Мамонова не отнимешь.
Молитвы остались не услышанными.
А это означает, что уверенность царя в том, что он посланники божий, является его дремучим суеверием. Если  это и хотел сказать фильм, то получилось невразумительно.
        Есть несколько диалогов царя с митрополитом о милосердии к преступникам, о наказании злом за зло. Иногда они почти дословно представляют собой евангельские строки, которые в отрыве от контекста противоречат друг другу.
Но для того, чтобы считать их темой фильма,  мало причин.
           Образ митрополита Ф.Колычева в исполнении О.Янковского с самого начала фильма кажется слишком  страдальческим. Возможно, тому причиной болезнь актёра, которая через год после съёмок привела к смерти. Отёкшие, грустные глаза и  унылые интонации голоса  очень отдалённо похожи  на последствия  монашеского аскетизма и вселенскую скорбь и напоминают  симптомы тяжёлого перепития или хронической  болезни.
И только в конце фильма, когда митрополит  решается обличать царя и отказывает ему в благословении, появляется на лице отблеск подобающий ему силы духа. 
Но этот факт все помнят из учебников истории. А что хотели сказать режиссёр и сценарист фильма?
Не могли же они просто так собрать хороших артистов, чтобы сделать маленькую иллюстрацию к тем учебникам?
 
Фильм «Царь» вышел на экраны в 2009 году.   А годом раньше в России скончался патриарх Алексий 2.  Скончался при обстоятельствах, которые вызвали много недоумений и подозрений в насильственной смерти.
Патриарх Алексий 2 успешно сожительствовал с режимом власти, ни в каких разоблачениях замечен не был. Именно под его руководством церковь вляпалась в «табачное дело».
Были даже упрёки, что в критические моменты он был опорой режима.
В проповедях он не выходил за рамки отвлёчённого от мирской и политической  суеты богословия.
А от него ждали принципиальных оценок тех бедствий, которые обрушились на страну.
Одних взываний к терпению и милосердию было мало.
Поэтому,  - нет: никакого сходства с судьбой  митрополита Филиппа у патриарха Алексия 2 не находится.
А если и было что, то это случайное совпадение.
Разве мало священников, которые погибают не своей смертью…

В фильме С.Эзенштейна «Иван Грозный» с Н.Черкасовым в главной роли
 царь  получился, безусловно, лучше и ярче,  чем у Мамонова.
И главная идея фильма о необходимости борьбы с врагами отечества там просматривалась явно и была довольно убедительной.
На вопрос «Есть ли за что быть благодарными Сталину» Павел Лунгин ответил: «Конечно нет».
Может быть,  фильм «Царь» про Сталина и тиранов вообще?
Тогда  его можно считать если и не творческим провалом, то падением режиссёра.
Это сердитая карикатура на царя Ивана Грозного с претензией на актуальность.

Справедливости ради, надо сказать, что о фильме Эйзенштейна тоже были нелестные отзывы: «Удивляет … необъяснимое обилие фальши и явных исторических неточностей, которыми полон фильм…. Общий стиль фильма — внешняя его сторона и игра актеров до крайности вычурны и ходульны».
Официальная рецензия на вторую серию была ещё категоричнее:  "Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку Клукс Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером   слабохарактерным и безвольным, чем то вроде Гамлета".

Такую оценку можно объяснить огорчением от невыполненного социального заказа: власть заподозрила, что народ увидит  в опричниках её.
 П.Лунгину фильм никто не заказывал.
Параллели между российской гвардией и опричниной в его фильме не просматриваются.
Может быть, он просто почувствовал запрос  на компромат против  самой идеи строгой власти?
И  расчищает поле для беспредельной толерантности, когда каждый будет поступать по своим убеждениям?
Он же в курсе того, что россияне  назвали Сталина одной из величайших фигур эпохи.
И решил как-то бороться с этой «кашей» в головах россиян?
Но не мог же он не заметить в политике курс на укрепление вертикали власти.
Не мог не знать, что народ радуют «посадки» крупных чиновников и случайные смерти разного рода изменников.
Может быть, его фильм  только предупреждает, чтобы  власть не делала своим символом метлу и собачью голову, как это делали опричники Ивана Грозного?
Это за П.Мамоновым тянется  шлейф отрицательных персонажей его раннего творчества, который портит образ царя. А если придёт кто-то с хорошей репутацией и более пристойной внешностью, то это будет приятным сюрпризом и не только не вызовет отторжения, а будет встречено с радостью?
Дали бы эту роль чуть более молодому, чем сейчас, В. Лановому , или А. Домогарову, который в фильме играл опричника…   И они бы затмили многие неблаговидности эпохи Ивана Грозного.
А П. Мамонов, конечно, компрометирует  идею сильной власти.

 П.Лунгин в одном из  интервью сказал, что у россиян до сих пор нет единого мнения о главных исторических событиях страны  и о таких  исторических личностях, как Иван Грозный и Сталин.
 «Каша в головах…» - говорит он.  С ним  трудно не согласиться.
          Не причастен ли и сам Лунгин к тому, что
в  меню Российского  кинопроката «каши»  под разными соусами  стали преобладать?
 Нельзя сказать, что кино стало развлекательным. Хотя потуги к этому есть.
Оно иногда заявляет претензии на глубокомысленность и актуальность.
 Но после неоднократных разочарований у зрителя складывается впечатление, будто кинодеятели или паразитируют на зрительских интересах к серьёзным вопросам, или намеренно хотят закормить его  недоваренной «кашей» своих умствований.
Фильмы их могут отличаться  привлекательностью или  отвратительностью, но на душе у зрителя, доверившегося «светилам кино»,  светлее не становится.
А если учесть, что многие из них получают от государства деньги на кинопроизводство, то тень падает и на саму власть: не она ли выставляет такие рамки, в которых может  уместиться только то, что мы имеем в кинопрокате?