Душа и материя

Олег Ханов
03.01.2014. Я не верю в сохранение телесной субстанции, а любые ее копии будут отличаться от оригинала более, чем китайский контрафакт от истинного бренда. Будучи убежденным материалистом, я все же готов поверить в "переселение душ", в перемещение во времени и прочие глупости. А все от того, что никак не зацепиться, не очертить границы, не понять, что есть Я, "за что бороться". Вся надежда на "душу", но она неуловимая, все время ускользает. Просыпаясь, я помню вчерашний день, и позавчерашний тоже помню, всю свою жизнь помню, отчего могу говорить уверенно: "Это я!". А если не помню вчерашний день? Друзья мне рассказывают, что вчера надрался сильно и куролесил. Я возражаю: "Нет, это не я, я на такое не способен! Не помню, - значит, не было".

Предположим, что время переместилось в прошлое, "моя душа" оказалась в моем теле 20-летней давности. Весь вопрос в том, какая "душа" - та самая, молодая, или сегодняшняя? Если "та самая", то никто ничего не заметит, никаких следов настоящего времени там не будет, память сможет воспроизвести лишь то, что было в ней в том далеком прошлом. И это значит, что если душа тоже стареет, время превращается в некую условность. Оно может идти последовательно, может хаотически перемещаться по всей "временной шкале", никто ничего не заметит, имеет значение лишь четкая причинно-следственная связь событий, а в какую точку процесса мы попадаем, - не важно, из любой точки предыдущее выглядят "правильно", непротиворечиво. Иными словами, могу проснуться "20 лет назад" и не будет никаких причин предполагать, что попал "не в свое время".

При всем при том, "в мире знаний и чувств" не пропадет ни капли достойного, и все до самых мельчайших переживаний будет оцифровано в форматах литературных, музыкальных, живописных и прочих. Осознав однажды необходимость подобных занятий, я с воодушевлением принялся исполнять работу по наполнению одного из разделов такого архива. "Наш скорбный труд не пропадет!"

04.01.2014. Логика применима к любым сущностям, - материальным, нематериальным. Теология, по моему мнению, - "чистая наука", без оговорок, ее единственное отличие от других - особый набор аксиом и понятий. С "душой" все не очень понятно, и чтобы понять, о чем речь, надо бы попытаться определить ее атрибуты. Кажется, нет разногласий (даже у теистов-атеистов) в том, что душа связана с телом, она есть некий набор проявлений "телесной субстанции". Но далее начинаются расхождения. Первый вопрос - о соотношении души и тела, кто доминирует здесь? С точки зрения "материалиста", тело первично, оно порождает душу, вместе с телесными изменениями происходят душевные, умирает тело, душа тоже испускает дух. В здоровом теле - здоровый дух! Все на физзарядку!

- Вроде бы все правильно, хотя и скучно. Но уже в такой концепции можно допустить некоторое отклонение. Предположим, что есть некоторое временное рассогласование, задержка между изменениями тела и души. "Инерция" - явление физическое, т.е материальное.

...Меня всегда поражала советская цензура, эту касту можно без преувеличения назвать интеллектуальной элитой общества. Цензор чувствовал Слово, все оттенки смыслов словесных конструкций, далекие следствия из применений и глубокие порождающие его источники. Удивляло, насколько это было тонко. Цензор вычеркивает невинный сюжет, бесконечно далекий от классовых пристрастий или основ советского строя. Но можно построить длинную, невидимую с первого взгляда цепочку, которая все-таки выведет на эти основы. Не верю, что что-то могло случайно пройти сквозь цензуру, когда нечто "несоветское" появлялось, это были "плановые протечки". И я понимаю всю необходимость строгости, поскольку если допустить малую погрешность, рухнет огромное здание, как рухнул социализм, допустивший "гласность". В науке Лингвистика (во всяком случае, математическая) Россия опережает всех. Хочу предположить, что причина в том, что в советской действительности было всеобщее пристрастие к словам и их значениям, тон которому задавала цензура. И мы, читатели, тоже видели в текстах журналов больше, чем сказано.

Однако, я отвлекся, а хотел только показать, что такая мелочь, как инерция, способна подорвать основы материализма. И кажется, для инерции души находим подтверждение, встречая человека, по возрасту старого, с молодой душой. Допустив инерцию, мы отпускаем душу в свободное плавание, она начинает свой отрыв от тела, и даже пытается им управлять, заставляя преодолевать трудности.

Душа становится доминантой, она оторвалась от тела, теперь надо с ней разбираться отдельно. Сразу появляются вопросы, много вопросов. Каковы соотношения времени и души? Душа изменяется во времени, или есть у нее другие причины для изменений, она вне времени, т.е вечная? Каковы соотношения души одного человека и других душ, м.б. это одна единая большая душа, индивидуальны только ее воплощения? Где пребывают души, это свой мир, "другое измерение" и что есть еще интересного в этом мире? И, наконец, главный вопрос, - о соотношении души тела. Как происходит акт их венчания, насколько прочен этот союз, не может ли она уйти к другому телу? И что значит тело для души, - только материя, которой можно воспользоваться для проникновения в материальный мир, находя в нем пищу для ума? Однородна ли душа, или она состоит из автономных частей, и при определенных обстоятельствах распадается на множество составляющих. И тогда еще один вопрос: "в чем истинная душа человека?" Она самостоятельна, или пребывает под постоянным управлением? Сводится ли сущность человека к его душе? Какое отношение она имеет к сознанию? Желания возникают "на телесном уровне", но они волнуют душу и доходят до сознания.

Что значит "изливать душу", например в тексте или в музыке. Материальное становится посредником общения душ. Человек читающий, слушающий переходит в мир иной, не свой, но ему и там комфортно. Значит, души имеют много общего, иначе не было бы понимания. Может ли текст, отражение души человека давно ушедшего, породить новую душу? Материалист моими устами ответит: "Ну конечно может!". Собственно, именно это и происходит в процессе обучения и воспитания, совокупная душа человечества вкладывается в сознание ребенка. Но где же тогда мое, индивидуальное? - Я способен только повторять общечеловеческие истины, извлекая по случаю их фрагменты из памяти. Я умный, если это получается хорошо и не очень, если плохо...

06.01.2014. Не верю в "иную жизнь". Соображения такие. Не разобравшись до конца, что именно есть во мне, что следует сохранить, предполагаю, что мое существо образуется из совокупности того, что хранится в моей памяти и сигналов, поступающих в настоящее время от органов чувств. Определенно, после смерти сигналы от органов чувств не тревожат, остается только память. Представляю себя точно таким же, как есть, но ничего не чувcтвующим, не видящим, не слышащим, только думающим. В принципе, возражать не буду, но только прошу отключить всякие эмоции, среди которых желания, иначе будет больно, - хочу, но не могу. Впрочем, и в жизни такого предостаточно. Может быть, это не жизнь? - Как в песне В.Цоя: "В той стране, где вы не живете, потому что нельзя это жизнью назвать". Да и вообще, здесь нет никакой метафизики, данные из памяти можно перемещать, копировать на разные носители и хранить вечно.

Но думаю, что не об этом идет речь. Предполагается, что содержимое моей памяти - все, до последнего байта будет скопировано на другой носитель, представляющий точную копию моей "телесной оболочки", и я мгновенно улетаю в "дальние края". Не думаю, что моему двойнику там будет уютно, - в таком варианте он унаследует все мои желания и привычки. Я окажусь в незнакомой среде, к которой надо привыкать, и не уверен, что она мне понравится. Я знаю, что в другом городе не могу жить спокойно более двух недель. Мне предлагают вечно тосковать в раю? - Спасибо, но через пару лет такой жизни близнец, похожий на меня, бросится в бездну.

- Нет, скажут мне, все будет не так. Моя душа вселиться в молодого мужчину, стремящегося к любви, и принимающего ее в "райских кущах". От меня сегодняшнего останется только ощущения того, что это и есть я, тот самый, который жил на Земле и пытался кому-то сказать, что "Жизнь прекрасна!". Не имея доказательств тождественности, мне придется в это поверить или стать атеистом, утверждая, что нет, я - другой, не такой как вы думаете...

Стихи советского поэта М.Дудина:

И вновь возникну я, уже другой, нетленный,
уже в иной, обетованной мгле.
И смертно затоскую по Земле,
- Так, как сейчас тоскую по Вселенной.

01.02.2014. Услышал фразу: "Руки это продолжение души". Увидел в ней такое значение - руки служат "воплощению в жизнь" мысленных образов, наполнению идеальных форм материальным содержанием.

Руки производят "материальный продукт", некое "материальное благо". Любое производство предполагает вознаграждение. Естественные соответствия: материальное производство - материальное вознаграждение, духовное - вознаграждение соответствующее. В качестве последнего выступают всеобщее признание и почтение. В Советском союзе был сильный перекос - зарплата работников "умственного труда" была много ниже, чем у рабочего. Когда я запускал свои разработки на заводе и обучал работников, моя зарплата была в два и более раз ниже, чем учеников. В рабочей среде считалось, что в институтах люди ничего не делают, "штаны просиживают" и "бумажки перекладывают". Результат работы должен быть осязаемый.

Во всем этом вижу такую субординацию. Работа "интеллектуала" не выходит за рамки сферы "идеальной", есть у него "на входе" некоторая информация (исходные данные, техническое задание), которые он преобразует в другую информацию (например, запись технологического процесса). Рабочий в этом смысле посредник между сферами виртуальными и реальностью, он материализует мысли инженера.

Есть в этом истина. Человек живет в материальном мире, и его естественные занятия должны бы быть связаны только с окружающей его материей. Выход в идеальное - это вторжение в чужие области, где нас могут и не ждать. Но человек склонен к экспансии. Он расширяет ареал своего обитания в материальном мире и устремляется в иные сферы, имматериальные. Между этим, условно говоря "интеллектуальным пространством" и материальным миром идет интенсивное взаимодействие, в котором, как уже было сказано, участвует "рабочий класс". Другая форма взаимодействия принимает форму денежного обмена. Сначала возникает мысль о предмете. С помощью денег в соответствующих социальных учреждениях (магазинах) происходит материализация мысли, "на выходе" (из магазина) мы получаем готовый материальный продукт.

Так, "Интеллектуальные сферы", не потерявшие связь с реальностью, совершают интенсивные взаимодействия с материей с помощью посредников - рабочих и экономистов. Они образуют первую ступень идеального. Взаимодействия здесь курирует наука. Следующий уровень занимает искусство. Этот уровень тоже активно взаимодействует и имеет своих посредников - артистов, поэтов, музыкантов и других деятелей культуры. Все они, каждый по-своему, подражают реальному миру, строят его модели. В моделях переплетаются реальность и мысли об этой реальности. Некоторые экспонаты представляют собой "чистую мысль" и могут не иметь никаких соответствий в реальном мире. Они ведут на следующий уровень идеального, где располагаются силы, свершающие магию и чудеса. Возможно, что там тоже много интересного, но мне, как "просвещенному материалисту" путь туда заказан, - меня там не поймут, и я не готов понимать тоже.

У моей сестры есть знакомая - экстрасенс. Я скептически отношусь к ее предсказаниям, они всегда очень расплывчатые, их можно понимать по-разному. Но она предсказала совершенно конкретное событие, которое должно произойти в течение ближайшего полугода. Это очень смелое заявление, - за полгода можно не забыть предсказание. Предположим, что оно сбудется, смогу ли я тогда поверить в экстрасенсорику? Это чрезвычайно трудно, надо разрушить некоторый внутренний запрет, и если такое произойдет, поменяется вся картина мира, можно будет, например, погрузиться в религию. Хотя по моему нынешнему мнению, доказательства бытия Бога - это абсурд, вера не нуждается в доказательствах. Но это справедливо только для тех, кто верит. Доказательства придуманы для неверующих или сомневающихся.