Листок на ветру

Кристина Заяц

           Прекрасным, солнечным, сентябрьским утром Мария Сергеевна сидела в увитой виноградом беседке у себя на даче. Пила кофе с шоколадом и наблюдала за природой. Ласковые солнечные лучи проникали сквозь листву и согревали. Прилетали любопытные синички, гудели осы, порхала бабочка, по забору пробегала деловая белка с пушистым хвостом. Особое внимание женщины привлёк к себе сухой виноградный листок, висящий на тонкой паутинке. Ветер раскачивал его в разные стороны, но он крепко держался. Мария Сергеевна подумала, что она так же иссушена житейскими невзгодами как этот листок и из последних сил держится за свою паутинку, вопреки ветрам и холодным ночам.

           Как она до этого дошла? Почему её жизненные силы иссякли так рано, в шестьдесят лет? От куда такое истощение и опустошение? Многие сверстники ещё полны сил и бодрости. Мария Сергеевна продолжала наблюдать за виноградом и отметила, что лишь немногие листки начали увядать или совсем засохли. Большинство же были ещё зелёными и сочными. Так и среди людей.

          Мария Сергеевна работала главным бухгалтером в солидной компании. В этом году её отправили на пенсию. Место заняла молодая, полная сил и амбиций сотрудница. Примерно тоже самое произошло в личной жизни. Муж ушел к другой. Дети выросли и уже не нуждались в ней. Женщина неожиданно оказалась не у дел. Её словно выбросили за борт корабля под названием жизнь.   

          Всё лето Мария Сергеевна прожила на даче. Природа стала её единственным другом и соратником. Она жалела, утешала, ласкала, поддерживала и делилась своим теплом. Но с наступлением холодов, в октябре женщина была вынуждена вернуться в город. Уже в первые дни почувствовала, что не может найти себе места. Почти всё время сидела дома, смотрела пустые сериалы, лежала и много ела. Глядя в зеркало, не узнавала себя. Где та интересная, ухоженная, бодрая, целеустремлённая женщина? На неё смотрела подавленная, опустившаяся, сутулая и располневшая незнакомка в мятом домашнем халате.

           Одним пасмурным, холодным утром Мария Сергеевна решила, что нужно что то менять. И по давнему совету приятельницы, записалась на приём к психотерапевту.

          В уютном кабинете, за письменным столом сидел немолодой мужчина и внимательно смотрел на клиентку. Ей не понравился его колючий, высокомерный взгляд и то, как он держал себя. Лицо Евгения Владимировича нельзя было назвать добрым или хотя бы дружелюбным. Более того создавалось такое впечатление, словно между ним и клиентом стоит стена. Болезненная худоба, невзрачная одежда и запущенная борода на лице усиливали отталкивающий эффект. После долгого молчания, психотерапевт произнёс:
- Рассказывайте, я Вас слушаю.

         Мария Сергеевна растерялась. Что она должна рассказать этому чужому и неприятному ей мужчине? 
- Раз Вы пришли, значит Вас что то беспокоит. Говорите.
Клиентка продолжала молчать, а потом призналась:
- Я не знаю с чего начать.   
- Попробуйте описать Вашу проблему.
Тут женщина вспомнила про сухой виноградный листок на ветру и рассказала, что ощущает себя этим листочком, который вот-вот сорвётся с тонкой паутинки.
- Я полностью истощена и подавлена. Я утратила точку опоры и не знаю как и для чего жить дальше. Где взять силы, энергию, как вернуть интерес к жизни.
- Я Вам хочу предложить небольшой эксперимент. Вдумайтесь, возможно, что тот сухой листочек – это не Вы, а лишь часть Вас. Листва опадает, когда приходит время. Но Вы не умираете вместе с ней, как и сама виноградная лоза.  И весной снова появятся зелёные побеги. Как Вам такая версия?

         У Марии Сергеевны загорелись глаза.
- Мне она очень понравилась.
- Поставьте перед собой задачу поменять своё мировоззрение и самовосприятие. Чтобы чувствовать себя растением, полным жизненных соков, даже когда опадает листва.
- Это как раз то, что мне нужно. Одна из моих значимых проблем – это отсутствие целей, задач, уже не говоря о мечтах. Но как избавиться от моего первого сравнения с сухим листком?
- А Вы представьте себе, что разыгралась гроза, буря и сорвала листок с паутины. Ощутите, что он уже не Ваша часть.
- Я попробую.
- Вот и отлично, а я постараюсь Вам помочь. Давайте проанализируем, что в Вашей теперешней жизни выполняет роль сухих листьев?
- От меня ушел муж. Меня уволили с работы, как пенсионерку.
- И Вы вместо того, чтобы расстаться с этими листьями, цепляетесь за них.
- Да.
- Давайте начнём с работы. Скажите, Вы получали от неё удовольствие?
- Нет.
- То есть Вы почти всю жизнь занимались нелюбимым делом?
- Пожалуй, особенно в последние годы.
- И удивляетесь тому, что Вас покинули силы. Когда человек делает то, что ему нравится, происходит обмен энергии. Одну он тратит, а взамен получает новую, позитивную. Когда же мы делаем то, что нам не приносит удовольствия, мы отдаём силы, и получаем взамен только негатив, усталость и головную боль. Понятно, что есть вещи, которые надо делать несмотря на то, что не хочется. Но по возможности их нужно свести к минимуму.
- В детстве я очень любила рисовать и мечтала стать художником. Но мои строгие и практичные родители заявили, что это не профессия. Папа утверждал, что нужно твёрдо стоять на ногах и зарабатывать деньги. Так и получилось,  вместо художественной академии, я поступила на экономический факультет и всю жизнь работала с цифрами, а не красками.
- А почему Вы не совмещали работу с любимым делом?
- У меня на это просто не оставалось времени и сил. Я хорошо зарабатывала, но приходилось работать на износ. Дома семья. Жила только долгом, и не задумывалась о своих желаниях.
- У Вас два выхода: рассматривать свою ситуацию как одиночество и жизненный крах или перелистнуть страницу и почувствовать себя свободной.
- О, как бы это было хорошо. Только у меня ничего не получается.
- Конечно, сложно поменять свой стереотип мышления. Для этого нужно время и желание.
- Похоже, что у меня есть и то и другое.
- Это будет нелегко, но начинайте работать над собой. Вспомните, что Вы любите. Первое мы уже выяснили – рисовать. Начинайте сегодня же. Творчество очень благотворно влияет на человека. В процессе рисования Вы сможете выплеснуть свои эмоции и чувства, разобраться в себе и получить здоровую, позитивную энергию. Для этого не обязательно творить общепризнанные шедевры, делайте это просто для собственного удовольствия, не зацикливаясь на результате. Вспоминайте, что Вы ещё любите?
- Читать. В подростковом возрасти и в юности я зачитывалась. А потом началась рутина, и на это не оставалось времени.
- Отлично. Читайте. Я рекомендую Вам начать перечитывать Ваши любимые произведения. Писатели – знатоки человеческих душ. Возможно, что из книг Вы почерпнёте для себя новые знания жизни и найдёте ответы на многие вопросы. Особенно благотворна для души классическая и философская литература.

            У Марии Сергеевны засветились глаза. Перед ней словно открылась новая дверь. И она испытала давно забытое чувство вдохновения и энтузиазма.
- В последнее время у меня очень мало сил. Я почти всё время лежу, смотрю телевизор и ем.
- Это никуда не годится. Вам нужно составить распорядок дня. Очень важен режим.
- Но где взять силы?
- Появится мотивация, найдутся и силы. Вас нужно просто перезагрузить, как зависший компьютер. Ещё очень важно жить в гармонии с телом. Скажите, Вы любите какой-нибудь вид спорта?
- Да, мне нравится плавать.
- Прекрасно! Запишитесь в бассейн и посещайте его хотя бы пару раз в неделю. Старайтесь каждый день делать зарядку. Возьмите за привычку в любую погоду гулять в парке. И продолжайте искать занятия, приносящие Вам удовольствие.
- Я буду стараться.
- У Вас всё получится, верьте в себя. И конечно мечтайте.
- Какие мечты? Впереди старость.
- А Вы мечтайте, чтобы она была красивой, полноценной и неповторимой. Позвольте новым листочкам распуститься на Вашей душе. Ну что ж, с одним сухим листком под названием неинтересная работа мы разобрались. Теперь давайте поговорим о бывшем муже.
- У него очень сложный характер. Иногда мне казалось, что он меня любит и ненавидит одновременно. Порою ему приносило удовольствие делать мне больно. У него нет высшего образования, зарабатывал он всегда меньше меня. Поднимая свою самооценку, Олег постоянно пытался меня опустить. Он делал всё, чтобы я чувствовала себя виноватой, некрасивой, неполноценной. И, Вы знаете, ему это удавалось.
- А Вы терпели?
- Я боролась как могла. Наши отношения были очень похожи на войну.
- Я так понял, что Вы изо всех сил старались не дать себя сломить. Теперь Вы осознаёте, сколько сил и энергии уходило на эту бессмысленную борьбу? Я думаю, что Ваш муж был так называемым «энергетическим вампиром». Пока Вы были полны жизненных сил, он находился рядом и питался ими. Когда же Вы истощились и ослабли, Олег ушел. Это так?
- Да.
- Вы знаете, я всегда удивляюсь, когда ко мне приходят интересные, успешные женщины и рассказывают о семейной жизни, похожей на Вашу. За чем терпеть тирана и морального урода? У нас только одна жизнь и мы несём ответственность за неё. В таких отношениях женщина всегда истощается, если во время не уйдёт. Я пришел к выводу, что это женщины с заниженной самооценкой. Как правило они это тщательно маскируют. Ухоженные, добросовестные в учебе и работе. Всё стараются сделать на пять баллов, чтобы заслужить внешнее одобрение. Они чувствуют себя комфортно только когда их хвалят, и ими восхищаются. Всю жизнь доказывают миру, что они достойны любви и уважения.
- Это про меня. Я немного склонна к полноте, и муж меня всегда упрекал в этом. Я почти  всю жизнь сидела на диетах, и была стройная,  чего бы мне это ни стоило. Но он всё равно находил к чему придраться и оскорбить меня. Олег всегда завидовал моим успехам в работе и называл меня «мужиком в юбке». Хозяйка из меня по его мнению тоже никуда не годная. И я из последних сил старалась вкусно готовить и поддерживать в доме чистоту. 
- Скажите, а Вы на самом деле испытывали чувство вины?
- Я чувствовала себя виноватой с детства за малейшую оплошность, а с годами и без явного повода.
- Окружающие понимали это, и пользовались Вашей слабостью. Но это ещё не самое страшное в  коварном чувстве. Оно вредно прежде всего для Вас как личности. Это агрессия, направленная на самого себя. Люди с хроническим чувством вины всегда страдают нервными расстройствами. Теперь мне становится не только понятно, почему Вы истощены, я ещё и удивляюсь тому, что Вы относительно здоровы и живы. Вам нужно срочно поворачиваться лицом к себе. Иначе следующим «звоночком» после бессилия будут болезни и смерть. Так пусть же вместо этого Вас ждёт красивая и здоровая старость. Всё в Ваших руках. Должен предупредить, что легко не будет. Человек живёт привычками. Труднее всего изменить себя, особенно в Вашем возрасте.
- Скажите ощущаете ли Вы вину в данный момент?
- Да. Мне стыдно, что я так запустила себя и ужасно выгляжу.
- Интересно. Во-первых, Вы не так уж плохо выглядите. Но не это главное. Кому Вы должны хорошо выглядеть? Лично мне это не нужно. Я помню, что муж упрекал Вас за лишний вес. Но его рядом нет. А Вы по прежнему обязаны быть в форме.
- Это так.
- Идеальных людей нет.
- Я поправилась на десять килограмм и стыжусь себя.
- Стыд и вина – очень близкие чувства. Более того, я уверен в том, что если Вы скинете эти десять килограмм, «скелеты в шкафу» Вас не покинут. Они найдут себе другую почву. Расстройство пищевого поведения – следствие Ваших жизненных установок. Более того, Вы сами говорили, что всю жизнь сидели на диетах и приучили организм к голоду. Что ж, наше время на сегодня вышло. Если Вы хотите, можете записаться у секретаря на следующее занятие.
- Спасибо. До свидания.

            Марию Сергеевну переполняли противоречивые впечатления. Что то ей очень понравилось, и она взяла себе на вооружение, а что то нет. Какого это открыться перед чужим человеком, ничего не тая? Женщина ещё никогда не была так откровенна даже с самой собой. Мария Сергеевна не знала, доверяет ли она этому психотерапевту, который ей так не понравился сначала. Готова ли она ему позволить вмешиваться в её жизнь? Способен ли он понять и помочь ей?

            После некоторых колебаний, клиентка всё таки записалась на повторную консультацию.

           Несмотря на то, что на улице было пасмурно и ветрено, Мария Сергеевна не хотела идти домой, решив прогуляться в парке и обдумать всё услышанное. Стоял  октябрь месяц и краски природы вдохновляли. Деревья нарядились. Листва уже желтела и опадала.

          Следующее занятие, в отличие от первого разочаровало клиентку. Целый час Евгений Владимирович ковырялся в её прошлом. Особенно ей была неприятна работа над детскими воспоминаниями. Во всех бедах психотерапевт обвинял родителей и воспитание. А Мария Сергеевна с этим была в корне не согласна. Она очень любила и ценила свою семью. И к чему копаться в далёком детстве, когда она была так счастлива. На третьем приёме всё повторялось. У Марии Сергеевны возникло чувство отвращения к этому человеку за столом, и она осознала, что первое впечатление её не обмануло. Больше она не записывалась на психотерапию и поняла, что должна сама справляться со своими проблемами. Конечно что то Мария Сергеевна почерпнула из этих занятий для себя. Но становиться постоянной клиенткой этого «знатока жизни» не хотела.

         Перечитывая «Войну и мир», Марии Сергеевне особенно понравился эпизод, где Пьер Безухов после плена размышляет о том, как долго он искал смысл жизни, цели, задачи и всё напрасно. Теперь же он понял, что на всё воля Божья. Без неё ни один волос с его головы не упадёт. И не нужно искать, нужно просто верить. Мария Сергеевна доверилась жизни и Богу. Да будет всё так как ему угодно.

         Силы потихоньку возвращались, и жизнь приобретала краски. Впереди красивая старость.