Старинные вещи. Кованный сундук

Вадим Прохоркин
3. Старинные вещи. Кованный сундук.

Начало: "Старинные вещи. От  автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719


В Калуге наша семья проживала в бывшем доме купца и просола Ченцова. В доме семья занимала две большие комнаты и кухню с русской печью. Сзади печи была еще одна небольшая комнатёнка, в которой находилась топка печи, обогревавшей жилые комнаты. Вот там и стоял бабушкин старинный сундук. С него очень легко было забираться на лежанку печи.

В.И.Даль в своём словаре называл сундуки «коренной русской утварью». Наверное, в России не было такого дома, в котором отсутствовал бы сундук,  без него не обходилась ни крестьянская изба, ни купеческий дом, ни жилище аристократа. И действительно сундук являлся очень удобным предметом мебели. Он служил не только ёмкостью для хранения предметов обихода,  постельного белья, одежды и мехов, но и  для перевозки скарба, и даже в качестве сиденья или кровати.

Откуда сундук появился в нашей семье. Бабушка как-то обмолвилась, что сундук ей подарила Лизонька.  Лизонька – это  Елизавета Ильинична, её ближайшая подруга, она же крёстная бабушкиного сына Николая.  Подарила… Но когда  это случилось, и по какому случаю подарила? Вполне возможно, что подарила, и я в этом почти уверен, по случаю замужества бабушки. Чудесный свадебный подарок,  а главное очень нужный.  Венчание деда и бабушки состоялось 6 ноября 1905 года в одном из старейших калужских храмов - Георгиевской церкви что за верхом. В этот же день сыграли и свадьбу.  Вот и посчитайте, сколько сундуку может быть лет. А был ли он Елизаветой Ильиничной куплен непосредственно к свадьбе или  раньше, история умалчивает.

Сундук я хорошо помню.  Это был дорогой сундук со встроенным замком и фигурным к нему ключом, дешёвые сундуки обычно имели навесные замки. Корпус сундука был отделан кованными металлическими элементами в виде полос, скоб и вензелей, на торцах металлические ручки, тоже кованные. Поэтому сундук и называли кованым. 

Сундук всегда был закрыт на замок, и заглянуть вовнутрь мне удавалось только  тогда, когда бабушка что-нибудь из него доставала или в него укладывала.   Дерево, из которого был сделан сундук, имело светло-розоватый оттенок и  поэтому смотрелось очень красиво, но увидеть эту красоту можно было только при открытой крышке сундука.

В сундуке бабушка хранила платья, которые носила в молодости. Очень красивые платья, она пошила их своими руками, и они ей были очень дороги.  Хранились в сундуке и пропахшие нафталином вещи деда, оставшиеся после его смерти. Бабушка не посмела их ни подарить, ни продать, ни выбросить. А в секретном ящичке у левой стенки сундука, закрывавшемся на ключик, бабушка хранила какие-то бумаги и письма деда.

Когда во время войны мы покидали Калугу, бабушка, наивно считая, что в наше отсутствие заглянуть в сундук никто не посмеет, сложила в него серебряные ложки, вилки,  старинную серебряную стопку в виде маленького ведёрка и всё самое ценное, что имелось в квартире. "Самое  ценное" - это её слова, но что у нас в квартире было самым ценным, кроме столового серебра, я не знаю. Что касается стопки, то она была и старинной, и ценной, из неё в былые времена вкушал горячительные напитки отец бабушки, мой прадед. Необычная форма стопки, её желтый цвет (возможно, она была позолоченной) всегда вызывали удивление приходивших к нам гостей. Её с любопытством вертели в руках, рассматривали и проверяли пробу на её донышке.
 
Мы эвакуировались 9 октября 1941 года, а 12 октября в Калугу уже вступили немцы. Как потом рассказывала наша соседка, проживавшая в мезонине, немцы до вселения в дом на постой, тщательно его проверили, произвели «ревизию» и в нашей квартире.  Уверен, что "фрицы" не оставили без внимания сундук и его содержимое, и, наверняка, «реквизировали» из него всё самое ценное: и серебряные ложки с вилками, и стопку, и другие вещи, чтобы отослать их в Германию своим фрау в качестве «захваченных в бою трофеев».

А на сам сундук  никто не позарился, он сохранился и был обнаружен нами, когда уже после войны нам вернули старую квартиру, и мы в неё въехали. Сундук был, конечно, пуст, что и не удивительно. Грабить наше имущество начали «культурные» немцы, а продолжили  те, кто проживал в квартире после освобождения Калуги от оккупантов. Пропало не только серебро, но и бабушкины платья, и вещи деда. 

У нас уже не имелось ценных вещей, которые необходимо  было бы прятать в сундуке.   Вскоре сундуку нашлось место возле маминой кровати. Там он стал выполнять роль прикроватной тумбы, в которой мама хранила постельное бельё и зимние вещи, а потом на нём стала спасть потерявшая зрение бабушка.

Когда дом, в котором мы жили, снесли,  маме дали квартиру в хрущёвке с маленькими кухней и прихожей. Места для сундука в квартире не нашлось,  и его свезли на дачу. В нём стали хранить рабочую одежду и огородный инвентарь.  Потом дачу продали, продали  вместе с сундуком. Теперь он служит другим хозяевам.  Вот такая судьба у бабушкина сундука.

Продолжение следует.