Переделкино. Чуковский

Фурта Станислав
...Очень хотелось попасть туда, "на лишнего", как это получилось с Пастернаком. Когда я скромно потупив глаза в пол, спросил величественную матрону из музея, может быть, нас с женой пустят на экскурсию, та чисто в советских традициях гаркнула: "Мы с улицы никого не пускаем".

Раз мы с улицы, пришлось просто бродить вокруг да около.

Чуковскому повезло. Будучи незаконнорожденным, не имея в силу этого, ни отца, ни деда, он словно компенсировал этот недостаток какой-то даже одержимостью делать добро детям. И это его спасло. Спасло тем, что ни литературоведческими своими работами он известен, ни литературной критикой, а весёлыми (ох, только на первый взгляд весёлыми) стихами для детей. Фриковатый длинный Чуковский, излучавший безобидность и доброту казался людоедской власти неопасным. Поэтому он только подвергался "критическим поркам":

* "Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…" (Н.К. Крупская)

* "Сказка К. Чуковского ("Одолеем Бармалея!") — вредная стряпня, которая способна исказить в представлении детей современную действительность. «Военная сказка» К. Чуковского характеризует автора, как человека, или не понимающего долга писателя в Отечественной войне, или сознательно опошляющего великие задачи воспитания детей в духе социалистического патриотизма" (П. Юдин)

Офф-топик. Друзья, а кто-нибудь помнит, кто такой П.Юдин? Не-а... А вот Чуковского помнят. И будут помнить. Это я так. Сегодняшним авторам культурологических доносов на заметку.

Тем не менее, "Одолеем Бармалея!", где Айболития воюет со Свирепией - произведение для Чуковского глубоко личное. На войне погиб его сын Борис. И вот одно из его высказываний, попавшее в энкавэдэшный донос в ЦК: "…Всей душой желаю гибели Гитлера и крушения его бредовых идей. С падением нацистской деспотии мир демократии встанет лицом к лицу с советской деспотией. Будем ждать".

Всё... всё понимал автор детской весёлой "Чукоккалы". И прототип Тараканища с усами угадываем с полпинка.

В 1966 году (в общем-то незадолго до смерти) подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

А между делом... Между делом он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.

На территории музея, на приусадебном участке растёт дерево. На нём висят детские ботиночки... Что это? Стихотворение "Чудо-дерево" написал Корней Чуковский для своей младшей дочери Машеньки, но Мурочка, как её называли в семье, прожила всего 11 лет. По преданию, в память о дочери сам Чуковский это дерево и посадил. Но вот идея украсить его детской обувью принадлежала уже не ему. Так решил смотритель музея.

И у меня вот какие ассоциации возникают. Чуковский был сродни гамельнскому крысолову, который увёл детей из погрязшего в злобе Гамельна в неведомую страну. Это их ботиночки, это их дорога. Потому что тот, кто был воспитан на сказках Чуковского, никогда не мог стать подлецом.

#переделкино #корнейчуковский #детскаялитература.