11 октября

Павел Лисовец
«11 ОКТЯБРЯ». Драма, криминал.
Сценарий короткометражного фильма: 13 минут, 1 локация, 3 действующих лица

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - НОЧЬ

В тёмном кабинете, на фоне окна виден силуэт широкоплечего
мужчины. Неестественная белизна его пальцев резко
контрастирует с чёрными предметами в руках. Он стоит
неподвижно и смотрит как за окном капли дождя штрихуют серым
свет фонаря.
Это ПОЛКОВНИК (35-40). Его темная одежда едва различима в
полумраке кабинета. Тени от окна подчеркивают грубые,
рубленые черты мужественного лица. Треск и шипение рации в
руке выводят его из задумчивости.
Он включает лампу на массивном письменном столе. В свете
лампы поблескивают звёздочки на полицейских погонах. На руках
его становятся заметны белые латексные перчатки.
Полковник неспешно, с усталым вздохом садится за стол, ставит
рацию и кладёт предметы перед собой. В свете лампы они
обретают черты - это два телефона, паспорт и бумажник.
Настольные часы из большого письменного набора показывают:
23:50. На перекидном календаре перед часами видна дата: 10
октября. Пепельница заполнена окурками. Рядом с пепельницей
стоят две бутылки виски - пустая и початая.
Рация продолжает шипеть и трещать. Слышны отрывистые,
неразборчивые слова. Полковник берет со стола телефон и
ладонью стирает влагу с экрана. На перчатке остаётся бурый
след. Несколько красных капель попадают на календарь и часы.
Полковник включает видеозапись на телефоне.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - ЗАПИСЬ НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕФОНА - НОЧЬ

Вид с фронтальной камеры телефона, закрепленного на штативе
примерно на уровне груди. Горизонт немного завален.
ВАЛЕРА (23-26), худощавый, молодой человек в толстовке и
джинсах стоит на фоне стены c несколькими винтажными
постерами в рамках со стеклом. На постерах изображен Фредди
Меркьюри. У стены стоит высокий барный стул. Валера
придирчиво смотрит в экран, затем подходит и поправляет
телефон. Шагнув назад, он снова оценивает картинку. Довольный
результатом, Валера снимает толстовку, остается в тонкой
футболке и, смотрясь в экран как в зеркало, поправляет
прическу. На запястье и предплечье он замечает большие
лиловые синяки и с досадой вновь надевает толстовку.
Наконец, он включает запись. Убедившись в появлении
индикатора записи, Валера присаживается на стул и пытается
принять непринужденную позу.

                ВАЛЕРА
           Кхм... Всем привет!

Скромно улыбнувшись, слегка зажатый от стеснения, он робко
машет рукой, приветствуя зрителей.

                ВАЛЕРА
           Так. С чего начать...
                (пауза)
           Ну...
                (пауза)
           Мда. Возьми и запиши. Легко
           сказать...

Он отходит в сторону и пропадает из кадра.
ВПЗ: Слышен стук льда в стакане, звук наливаемой жидкости и
несколько глотков.
Валера возвращается со стаканом виски, садится на стул, затем
оборачивается, чокается с Фрэдди Меркьюри и делает новый
глоток. Вести себя перед камерой Валера начинает немного
свободнее.

                ВАЛЕРА
           Короче, если честно, я не был
           уверен, смогу ли... Но если вы это
           смотрите, значит сомнения и страх
           уже где-то там - за спиной.

Валера оборачивается на стену. Его взгляд останавливается на
постерах.

                ВАЛЕРА
           И-и-и...

На лице его появляется выражение досады.

                ВАЛЕРА
           Да твою ж мать!

Несколько мгновений он пребывает в растерянности, затем
подходит и склоняется над телефоном.
Осторожно, чтобы не нарушить его положение, Валера набирает
номер, жмет кнопку вызова и начинает разговаривать прямо в
экран.

                ГРИША (ЗК)
           Алло.

                ВАЛЕРА
           Привет. Не спишь?

                ГРИША (ЗК)
           Валь, ты?

                ВАЛЕРА
           Да.

                ГРИША (ЗК)
           Что за номер? Шифруешься?

                ВАЛЕРА
           Типа того. Не разбудил?

                ГРИША (ЗК)
           Шутишь? В такой день! Я ж
           Координатор как-никак.

                ВАЛЕРА
           Нет, мне как раз не до шуток.

                ГРИША (ЗК)
           Так! Только не говори, что решил
           соскочить.

                ВАЛЕРА
           Не знаю.

                ГРИША (ЗК)
           Бля! И ты туда же?

                ВАЛЕРА
           Я что не один?

                ГРИША (ЗК)
           Стоп! Это из за него? Подожди, дай
           угадаю. Ты ему рассказал и он
           жёстко против?

                ВАЛЕРА
           И да и нет. Дело не только в нём.

                ГРИША (ЗК)
           А в ком? Ещё вчера всё было норм.

                ВАЛЕРА
           Я сам не уверен. Не могу,
           понимаешь. Думаю, что - дальше и
           становится страшно.

                ГРИША (ЗК)
           Так. Не говори ничего. Ты здесь, на
           Плеханова?

                ВАЛЕРА
           Да.

                ГРИША
           Сейчас приду.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - НОЧЬ

Полковник кладет телефон на стол. На нем продолжает
воспроизводиться видео. Полковник берет со стола паспорт и
пролистывает до страницы с пропиской. Там виден адрес: улица
Плеханова д. 19. кв. 160. Затем он открывает разворот с
фотографией. На фото - Гриша (23-26), неприметный молодой
человек с хитроватым прищуром, в стильны очках, с окладистой
бородкой и лихими усиками, совсем не гармонирующими с
простым, деревенским лицом. Полковник изучает его с
пренебрежительной ухмылкой, словно ему достаточно фото в
паспорте, чтобы понять, что представляет из себя этот
человек.
ЗК: Из телефона доносится мелодия дверного звонка, шаги, звук
открываемой входной двери и отдаленные неразборчивые голоса.
Полковник достает из кармана сигареты, зажигалку и
закуривает.
ЗК: Из телефона слышны шаги и приближающийся взволнованный
голос Гриши.
                ГРИША (ЗК)
           ...Валя, а как ты хотел?! Конечно
           подстава! Ты масштаб акции
           представляешь? Наступит утро, и эта
           страна уже не будет прежней. Ни-когда, понимаешь? И сделаем это мы!
           Ты, я - все. Вместе сделаем,
           понимаешь?

Полковник берет со стола телефон.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - ЗАПИСЬ НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕФОНА - НОЧЬ

Вид с фронтальной камеры телефона, закрепленного на штативе
примерно на уровне груди.
В комнату входят ГРИША (23-26) и Валера.

                ВАЛЕРА
           Виски?

Гриша кивает. Валера отходит в сторону и пропадает из кадра.
Гриша остается напротив камеры, и продолжает свою пылкую
речь. От волнения он начинает ходить взад - вперед.

                ГРИША
           Нет, ты реально не въезжаешь? Это
           сотни людей. Сотни!
           Пойми, это историческая фигня.
           Переворот в сознании общества. Мы
           все будем в истории, без вариантов.

ВПЗ: Слышен стук льда в стакане и звук наливаемой жидкости.

                ВАЛЕРА (ВПЗ)
           Гриш, не надо меня агитировать. Я
           знаю всё что ты скажешь.

                ГРИША
           Агитировать... Да, на хрен ты
           нужен! Позвонил, значит сомнения,
           значит проблемы. Я помочь пришел.

                ВАЛЕРА (ВПЗ)
           Ты не так понял.

                ГРИША
           Агитировать... Могу уйти. Легко!

Валера подходит к Грише с полным стаканом. Валера снова в
кадре. Гриша и Валера выпивают. Гриша морщится.
В движениях и голосе Валеры появляется уверенность.

                ВАЛЕРА
           Стой. Но и я никому ничего не
           должен. Всё, что я обещал - это
           подумать...

                ГРИША
           Ну, конечно. Сначала было - я с
           вами, теперь стало - подумать,
           конечно...

                ГРИША
           Ты же сам ныл, что устал жить
           двойной жизнью...

                ВАЛЕРА
           Ты прав.

                ГРИША
           Говорил - на кой такая жизнь, лучше
           никак, чем так. Скажи ещё, что я
           это выдумал.

                ВАЛЕРА
           Было.

                ГРИША
           Так вспомни об этом. Будь собой.
           Решать нужно сердцем! Счастье и
           разум - дорожки в разные стороны.

                ВАЛЕРА
           А что ты знаешь о счастье? Хочешь -
           честно?

                ГРИША
           Ну?

                ВАЛЕРА
           Акция Афиши в две тысячи
           тринадцатом...

                ГРИША
           И?

                ВАЛЕРА
           Что, после того камин-аута у кого-то
           счастья прибавилось? Ага, прям
           полилось через край.

                ГРИША
           Это тоже история - первый опыт,
           пусть не самый удачный. Но сейчас
           всё будет иначе!

                ВАЛЕРА
           Иначе? Серьезно? Кто о них помнит?
           Что с тех пор изменилось..?
           Расскажи, а то я наверно не в
           курсе.

                ГРИША
           Тогда их было тридцать. Сейчас нас
           сто шестьдесят один... Или уже сто
           шестьдесят..?

Гриша с вызовом смотрит на Валеру.

                ВАЛЕРА
           Тогда половина уехала из страны. Ты
           уверен, что завтра будет как-то
           иначе?

                ГРИША
           Даже если и так? Тебе-то чего
           бояться? Ты - стоматолог. Такие как
           ты везде в шоколаде. Вон, этот, как
           его - Глазов - шахтер. Вот кто в
           натуре сжигает мосты!

                ВАЛЕРА
           Реально шахтер?

                ГРИША
           Валера, в этом суть акции - в
           разрыве шаблона у серой массы.
           Обычные люди - менеджеры, врачи,
           таксисты, шахтеры живут и работают
           рядом с ними. И если б не камин-аут
           никто бы и знать не знал...

                ВАЛЕРА
           Твою мать, шахтер... Куда ж он
           потом?

                ГРИША
           Куда захочет. Ты представь, какой
           это шанс свалить. Завтра ему
           откроются двери в любую страну.
           Многие об этом могут только
           мечтать. Представь, мы с тобой
           где-нибудь в Вене...

                ВАЛЕРА
           Подожди. Так ты из за этого..?

                ГРИША
           Стоп. С темы не съезжай!

                ВАЛЕРА
           Подожди.

                ГРИША
           Это ты подожди! Ты с ним поговорил,
           так?

                ВАЛЕРА
           Но...

                ГРИША
           Так?!

                ВАЛЕРА
           Так.

                ГРИША
           И потом передумал?

                ВАЛЕРА
           Не передумал...Засомневался.

                ГРИША
           Выходит, он полирнул тебе мозг и ты
           решил соскочить. Ну, так выходит.

                ВАЛЕРА
           Ты не знаешь, как всё было.

                ГРИША
           Так расскажи. Думаешь, зачем я
           здесь? Чтобы слушать.

                ВАЛЕРА
           А что рассказывать? Поговорили про
           Афишу. Про то, что организаторы -
           суки, преследуют личные цели -
           пиарятся на несчастье. И знаешь, он
           меня почти убедил. Потом он спросил
           - Что дальше? Я ответил - Буду
           думать. И тут его переклинило.

Валера задирает рукава и обнажает синяки на запястьях.

                ГРИША
           Охренеть! Прямо сказка Синяя
           борода.

Гриша указательным пальцем касается синяка. Валера морщится
от боли.

                ВАЛЕРА
           Сначала орал, что я предал всё, что
           между нами было, что он из кожи вон
           лезет ради нашего счастья, а я хочу
           растоптать и уничтожить... Ну и в
           таком духе...

                ГРИША
           Эпично.

                ВАЛЕРА
           Не то слово. Но знаешь, что меня
           выбесило? Он мне не доверяет.
           Отобрал карты, паспорт, телефон,
           всё...

Валера поднимает руки в синяках, словно для весомости своих
слов.

                ГРИША
                (с легким сарказмом)
           И уедешь ты теперь только до
           соседнего города... На
           электричке...

                ВАЛЕРА
           Не смешно.

                ГРИША
           Да-а, дела. С этим надо что-то
           делать. Ты знаешь, мне кажется он
           просто боится. Очень сильно боится.

                ВАЛЕРА
           На самом деле всё сложно. В чем-то
           я его понимаю.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - НОЧЬ

                ГРИША (ЗК)
           Слушай, а кто он? Может хватит уже
           его прятать? Кто? Чиновник?
           Публичное лицо? Шоубиз? Военный?

Лицо полковника принимает ожесточенное выражение. Он глубоко
затягивается, откладывает телефон, нервно тушит окурок в
пепельнице и машинально достает новую сигарету.

                ВАЛЕРА (ЗК)
           Типа того.

                ГРИША (ЗК)
           Ага-а, значит военный - красивый
           здоровенный...

Спохватившись, Полковник ищет в пепельнице свой окурок и
убирает его в пачку с сигаретами. Только потом он закуривает
вновь и поднимает телефон.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - ЗАПИСЬ НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕФОНА - НОЧЬ

Гриша достает телефон.

                ГРИША
           Давай ему позвоним и все решим.
           Урегулируем все разногласия.

                ВАЛЕРА
           Не стоит.

                ГРИША
           Да ладно! Хуже точно не будет.

                ВАЛЕРА
           Нет.

                ГРИША
           Да не бойся ты, я знаю как с такими
           общаться. Не первый раз.

                ВАЛЕРА
           Ты не всё знаешь. Он меня с людьми
           разными знакомил, друзьями,
           коллегами...

                ГРИША
           Не понял.

                ВАЛЕРА
           Племянником представлял.

                ГРИША
           Зачем?

                ВАЛЕРА
           Хотел, чтобы как у всех - семья,
           общие знакомые...

                ГРИША
           Как у всех... Капец! И как вы
           теперь?

                ВАЛЕРА
           Не знаю.

                ГРИША
           А с другой стороны, ты же его об
           этом не просил?

Валера молчит потупившись.

                ГРИША
           Ведь не просил?

                ВАЛЕРА
           Нет.

                ГРИША
           Вот!

                ВАЛЕРА
           Что, вот?

                ГРИША
           Ты не можешь отвечать за чужие
           поступки. Каждый отвечает за себя
           сам. Ты хочешь быть свободным?

                ВАЛЕРА
           Да, и что? Я не хочу разрушить
           чужую жизнь.

                ГРИША
           Подожди. Дай подумать.
                (пауза)
           Давай-ка сделаем так - всё это
           запишем, также - в формате
           разговора. Будем сидеть, болтать, я
           буду задавать вопросы, ты -
           отвечать. Потом смонтируем и решим,
           что дальше.

                ВАЛЕРА
           А что дальше?

                ГРИША
           Тебе решать. Как ты там говорил,
           стать свободным или всю жизнь
           притворяться?

Валера залпом допивает содержимое своего стакана.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - НОЧЬ

Треск полицейской рации вновь заполняет комнату звуками.
Прерывистые переговоры пробиваются сквозь щелчки и шипение.

                ГОЛОС1 (ЗК)
           Двести шестнадцатый. Улица
           Плеханова девятнадцать. Квартира
           десять. Сообщение о выстрелах в
           соседней квартире. Как понял?

                ГОЛОС2 (ЗК)
           Двести шестнадцать. Плеханова
           девятнадцать. Выстрелы в квартире.
           Принял.

Рация продолжает шипеть и трещать. Слышны отрывистые,
неразборчивые слова. Полковник кладет телефон, поворачивает
регулятор громкости рации и, убедившись, что шум исчез, снова
берет телефон.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - ЗАПИСЬ НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕФОНА - НОЧЬ

Валера сидит на барном стуле. Его стакан снова полон. Гриша
стоит рядом облокотившись о стену. Недопитый стакан Гриши
стоит на полу.
                ГРИША
           Давай, так. Если забыть все эти
           акции, обстоятельства, твоего
           друга. Что ты чувствуешь? Только
           честно.

                ВАЛЕРА
           Ну...

                ГРИША
           Загляни в себя и скажи.

Валера задумывается, потом делает большой глоток из стакана.

                ВАЛЕРА
           Понимаешь, я устал прятаться и
           скрываться, существовать с чувством
           незримой опасности за спиной...

Из глубины квартиры доносится мягкий, осторожный щелчок
замка. Валера с Гришей его не замечают.

                ВАЛЕРА
           ...и еще с каким-то непонятным
           чувством вины, очень глупым
           чувством вины... Перед кем? За что?

Он залпом опустошает стакан.

                ВАЛЕРА
           К чему этот разговор? Ты сам всё
           знаешь.

                ГРИША
           Я - да. Другие - нет. Им и объясни.

                ВАЛЕРА
           К черту! Ты лучше объясни почему я
           не могу просто быть таким, как
           есть, таким, как родился? Почему
           нужно носить маску, делать вид,
           притворяться?

На фоне его слов из глубины квартиры доносятся вкрадчивые
шаги.

                ВАЛЕРА
           Ведь я же просто роль, фальшивая,
           нелепая роль.

Валера разочарованно смотрит на свой пустой стакан. Замечает
на полу стакан Гриши, берет его и допивает залпом.
Гриша бледнеет. Удивление на его лице сменяет испуг. От
страха он не способен пошевелиться, но Валера уже не обращает
на него внимания. Он пылко говорит в камеру телефона.
                ВАЛЕРА
           И как жить теперь с этим? Что
           сказать себе через пару десятков
           лет? Жизнь моя была бесконечным
           спектаклем? Спектаклем под
           названием - Как бы чего не вышло?
           На хер всё это! На хер!

Валера переводит дух и продолжает.

                ВАЛЕРА
           Хочу закончить это представление! Я
           устал бояться. Я такой, какой есть,
           другим не буду и быть не могу, и
           главное – не хочу!

Он поворачивается к Грише.

                ВАЛЕРА
           Всё! Давай! Пишем! Я готов,
           слышишь..?

Валера замечает испуганное лицо Гриши и поворачивается в
сторону, куда устремлен его взгляд.
Раздается выстрел. Взмахнув руками, Валера разбивает стекло
на постере и падает вместе со стулом. Стакан разбивается.
Осколки стекла и кубики льда разлетаются по полу.
Гриша поднимает руки словно сдаваясь.

                ГРИША
                (заикаясь)
           Я ничего не видел. Меня вообще
           здесь нет. Я в соседнем подъезде...
           Живу.

Параллельно он боком, как-то неловко, подчеркнуто вкрадчиво и
осторожно двигается от стены в сторону камеры телефона.

                ГРИША
                (заикаясь)
           Я - дома. Принимаю ванну. С пеной.
           Знаете, пушистая такая, розовая.
           Карибская ваниль...

Раздается выстрел. Гриша хватается руками за живот и
удивленно смотрит на кровь сочащуюся сквозь пальцы. В поисках
опоры он хватается за телефон. Пальцы закрывают экран. Слышен
хруст пластика.
На экране мелькают потолок, стена с постерами, окно,
массивный письменный стол с большим письменным набором,
часами, календарем, пепельницей и бутылками, кресло у стола.
Слышен стук падающего тела, треск ломающего штатива и хруст
стекла. Наконец изображение замирает. Сквозь пятна крови видна только
люстра на потолке.
Слышен щелчок выключателя. Люстра гаснет. После небольшой паузы слышны шаги.

ИНТ. КВАРТИРА - КАБИНЕТ - НОЧЬ

На экране телефона видна только люстра на потолке. Слышны
шаги и хруст стекла под подошвами. В полумраке отчетливо
различим лишь палец в белой латексной перчатке. Он
прикасается к экрану и выключает запись.
Изображение на экране останавливается.
Полковник удаляет запись. Пальцы в перчатках оставляют на
экране бурые следы. Полковник открывает в телефоне
фотогалерею. Он методично листает фотографии, удаляя их одну
за другой.
Неожиданно Полковник замирает. Он всматривается в фотографию.
По лицу его пробегает едва заметная улыбка, затем губы
сжимаются, начинают дрожать, глаза становятся влажными.
На сэлфи - два мужчины со счастливыми лицами нежно, явно не
дружески, обнимающие друг друга. Это Полковник и Валера.
Лицо полковника краснеет. Он делает усилие, чтобы сдержать
слезу, которая норовит сбежать сквозь прищур его век.
Полковник нежно, словно убаюкивая, гладит пальцем фото Валеры
на экране, с каждым новым движением все больше замазывая его
лицо кровью.
Словно очнувшись, полковник решительно откладывает телефон,
достаёт пистолет и взводит затвор. Ствол тянется к виску, но
так и не достигнув цели, рука с пистолетом безвольно падает
на колени. Плечи Полковника подрагивают. Обмякшее тело
медленно раскачивается взад-вперед.
Окно освещается светом фар, и затем - мерцанием синих
мигалок.
Полковник замирает в оцепенении и некоторое время сидит
неподвижно, упёршись взглядом в пистолет на коленях.
С улицы слышен шум двигателей машин, хлопки дверей, мужские
голоса.
Словно очнувшись, Полковник откладывает пистолет. Снимает
перчатки, бережно протирает экран телефона и убирает его во
внутренний карман. Настольные часы с красными каплями на
циферблате показывают: 23:59. Взгляд полковника падает на
календарь. Он отрывает с календаря верхний листок, вытирает
внутренний карман. Настольные часы с красными каплями на
циферблате показывают: 23:59. Взгляд полковника падает на
календарь. Он отрывает с календаря верхний листок, вытирает
им вспотевшие пальцы и бросает на пол. Забрав пистолет, он
скрывается в полутьме.
В синих вспышках мигалок видны постер с паутиной из трещин
прямо на лице Фредди Меркьюри, перевернутый барный стул,
торчащие ножки штатива и силуэты двух тел на полу.
Из глубины кабинета слышен хруст стекла под подошвами, затем
шаги, щелчок дверного замка и звук закрывшейся двери.
В комнате наступает тишина, только мелкий дождь еле слышно
стучит по карнизу. Капли дождя на окне переливаются синим
светом. Настольные часы показывают: 00:00.
С улицы доносятся суета, топот, лязганье затворов, и грубый
голос: Полковник, ты чё, бухой? Давай, не дури, убери ствол.
Ствол опусти, говорю!
Слышны пистолетные выстрелы, следом выстрелы из автоматов и
звон битого стекла.
Капли дождя на окне переливаются синим светом. На листе
перекидного календаря видна крупная надпись: 11 октября -
Международный день каминг-аут. И под ней - текст: По мнению
организаторов, это мероприятие позволяет снизить негативные
последствия каминг-аута как для психики близких и друзей
человека, так и для него самого.
Лампа на столе медленно гаснет, постепенно погружая календарь
в полумрак. Всё усиливающийся дождь барабанит по карнизу.