6. Иван Шмелёв - небесное в земном

Георгий Валентинович Куликов
Икона Божией Матери «Донская». Память 1 сентября (19 августа по Юлианскому календарю)


     А вот ещё одна «нить событий», не менее чудесные «чётки». Чин отпевания Шмелёва в Донском монастыре совершался в день памяти преподобной Евфросинии, в миру княгини Евдокии, супруги  князя Димитрия Донского. Её тщанием был воздвигнут в Кремле храм Рождества Богородицы и положено начало празднования Куликовской победы. Князь же Димитрий утвердил день памяти о воинах, отдавших свои жизни за Отечество – Димитриевскую родительскую субботу.
     После разгрома полчищ Мамая донские казаки преподнесли Великому Московскому князю чудотворную икону Божией Матери, которая сопутствовала им в бою. Икону стали именовать «Донская». А после того, как она явила чудо спасения града Москвы от набега крымских татар, на месте походной воинской церкви Преподобного Сергия Радонежского, где находилась икона, царь Феодор Иоаннович основал монастырь. А в день памяти «Донской» постановлено было совершать крестный ход. «Завтра у нас «Донская», – вспоминал об этом празднике москвичей Шмелёв. – завтра Спас Нерукотворный пойдёт из Кремля в Донской монастырь крестным великим ходом, а Пречистая выйдет ему навстречу в святых  воротах»
     Когда в 1943 году Шмелёв «случайно» избежал смерти, он своё спасение целиком приписал заступничеству Царицы Небесной. Уверенность утвердилась на двух «ничтожных» событиях, «имевших для него, – как пишет Ольга Николаевна Сорокина, – глубокое духовное значение. 3 сентября, в 9.45, когда Шмелёв был ещё в постели, четыре бомбы упали недалеко от его дома. Два здания напротив превратились в развалины. В его квартире все окна были выбиты и полы густо усыпаны мелкими осколками стекла. Спинка его рабочего кресла была пронзена мелкими стеклянными стрелками… Посетив его в тот же день после бомбёжки, писатель М.С. Рославлев застал Шмелёва за пишущей машинкой в его спальне-кабинете. Иван Сергеевич взволнованно сообщил Рославлеву, что если бы он сидел на обычном своём месте за столом в кресле и если бы сел за работу в обычное время (а он залежался в постели), то град стёкол от большого окна пронзил бы его голову и грудь. То, что он не встал в привычное для него время, он приписал помощи Провидения.
     Вместе с осколками в комнату к нему залетела бумажная репродукция картины итальянского художника ХV века А.Балдовинетти «Богоматерь с Иисусом» Уборщица нашла её лежащей на осколках. Эта репродукция, очевидно, была прикреплена кнопкой к стене в какой-то квартире. Шмелёв был уверен, что Богоматерь спасла его в это утро. Его уверенность подтвердилась. Пока делали ремонт в его квартире, он жил у Юлии Александровны Кутыриной за городом и в её парижской квартире. Прошло пять недель, ремонт был окончен, и он вернулся к себе домой. Прежде всего он стал отрывать листки календаря, но вместо того, чтобы оторвать все прошедшие дни сразу и выбросить их, он взял первый листок за 3 сентября – день воздушного налёта, и был поражён, увидев на обороте листка отрывок из своего собственного очерка «Заступница Усердная», начинающийся так: «Плавно колыхаясь, грядёт Царица Небесная над всем народом...» – и кончающийся: «Все под ней. Она Царица Небесная». Календарь был составлен полтора года назад. Иван Сергеевич заметил также, что угол, где висели его иконы – в том числе и иконки-листочки рядом с окном, откуда всё было сорвано, – остался невредим. Шмелёв считал, что он спасся, остался жив только благодаря заступничеству Царицы Небесной.
     В канун Покрова Святой Богородицы (13 октября) он  отслужил благодарственный молебен за своё спасение и панихиду по усопшим  родным, которые – он был уверен – молились за него. Это «двойное» знамение воспринял он всем сердцем».

Начало: 1. http://proza.ru/2020/11/02/973
        2. http://proza.ru/2020/11/02/986
        3. http://proza.ru/2020/11/02/998
        4. http://proza.ru/2020/11/02/1114
        5. http://proza.ru/2020/11/02/1122

Окончание: 7. http://proza.ru/2020/11/02/1139