2009 год - Манифест II Конгресса гагаузов Мира

Арслан 2
Из АРХИВА, 2009 год... Стоянов УХОДИТ - Формузал  ОСТАЕТСЯ !
Или наоборот...

Завтра, 10 июля 2009 года, Н.Стоянов  уходит в отставку "по  собственному желанию" и тем самым спасает М.Формузала от "НАПРАСНОГО  УДАРА" национал-патриотов.

Если же завтра Стоянов согласится утвердить предлагаемый  ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ II Конгресса гагаузов мира,   то мы его не будем трогать еще полтора месяца, до 20 августа 2009  года, пока не закончит свою работу 2-й Конгресс гагаузов мира.

КОМИТЕТ,  9.07.09 г

+++

В Оргкомитет по подготовке   II Конгресса гагаузов мира.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ II Конгресса гагаузов мира
(Проект)

Мы, делегаты  II  Конгресса гагаузов мира заслушав доклады, сообщения, информации  профессиональных историков, историков – энтузиастов, патриотов по  проблемам  развития Гагаузской Нации, во имя исторического  возрождения Гагаузского Народа и Языка Гагаузов, принимаем следующие  РЕШЕНИЯ:

I.   Утвердить предложенные  проекты:
А).  ДЕКЛАРАЦИЯ  II  КОНГРЕССА ГАГАУЗООВ МИРА   «Проблемы языка гагаузов»    (Текст  прилагается).
Б). МАНИФЕСТ  II  КОНГРЕССА  ГАГАУЗОВ МИР « Мы гагаузы - Христиане с Апостольских  времён»  (Текст прилагается).

II.   Учредить Постоянно действующий Комитет Конгресса гагаузов Мира и   «Всемирный фонд возрождения гагаузов» при нём.  Председателем  избрать С.М.Топал, первого Президента Гагаузской республики,   советника Башкана  GAGAUZ ERI.   Поручить Топал С.М. представить, в течение месяца, на утверждение  Башкану  составы  Постоянного комитета и Попечительского Совета    фонда Возрождения  гагаузов с изложением их основных функций.

III.     2-й Конгресс Гагаузов Мира, в ознаменовании 15-летия создания   GAGAUZ   YERI,   которое наступает 23 декабря 2009 года, выражает свои пожелания  Башкану и Исполкому Гагаузии, всем депутатам Народного Собрания  Гагаузии о  необходимости воссоздания по всей  Гагаузии  доуниверситетских  национальных учебных заведений, а в  г.Комрате  (с филиалами в г.г.   Чадыр-Лунга и Вулканешты)  возобновить (воссоздать)  действие    Гагаузского университета  с гагаузским языком обучения и с  усиленным (углублённым) изучением молдавского и английского языков.

  IV.   Тексты МАНИФЕСТА и ДЕКЛАРАЦИИ Постоянному комитету Конгресса  гагаузов мира,  опубликовать во всех средствах массовой информации   GAGAUZ YERI  и за ее пределами, издать отдельной брошюрой на трёх языках   (гагаузском, английском и русском) и разослать во все гагаузские   (тюркские) сообщества  мира, главам государств, где проживают  потомки древних тюрков, в международные организации,  в духовные  учреждения мира.

V.    Поручить Постоянному комитету Конгресса гагаузов мира учредить    газету  «GAGAUZ-HALKI»    Конгресса гагаузов мира и одноименный Интернет-сайт под  тем же    названием –  «GAGAUZ-HALKI».

Д Е К Л А Р А Ц И Я   ( Проект)
Проблемы языка гагаузов

II Конгресс гагаузов мира обращается  к  руководителям: АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ  и    ТУРЕЦКОЙ   РЕСПУБЛИК,  РЕСПУБЛИК  КАЗАХСТАН  и  УЗБЕКИСТАН,    МОЛДОВЫ  И  УКРАИНЫ,  БАШКАНУ   ГАГАУЗИИ.

Для сведения: – ГРЕЧЕСКОЙ   РЕСПУБЛИКЕ,  РЕСПУБЛИК     БОЛГАРИЯ, МАКЕДОНИЯ  И  РУМЫНИЯ.

Господам:    Ильхам  Алиеву,  Абдуллах  Гюлю, Нурсултан Назарбаеву, Ислам  Каримову, Владимир  Воронину,  Виктор Ющенко,  Михаил  Формузалу,    Карлос   Папульясу,   Георги  Пырванову,  Бранко Чрвенковски,  Трэян  Бэсеску.

Для гагаузов  важнейшим моментом   стало  разрешение проблемы возрождения и  развития гагаузского языка. В этой  области, в  нашем понимании,     общими могли бы стать  интересы,  гагаузского, турецкого    азербайджанского  и других тюркоязычных народов.
   
Язык -   это  душа  народа,  его  история,  культура,  менталитет,  всё  его    богатство.  Здесь  сконцентрирована  вся  суть  нации.  Если    гагаузский  язык  умрёт,  что  явно  нам  грозит,  то  ТЮРКСКИЙ     МИР,  очень  трудно  сегодня  предвидеть,  но потеряет    неизмеримо   многое  в  своей  фундаментальности,  притом    безвозвратно, навсегда  уйдёт  возможность  озвучить   язык  своих  великих  предков -  древних  ТЮРКОВ  (ОГУЗОВ).

Десятки  тысяч  лет  оберегали   и,  в  историческом   масштабе,     в  одночасье   потерять?  Тяжело  это  осознавать,   и  с    подобным   людское  сознание  никогда  не  сможет  смириться.  Так    что  на  нас  легла  ответственность  НЕВИДАННАЯ   В    ИСТОРИИ.

-гагаузский  язык  отличается  тем, что в нём сохранилось всё  богатство     языка великих древних народов, некогда заселявших  огромные просторы  Азии и Европы, –  ТЮРКОВ (ОГУЗОВ).  Но он нуждается в  орфографическом и литературном самоутверждении;
-язык  турецкого народа, в своё время,  стал очень важным  инструментом  объединения  многих народов  региона,  привел к расцвету    Турецкое  государство.  Мы не берёмся,  да и не имеем право    говорить о его недостатках;
- в    государстве  Азербайджан    имеется  свой  язык,  претерпевший  в течение  веков  многие  перемены.

В  то    же  время  все  эти  языки  идентичны, родственны.    Мы понимаем друг друга  без переводчиков. Правда, в меньшей мере,    когда язык используется в научной, политической, технической  и      других   областях  знаний.  Мы  бывали  в Турции,  в  Азербайджане    встречались с людьми  в бытовых условиях, в процессе их  производственной деятельности, в другой среде. Мы  очень близкие  по  своей внутренней сущности, родные люди, несмотря на то, что  некоторые в Турции, Гагаузии  и  в  Азербайджане, соглашаясь  с    этой  концепцией, обязательно подчеркивают: мы же разной веры.

Но, по очень  большому счёту, мы так думаем,  у наших народов не разная вера. 

Мы    все  ходим  под  одним  небом,  под  одним  Богом. До того,  как бог  прислал нам своих пророков, наши народы жили одной  большой семьёй  тысяча и тысячи лет. Собственно тогда они и стали народами,   молящимися одному Богу, верность которому   сохраняют, по  сей    день.

А что  касается  учений    ХРИСТА   и  МУХАММЕДА,    то встаёт вопрос: почему это должно нас разделять?  Наоборот, это  должно  ещё больше  объединять, ибо оба учения  призывают к     благоденствию,  смирению и поклонению добру, возвышают понятия чести  и достоинства, совести и  сопереживания, любви к ближнему, своей  земле, Отечеству.

Мы  думаем,   что людской менталитет так вырос за последние века, что говорить  сегодня о каких-то  конфронтациях,  особенно  в среде  гагаузов  и  азербайджанцев,  турок, других тюркских народов,  приверженцев этих  двух течений  в духовности,  было  бы  в корне неверно. В души людей  давно вселились понятия терпимости, уважения и взаимной любви.
УВАЖАЕМЫЕ   ГОСПОДА!

Считаем,  что  было  бы  целесообразно  создать    объединённый  институт по  проблемам  языка, в  задачу которого входила бы  разработка    концепции формирования,  на  базе    гагаузского,  азербайджанского,    турецкого, казахского, узбекского и других тюркских  языков, нового  старого   ЯЗЫКА   ДРЕВНИХ    ТЮРКОВ  (ОГУЗОВ),   как  понимал эту проблему Ататюрк.

Думаем,   что это обеспечивало  бы возможность:

-выработать    единый,  с  очень  богатой  терминологией,  красотой  звучания  и     с  исторически  насыщенной  сущностью  язык,  который,  в  свою    очередь,  привел  бы  нас  всех,  вернул  бы  в  лоно    матери  -   нашей  единой прародительницы;  в  мире  подобный   опыт  имеется.
-это   помогло   бы  нам  вернуться  к  пластам  культуры  наших  предков,  так    много принёсших  в  этот  мир,  но  несправедливо  забытых  и    замалчиваемых;
-это   могло     бы   стать  « локомотивом, объединительным  девизом» для   всех  тюркских  народов  Земли;
- всё    это  могло  бы  служить  надежным  гарантом стабильности  в  этом    неспокойном  мире  людей  и народов.

То есть  мы ведём речь  о  том, что   нам - гагаузам,  чтоб сохранить  свой    родной  язык,  свою  культуру,  свою идентичность   надо  вернуться    в тюркский  языковый  мир.  Туда  откуда  мы  пришли.

В  Гагаузии срочно необходима организация функционирования  национальных  школ и дошкольных детских учреждений с родным языком  обучения. Затягивание решения этого вопроса наносит колоссальный  ущерб развитию гагаузского языка. В  обществе это вызывает  беспокойство и тревогу.   Для   детей     же  в  Гагаузии   обязательными  будут   языки:  родной –   гагаузский, государственный,    и  один  из  иностранных.  Пока же,   до глобального решения проблемы единого тюркского (огузского)    языка, дети в Гагаузии могли бы им заниматься  факультативно.

Что  всё это дало бы?

Молодые  люди,  приобретя  соответствующую  подготовку  в своих    национальных  школах,   будут уходить,  прежде  всего,  в  свои    тюркские  университеты  в  Гагаузии,  Азербайджана  и  Турции,  а    так  же  в другие  университеты   мира,  в  зависимости  от   их  престижности.

Это  принесло бы спокойствие  их родителям  за  своих  чад, а сообществу  гагаузов уверенность в будущем.

Тем самым    был  бы  заложен  надёжный  фундамент, оплот для  сохранения  и    развития  великого  языка  древних  огузов,  влияние  которого  до    сих  пор  явно  прослеживается  во  многих  языках  народов  Европы    и  Азии. Открылся бы огромный простор для свободного передвижения  рабочей силы,  капитала, духовного и культурного  взаимообогащения.

Так же  считаем, что было  бы целесообразно принять решение о возобновлении  действия Гагаузского университета в Комрате (с филиалами в  Чадыр-Лунге и в Вулканештах) с гагаузским языком обучения и с   (углублённым)усиленным изучением  в нём молдавского и английского  языков.

Одновременно  гагаузы,  находящиеся  в  составе   республики    Молдова,   осознают  свою   обязанность   и  необходимость  в    совершенстве знать государственный  язык  своей страны,  почитать    её  культуру,  быть  в  этой  культуре,  в том числе  и  со  своей    собственной  культурой.

Возврат    к  языку  наших  Великих  предков, (конечно, нельзя это понимать  буквально)  мы  уверены, стал  бы  судьбоносным  событием  в    истории  тюркских  народов.  Нам  видимо,  надо  понимать,    что  времена  очень изменились,  и  они  диктуют  эту    необходимость.  Так  что  речь  идёт  не  о  благих  желаниях,    а  о  судьбе   народов,  призванных  сыграть  в  этом  мире  свою    достойную  роль. Чего они   были  лишены  многие  последние    столетия.

XXI  век  должен  стать  веком  возрождения  тюркских    народов,  что  призвано   будет  обеспечить  большую  стабильность    в  этом  мире.



М А Н И Ф Е С Т   (Проект)

МЫ ГАГАУЗЫ – ХРИСТИАНЕ  с Апостольских  времён.

Во  времена  седой древности  на далеком  ВОСТОКЕ    формировывались человеческие роды, племена, народы.

Динамика    жизни,  ограниченность  территории  и  перенаселение вынуждало  их    уходить  из  мест  изначального  проживания.

Позади    был  Великий  океан. Единственный путь пролегал на Запад.
Так     предки     гагаузов  к  VII в. до  н. э.,  в   союзе  огузских    племен,  оказались    на  территориях   от  р.  Тобол,    сегодняшнего  Казахстана,  Среднеазиатских   республик,   Алтая,    Северного нагорья  сегодняшнего Ирана,  южных  отрогов  Урала (Яик  баирлар), Восточный берег Каспия.

Но на    Востоке  появлялись  новые народы,  путь которых также пролегал на  Запад.

К  70-м     годам VII в. до  н. э. эти  народные  массы  выдавливают огузов  из    Передней  Азии.  И  последние  вынуждены  были  перекочевать  через    горловину Каспия  и  южных  отрогов  древнего  Урала   в  степи  от    Волжских  полей  до  Caarpati  (Карпат),  долин  Нижнего  Дуная,    Балкан, до Солоник,  вытеснив,  в свою  очередь,  из  этих  мест     Киммерийцев, ассимилировав другие малые народы.

Благодатный  край и климат,  накопленный опыт и знания дали возможность  огузам   (по  Геродоту – скифам) сформировать на новых землях прочный союз  племен с центральной властью во главе  с  царем  Атеем  (IV век     до   н.э.). Власть царя  обожествлялась, и подчинялся он только  совету племен и народному собранию.

О величии  Скифского (огузского) государства, об уровне культуры в нем,   состоянии экономики, организованности, дисциплине и порядке  свидетельствуют  многие  труды  древних  историков  (Геродота,   Страбона, Плиния старшего) и  современных исследователей.

Раскопки    многочисленных  курганов   на этих территория их убранство и  богатство  сравнимы  с великолепием захоронений в Царстве мертвых  в  Египте.
Великое  Скифское государство просуществовало более 1000 лет.

Накопленный  скифами опыт, знания, навыки в земледелии,  (они были ариями  древности), в ремеслах, в военном деле явились великим стимулом для  народов, в последующем проживавших на юге России. Всю глубину этого  уникального явления предстоит еще изучать историкам.

Но ничто не  вечно на этой земле. Скифское государство стало разваливаться и к  концу VIII  века нашей  эры прекратило своё существование.

В меньшей  мере эти беды коснулись племени предков гагаузов, также входившем в  состав союза скифских (огузских) племен (в русских первоисточниках   -  это Торки), проживавшем  СЕВЕРНЕЕ основных путей передвижения  народов, по правому берегу  среднего  течения  реки Днепр, его  притока Россь,  в  Поросье.

Гагаузы (торки)   к V - VIII векам н. э. сформировали  на  этих благодатнейших  землях  свою своеобразную государственность со столицей в городе Торческ,   что на реке Россь. У них были тесные связи  с  Грецией, Византией, с  народами Запада и Востока, впоследствии с окрепшей Киевской Русью. С  первых веков нашей  эры в их среде постоянно работали христианские  миссионеры – бессребреники,  внедряя  идеологию новых  возрений  в    умы  людей.

Многие    факты, приводимые в исторических документах, останки материальной  культуры, логика говорят о том, что гагаузы в христианской религии с  первых дней её возникновения, ещё с Апостольских времён.   Первозванный Апостол Андрей, которому, по жребию, попало  проповедовать в этих краях, побывав здесь, в аффекте воскликнул:  «Степи скифии пылают верой». (Деяния Апостолов).  Этот великий    поступок  предков гагаузов свидетельствует  о  СОСТОЯВШЕМСЯ     ещё в те далёкие времена,  САМОДОСТАТОЧНОМ  НАРОДЕ.

В  подтверждение  этому  ещё и то,  что  они (гагаузы) располагались в  непосредственной близости от Византии – цитадели христианства. А так  же  и  то,  что нет никаких данных о том, что гагаузы  принимали  христианство в другом месте, в другое время, при других  обстоятельствах.

Однако, по  неизученным пока причинам, гагаузы в середине XI века  нашей эры  бросают места своего многовекового  проживания в  Поднепровье  и  появляются на берегах Дуная, переходят его и расселяются по всему  Балканскому полуострову до Салоник,  большей частью - на Западном  берегу Черного моря,  где и создают, после прихода сюда второй  волны гагаузов в XIII веке  н.э.,  свое государство «UZIALET»,   которое функционировало до второй половины XVIII века нашей эры.

Но  неисповедимы пути Господни.  К середине XVIII  века гагаузское  государство начинает приходить в упадок. Причина  тому – ухудшение    почвенно - климатических  условий,  раздоры  между  государствами    региона, бесконечные войны,  проходившие через край и разоряющие  его, сделавшие жизнь людей в этих местах неустойчивой и опасной.

Благодаря  России и Молдове гагаузы приобретают новую родину – Южно-Буджакскую  степь (по преданию древних греков – Гетскую    безводную пустыню),   куда  переселяется  большая  их  часть  с    Балкан.

Все, что  сделали   в последующем для  их  обустройства и налаживания жизни  в  новых  местах  Россия  и  Молдова,  останется  в  БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ  ГАГАУЗОВ   НА  ВЕКА.

Сегодня    большая  часть  гагаузов   живёт  в Молдове  на Юге Бессарабии, в  составе   GAGAUZ-ERI  и  в  Одесской  области  Украины.

II    КОНГРЕСС,   от имени всех гагаузов мира, еще раз выражает  свою признательность  Молдове, России, Украине, всем международным организациям за  оказанную помощь в образовании гагаузской Автономии в составе  Молдовы. Мы свидетельствуем, что данный акт уже является а в  последующем проявит себя  ещё в большей степени   величайшим    завоеванием,  которое  даст  возможность  в  полной мере  возродиться  ГАГАУЗСКОЙ   НАЦИИ.

II    Конгресс  заявляет  о  своей  безусловной  поддержке  ИДЕЙ  и    намерений  Башканата,   духовенства,  элиты, общественности    GAGAUZ-ERI. В их чиcле:

-   проведение торжественных литургий;  коренная  реконструкция  кладбищ,  сельских погостов,  церковных  храмов; строительство новых церквей;
-возведение  памятника – мемориала на территории  Гагауз – Ери   (Гагаузии)    посвященного  пребыванию   гагаузов  в христианстве  с Апостольских  времён;

II    КОНГРЕСС       признаёт и поддерживает  необходимость  возведения  на территории    GAGAUZ-ERI ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО  ХРИСТИАНСКОГО  СОБОРА     с библиотеками,  с залами для научных конференций,   выставок .      С  музеем,  колледжем  и   монастырским  комплексом,  наделенным  землей.  Здесь  же  создать  все  необходимые   условия  для    работы   ученых,  исследователей, изыскателей.

У многих    народов, не обладающих постоянной государственностью, своей землей  веками служили некими символами, притягательными центрами,   привлекательным ареалом определённые места. У евреев – это Йерусалим,    у мусульман –Мекка, буддийские храмы Востока,  Киев для славян;  для  предков гагаузов Торческ и Киев  и так далее.

Речь  идет    о создании   единого   КОМПЛЕКСА  -  ЦЕНТРА    для гагаузов мира,  который  мог  бы  стать   местом    ПАЛОМНИЧЕСТВА,  встреч,  конференций,  симпозиумов,    семинаров  и другой  интеллектуальной,  духовной   работы.

ПУСТЬ  КАЖДЫЙ  ГАГАУЗ  МИРА  ЗНАЕТ,  ЧТО  ЗДЕСЬ  ЕГО ВСЕГДА  БУДУТ  ЖДАТЬ   СОРОДИЧИ,  СОПЛЕМЕННИКИ,    ЗДЕСЬ  ОН  СМОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ   ДУХОВНОЕ   НАПУТСТВИЕ,    ОКУНУТЬСЯ   В   ГЛУБИНЫ ИСТОРИИ    И  КУЛЬТУРЫ    ГАГАУЗСКОГО   НАРОДА.

Кроме    всего  этого  было  бы  глубоко  гуманным  шагом   посадить  и  вырастить  здесь   рощу  плакучих  ив, «Рощу плача». тут же  возвести   с т е н у  п л а ч а,  подобно Иерусалимской. Конечно не копию, а гагаузскую. У основания  её соорудить мемориал погубленным в голодные 1946-1947   годы.
 
Сюда  мы все приходили бы в дни горестей и печалей, в дни  высоких духовных праздников и тожеств, в дни глубоких раздумий о  судьбе нашей Родины МОЛДОВЫ,  ГАГАУЗИИ, ВСЕХ   ГАГАУЗОВ  живущих и  ушедших в другой,  бренный мир.

Здесь мы  обогащались бы  духовностью,  оплакивали  свою судьбу,  тяжёлую судьбу гагаузов в веках.

А  ПЛАКАТЬ  ЕСТЬ  О  КОМ.  ЕСТЬ  О    ЧЁМ.

Этот    объект  сформулировал  бы   ЗАМЕТНЫЙ  АКЦЕНТ  НА  ЮГЕ  РЕСПУБЛИКИ    МОЛДОВА,  НОВЫЙ  ИМИДЖ  ПРАВОСЛАВИЯ  В ЭТОМ  РЕГИОНЕ,  НАСУЩНАЯ    ПОТРЕБНОСТЬ  КОТОРОГО  ЯВНО  ПРОСМАТРИВАЕТСЯ  В  последнее    ВРЕМЯ.

Мы    заявляем  о  готовности  всех  гагаузов    мира,   а нас  более одного миллиона человек,  оказывать   всяческую  помощь   и  поддержку  Гагаузской   автономии,   НАШЕЙ   ИСКОННОЙ  РОДИНЕ.

Выражаем     надежду, что  во всех  этих  начинаниях  примут  участие:
Московская  Патриархия; Константинополь; Правительства  и  Церкви  Молдовы  и  Украины;   Церкви:    Греции;    Македонии;     Болгарии;    Румынии;   Международные  духовные  и  гуманитарные    институты.

II    КОНГРЕСС  ГАГАУЗОВ  МИРА    обращается  в  Синод  Русской Православной  Церкви  с  просьбой    разрешить  приходам  селений  компактного  проживания  гагаузов    Юга  Бессарабии  и Одесской области  Украины    объединиться  в    отдельную  епархию  в  составе  Русской   Православной   Церкви.

Мы,   делегаты  II  КОНГРЕССА   гагаузов   мира,   выражаем     уверенность  в  том,   что   реализация   вышепоименованных    мероприятий   укрепит  духовное   единство   и   общность     малочисленного   ГАГАУЗСКОГО   НАРОДА,  так  несправедливо     разделённого  на  Молдавскую  и  Украинскую  части.

ПОДПИСИ:

С.Топал
Н.Терзи
Д.Узун
Л.Добров
Д.Гаргалык
С.Курудимов
К.Таушанжи
Д.Савастин
Ф.Терзи
Ф.Добров
В.Лазарев

07. июля 2009 г.

+++

Башкану Гагаузии М.Формузал
Председателю Народного Собрания Гагаузии    А.Харламенко

Президенту Молдовы В.Воронину
Председателю Парламента Молдовы В.Воронину
Председателю Партии коммунистов РМ  В.Воронину
И.О.  Премьер Министра РМ  З.Гречаная

З А Я В Л Е Н И Е

О возобновлении деятельности  Гагаузского университета.

В этом году исполняется 15 лет со дня принятия Парламентом Молдовы Закона «Об особом правовом статусе Гагаузия – Гагауз Йери».

В связи с надвигающейся датой, просим наряду с другими мероприятиями, посвященные этой дате, также запланировать и вынести на очередное заседание НСГ вопрос  о ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАГАУЗСКОГО УНИВЕРСИТЕТА  с гагаузским языком обучения и с усиленным изучением молдавского и английского языков.

Гагаузский Университет  приостановил свою деятельность в 2002 году, после того, как Лицензионная Палата РМ отказалась по политическим мотивам выдать Лицензию на деятельность данного учебного заведения.

Мы сообщаем, что  учредители Гагаузского Университета, готовы рассматривать любые варианты возобновления деятельности этого университета, включая передачи  от 50%  до 99% учредительства либо Республике Молдова в лице Правительства РМ, либо Автономии Гагауз Йери в лице Народного Собрания и Исполкома Гагаузии.

Напоминаем, что Гагаузская автономия создавалась прежде всего для развития языка и культуры гагаузского народа, а также развития культуры других народов, населяющие Гагаузию.

4 июня   2009 г.                Л.Добров,
учредитель Гагаузского университета

К.Таушанжи,
  д.э.н., декан эк.факультета КГУ

 
+++

Башкану Гагаузии   М.Формузал

от  Л.Доброва

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е    №2

Михаил Макарович!

Сегодня мы капитально сцапались с  твоим заместителем Н.М.Стояновым из-за его нежелания понимать крайнюю необходимость создания в Гагаузии гагаузских национальных учебных заведений и Гагаузского университета.

Мое заявление, адресованное на имя Башкана, вы опять передали Стоянову, хотя уже много раз в личных наших разговорах и в неофициальных переписках по интернету я просил вас не поручать Стоянову решения таких серьезных вопросов, как воссоздание действия Гагаузского университета. Он всегда подобные вопросы отправлял в мусорную корзину, и именно благодаря такому его «искреннему» отношению к становлению в Гагаузии национального образования, у нас до сих пор нет ни одного учебного заведения на родном гагаузском языке.  Такое админ. качество было у Стоянова при Башкане Д.Кройторе, и это же самое мы наблюдаем при башкане М.Формузал. То есть, он не исправим, или иначе - «горбатого могила исправит».

Несколько месяцев назад, когда Исполком, с подачи того же самого Стоянова, принял «несерьезное» решение по отношению к комратскому музею,  еще тогда я попросил вас подумать о смещении Стоянова и Камбура со своих должностей. Чуть раннее тот же Стоянов  руководил государственным «наездом» на коллектив «Дюз-Ава», но и тогда ему все сошло с рук.

Как-то однажды, уже давненько, гагаузские патриоты решили сделать Башкану Д.Кройтору предложение:  убрать своего заместителя  Кисеева с этой должности, иначе он сам подпадет под удар общественности. Тогда Д.Кройтор произнес знаменитую фразу, которая вошла в Историческую Энциклопедию башканских потерь: «Я с командой пришел, с командой и уйду!»

Слова эти оказались пророческими  (российский «башкан», например, Б.Ельцин никогда бы так не сказал, он бы ежемесячно менял своих премьеров)

Сегодня мне не хотелось, чтобы из-за одного исполкомовского проходимца вы и весь Исполком повторили «подвиг» Д.Кройтора, поэтому ВТОРОЙ  РАЗ  ПРЕДУПРЕЖДАЮ:

1.  Если в течение одного календарного месяца не будет смещен этот «профессиональный антигагауз» Н.Стоянов, который уже 20 лет сдает нас Кишиневу и который готов заставлять наших детей обучаться на любом другом языке, но только не на гагаузском, то вместе с ним досрочно уйдете и вы, несмотря на то, что до конца правления остается всего лишь полтора года.

2.  Если в этом году, в год 15-летия признания Гагаузской автономии не будет воссоздан Гагаузский университет, то отставной башкан Формузал останется в истории, как Самый Лживый и Самый Ненавистный  Башкан  НАЦИИ.

С Историей и с гагаузскими национал-патриотами лучше не шутить.

Мы 15 лет назад  для вас сотворили должности, чтобы вы получали не малую зарплату, имели ежемесячные путешествия по странам мира, зарабатывали себе славу и почет и многие другие блага, а теперь вы, политические наглецы, будете ставить нам условия, при которых «можно или нельзя» воссоздавать для всего нашего народа Гагаузский университет с гагаузским языком обучения и с усиленным изучением молдавского и английского языков…

Мы никогда не требовали к себе особого отношения, но не потерпим государственного хамства. Лично вы, господин Формузал, проявляли подобного чванства по отношению к патриотам не раз.

Мы, по вашему выражению, - «горе-патриоты», нас унизила ваша трусливая позиция в «поддержке» Постановления НСГ по Южной Осетии и Абхазии, ваша «неожиданная» и такая же трусливая  поддержка коммуниста  В.Воронина за четыре дня до парламентских выборов, ваше «очень оригинальное» и упорное нежелание помочь молдавской (вместо румынской) нации, языку, истории, и  многое другое

Все эти ваши «промахи» лежат у нас  «на кончике карандаша» и в любой удобный для нас момент они ВЗОРВУТСЯ,  если не будут услышаны наши просьбы.

Предупреждаю еще раз: Н.М. Стоянов должен «уйти» в течение одного месяца, а Гагаузский университет должен быть воссоздан именно в этом году.

10.06.09 г.                Комитет


+++

Приложение к  вышеизложенному письму


О Т К Л И К И    Д Р У З Е Й


 Л.Ф.!

Не понял "наезда"на Формузала!

Это надо обсудить.  Кто тебя конкретно "обидел", его помощники?  В каких вопросах.

Сколько стоит одна книга Д.Я,Узуна, изданного не без "санкции" Формузала и его личной помощи. Не спеши в выражениях и обьяснись. Какое мнение С.М.Топола по этому вопросу. Кишиневская группа должна знать мнение каждого члена Оргкомитета. Высылаю мой ответ членам кишиневской группы Оргкомитета. Пусть решают для тебя в своих мнениях, не хочу один думать, слишком все общественно.  Не горячись! Давай подумаем!

С ув.Д.Гаргалык!

+++

Ответ Д.Д.Гаргалыку  (В продолжении темы о сохранении языка).

Копия пересылается Д.Я.Узун для информации.

Прошу о нашей переписке оповестить всех членов Оргкомитета для того, чтобы когда на следующей неделе встретимся, чтобы каждый знал предмет разговора.

По поводу Формузала.

Ты, Д.Д., далеко находишься от него и не знаешь многих тонкостей его лживой политики. Я ему предлагал: или мы начинаем по немногу переводить детские садики и школы на гагаузский язык обучения, или мы меняем название нашей Автономии на иное: АТО  "РУС  ЙЕРИ-РУССИЯ".  Или же признаем, что родным языком гагаузов является русский.

Мы не можем вечно делать вид, что проблемы исчезновения нашего языка нет. Это -  главная проблема нации. Ты находясь в Кишиневе, среди русскоговорящих, этого не ощущаешь, а я всю жизнь прожил среди гагаузов, у которых  (у многих) дети уже не знают родного языка. Именно по этой причине, за мои требование от властей изучения родного языка в школах, меня в советские времен и упрятали за решетку.

Сохранение родного языка - это смысл моей жизни.

Для тебя, Д.Данилович., этот тезис не является смыслом жизни, поэтому сейчас ты не понимаешь моего наезда на Формузала.

Но ведь именно подобными НАЕЗДАМИ я занимаюсь всю жизнь. Всех руководителей Гагаузии и Молдовы я всегда хаял за то, что они запрещают открывать в Гагаузии национальные учебные заведения.

Мы же с тобой отстаиваем наш гагаузский патриотизм в Истории, в Религии и в других областях только потому, что на гагаузском языке еще разговаривает определенное количество гагаузов. А если наш язык не будет культивироваться в учебных заведениях, в государственных учреждениях, то через 20-30 лет этого языка не будет.
             
Как тебе нравится такая перспектива? Или тебе все равно на каком языке гагаузы будут говорить через 20 лет.

Дмитрий Якимович мне сегодня прислал свое письмо, адресованное им самому Формузалу по этому же поводу.
            
Просмотри это письмо:

             "Михаил Макарович! 

Добров адресовал и на моё имя письмо, посланное  Вам.
Конечно, Вы и не только Вы, оцените это, по всей вероятности ( дай бог мне ошибиться) как стиль Доброва. Между тем поднимаемые им проблемы жгут (должны жечь) нашу совесть. При встрече с Вами я говорил о том, что наше время особое. Или мы предпринимаем действия по возвышению имени гагаузов, или всё уйдёт в тартарары.
            
Мы лишены информации о том, что в мире идут очень серьёзные процессы по возрождению малых народов. Этим и испуганы в Восточной части Европы многие горе-полит.деятели и они всё сделают для того, чтоб уничтожить в зародыше стремление гагаузов к единству и самостоятельности. Доброва надобно поддержать, так же и то надо поддержать, что я предлагаю сделать ко II Конгрессу гагаузов мира. Если Вы не используете всё что может использовать Башкан при подготовке и проведении Конгресса, Вы просто обеславите себя. ( не обижайтесь на меня). Слишком высоки ставки, слишком многое в гагаузкой проблематике жиждется на очень слабых основах. Вы видимо заметили, я в своей книге на это уделяю много внимания. Если мы не используем всё возможное в наше время, потом нам будет очень стыдно и Добров в очередной раз может оказаться правым, а Ваше имя обесчещено.
             
Вы сами понимаете сколько лиц ложатся и встают с этой заботой.

Не их ли это дело с Вашим интервью перед выборами с восхвалениями Воронина, Ваше умолчание по выходкам того же Воронина перед избирателями в Чадыр-Лунге, где он нас- гагаузов оскорбил и облил грязью, унизил своим небрежением к имени целого народа. Берегите своё имя. Большей ценностью человек не обладает.
            
С уважением Д.Узун.

Ещё раз прошу Вас не обижайтесь на меня. Я мог бы и умолчать, но совесть не позволяет. Хотя мои рассуждения не надо воспринимать как что-то категоричное."

 +++

Дмитрий Данилович Гаргалык!

Кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже, но все когда-нибудь столкнутся с проблемой исчезновения родного языка. Меня этот вопрос волновал с детских лет, С.М.Топала эта проблема коснулась в радиусе 60 лет, а Д.Я.Узуна эти же проблемы стали всецело волновать после 70 лет. Но на сегодняшний день я не могу сказать, что Топал и Узун меньше национал-патриот, чем Добров.

В то же время никого больше из нашего Оргкомитета, кроме этих троих РЕАЛЬНО не волнует проблема исчезновения нации.

В том числе и тебя, Дмитрий Данилович. Иначе бы ты не возмутился моим НАЕЗДОМ на Формузала.

Ты всецело увлечен прошлыми, давно минувшими  годами гагаузского народа, а нас,  ТРОИХ из нашего Оргкомитета, всецело волнует БУДУЩЕЕ нашего народа.

Именно поэтому мы друг друга НЕДОПОНИМАЕМ.

Будь здоров .  Л.Д.

 
+++