Победили бы мы под Москвой без союзников?

Юрий Тарасов-Камчатский
Эта статья является дополнением к статье «Мы победили благодаря Сталину?», в комментариях к которой на дзене особенно много возражений было высказано относительно моего утверждения, что без помощи союзников наша победа в Московской битве стала бы невозможной. Постараюсь здесь более подробно объяснить эту свою позицию.

Для начала заранее отвечу на обвинение в непатриотизме и желании очернить нашу историю. По моему убеждению, истинным патриотизмом является правдивое освещение истории своей страны, какой бы тяжёлой она ни была. Очернить её может только бесстыдная ложь о ней, даже если с виду эта ложь очень красива и приятна на слух. Лжецы всегда вызывают отвращение у окружающих, а если они лгут об истории страны, то грязное пятно ложится и на неё.

Ещё в древности люди поняли, что не зная прошлого, невозможно правильно понять настоящее и предвидеть будущее. Но как же можно сегодня правильно понять настоящее, если вместо зеркала истории нам в книгах и интернете сплошь и рядом подсовывают наскоро состряпанные в лабораториях сталинистов и других провокаторов псевдоисторические фейки? Изготовление таких фейков в последние 20 лет поставлено на поток. Их число множится в геометрической прогрессии, постепенно вытесняя из сознания миллионов россиян правдивую историческую информацию. Мои статьи здесь – личная гражданская попытка противостоять этому потоку лжи.

Итак, почему же я считаю, что СССР смог устоять в конце 1941 г. только благодаря помощи наших союзников по антигитлеровской коалиции, то есть американцев и англичан? Такой вывод вполне очевиден, если посмотреть на соотношение поставок союзниками вооружений и материалов в эти месяцы (с 1 ноября по 1 января) с производством за это же время в СССР.

Начнём с танков. Их поставки начались с середины осени 1941 года (первые 20 доставлены в Архангельск 11 октября (Барятинский М.Б.. Танки ленд-лиза в бою. – М., 2011. С. 51). Всего за последний квартал 1941 года Великобритания отгрузила их нам 487 штук, из которых до 1 января 1942 года в страну прибыло 446 (История второй мировой войны 1939 - 1945. Т. 4. - М., 1975. С. 174).

Кроме английских танков, в СССР поступали и американские. До 1 января их было завезено 27, ещё 155 находились в пути или в портах погрузки (Из справки А.И.Микояна о выполнении Англией и США обязательств по поставкам в СССР вооружения оборудования и сырья за октябрь-декабрь 1941 года), то есть должны были прибыть в январе. Поскольку свидетельств участия американских танков в Московской битве не найдено, будем учитывать только английские.

Итак, в решающий период Московской битвы (ноябрь 1941 – начало января 1942 гг.) советское командование имело возможность использовать на фронте (и почти полностью использовало) 466 английских танков, причём все они являлись средними и тяжёлыми.

В действующую армию эти танки начали поступать в конце осени. Первыми их 10 ноября получил 136-й танковый батальон (позднее он вошёл в состав 20-й танковой бригады), затем - 132-й (Барятинский М.Б.. Танки ленд-лиза в бою. С. 68). В том же месяце они поступили в батальоны 146-й танковой бригады (137-й, 138-й и 139-й) (http://tankfront.ru/ussr/tbr/tbr146.html), которые почти сразу же были брошены в бой. В интернете имеется описание боевых действий с участием этих танков на Солнечногорском направлении в 20-х числах ноября 1941 года (138-й и 139-й батальоны) (https://vk.com/wall-40207369_178102).

Кроме того, в декабре уже имели английские танки 171-й танковый батальон, 20-я и 23-я танковые бригады, 112-я танковая дивизия. В январе 1942 года они числились уже на вооружении 170-го танкового батальона и 80-й танковой бригады (сайт «Танкфронт.ру»). Все перечисленные танковые части (в целом более 20 батальонов) принимали участие в Московской битве. По штату таким батальонам полагалось иметь по 21 английскому танку (Барятинский. С.68) , из чего следует, что их побывало на фронте не менее 400, а если учесть периодическое пополнение ими потерь, то были использованы тогда в боях почти все из тех, что поступили в СССР в ноябре-декабре.

А теперь попробуем вычислить, сколько побывало под Москвой советских танков. Всего в действующей армии на 1 декабря 1941 года числилось 1954 танка, в том числе тяжёлых и средних 553 (28,3%) (История второй мировой войны. С. 272). На Московском направлении находились, конечно, не все, но абсолютно большая часть, то есть, видимо, не менее 300, поскольку оно было важнейшим (хотя тогда ещё продолжались контрнаступления под Ростовом-на-Дону и Тихвином, где тоже использовалось немало танков).

На тот момент английские танки под Москвой успели получить, судя по данным в интернете, только пять танковых батальонов РККА (132, 136, 137, 138 и 139), это около 100 английских танков. Учитывая уже понесённые в боях потери, в наличии у них вряд ли оставалось более 60 (в 136-м т. б. на 1 декабря было 12 «валентайнов» и «матильд» (Барятинский. С. 87)), что составляло примерно 20% от общего количества средних и тяжёлых танков на Московском направлении.

Но каким было это соотношение за весь период битвы? Точных цифр историческая наука, к сожалению, не даёт. Попробуем определить их приблизительно. Для этого, надо знать, сколько новых средних и тяжёлых танков произвела для армии в эти месяцы танковая промышленность СССР. В последние месяцы 1941 года её производство стремительно падала из-за эвакуации предприятий на восток. Всего в 4-м квартале 1941 года было произведено 1206 танков Т-34 и КВ (История второй мировой войны. С. 149). Сколько из них было отправлено под Москву неизвестно. Очевидно, не более двух третей (т. е. около 800), поскольку, несмотря на то, что судьба войны решалась именно там, были и другие направления, где Красная армия вела тогда активные наступательные действия и несла большие потери в боевой технике.

Таким образом, английские танки составили за 4-й квартал не менее трети от всех вновь поступивших на Московское направление средних и тяжёлых танков. Если же считать только два последних, самых решающих, месяца боёв, когда английские танки, собственно, и начали поступать на вооружение РККА, то соотношение будет 1 : 1. Понятно, что половиной танков выиграть битву под Москвой было бы совершенно невозможно.

Но и это соотношение ещё не полное. Ведь и собственно советские танки в последние месяцы 1941 года выпускались во многом благодаря поставкам союзниками станков, оборудования, материалов и сырья по ленд-лизу, и доля этих поставок в общем военном производстве СССР (в том числе и бронетанковой техники) была тогда чрезвычайно велика. Достаточно сказать, что вплоть до лета 1942 года советские предприятия танковой, авиационной и других отраслей промышленности работали в основном на американских метизах (пружины, специальная проволока, крепёжные изделия, стальные канаты  и т.п.) и обойтись без них было невозможно. Кроме того, специальные станки для танковой промышленности в тот период почти все поступали из Великобритании и США. Поставлялась и броневая сталь (Барятинский. С. 273).

Таким образом, получается, что в последнем квартале 1941-го и 1-м квартале 1942-го года большая часть танков была выпущена в СССР исключительно благодаря помощи союзников, а значит, без ленд-лиза советских танков под Москвой было бы намного меньше.

Примерно такая же ситуация была и с боевыми самолётами. В действующей армии их было на 1 декабря 1941 года 2238, из которых новых типов было 1289 (История второй мировой войны. С. 272). В 4-м квартале было выпущено 3177 самолётов, причём с каждым месяцем их производство снижалось (по той же причине, что и производство танков). В ноябре их было выпущено лишь 627 (в 3,8 раза меньше, чем в сентябре), а в декабре ещё меньше (38,8 % плана, а авиамоторов 23,6 %) (Там же. С. 150).

А теперь посмотрим, сколько за тот же период поступило в СССР боевых самолётов по ленд-лизу. Только Англия с октября по декабрь отправила в СССР 669 самолётов (Там же. С. 175), а США – 204, из которых уже было ввезено 95, а остальные находились в пути (Из справки А.И.Микояна о выполнении Англией и США обязательств по поставкам в СССР вооружения оборудования и сырья за октябрь-декабрь 1941 года). Таким образом, Англия и США отправили в СССР до конца 1941 года 873 боевых самолёта – это 21,6 % от общего количества поступивших и произведённых в СССР. Если же сравнивать только за ноябрь - декабрь, то почти половина.

Смогла бы наша авиация завоевать господство в воздухе под Москвой в декабре 1941 года без них? Слишком маловероятно, особенно если знать, что успехам советских лётчиков тогда послужило и то обстоятельство, что Гитлер накануне (директивой № 38 от 2 декабря) забрал у группы армий «Центр» целый авиационный корпус (т. е. более 300 боевых самолётов – Ю.Т.) и ряд частей противовоздушной обороны (Там же. С. 206). Произошло это тоже благодаря нашим союзникам-англичанам, развернувшим осенью-зимой 1941 года наступление в Северной Африке (в Ливии), заставившее немецкое командование перебросить на Средиземноморский театр военных действий часть авиации из под Москвы.

Что же касается производства самолётов в СССР в 4-м квартале 1941 года, то оно не могло бы осуществляться даже в таких малых масштабах без поставок англичанами алюминия, которого они по 1-му Протоколу обязались поставлять 2 тысячи тонн в месяц. С учётом этого обстоятельства, советская авиация, без сомнения, не смогла бы не только завоевать господство в воздухе под Москвой, но и даже просто защитить её от немецких массированных бомбардировок в последние месяцы 1941 года.

Подводим итог:

Без помощи Великобритании и США Советский Союз смог бы сосредоточить для обороны Москвы и проведения контрнаступления в разы меньше танков и авиации (не считая всего остального). В этом случае, шансы отстоять Москву в конце 1941-го года, а тем более победить там, были бы равны нулю. А проигранная Московская битва, безусловно, привела бы к очень скорому поражению в войне.

Порочит ли это нашу страну и наш народ? Ни в коей мере. На грань катастрофы их поставил преступный режим Сталина. Только перед самой войной, почувствовав реальную угрозу своей гибели в ней, он вспомнил о русском народе и, вернув ему отобранную ранее гордость за свою историю (подробнее об этом - в главе 10-й "Возрождение войной" книги "Откуда мы, русские?":
http://proza.ru/2016/06/06/298), обратился к нему за помощью и получил её (поскольку гибель угрожала и ему). Но даже самоотверженная борьба обескровленного сталинизмом народа не спасла бы страну без вовремя подоспевшей помощи союзников по антигитлеровской коалиции. Это была наша общая с ними победа над чрезвычайно сильным врагом, и мы должны помнить об этом всегда.