Неугомонная. Расплата

Алексей Ульянищев
  Шел первый день посадки сада. Уже 4 дня трактор с ямокователем готовил ямки для посадки саженцев. Параллейно шла высадка рассады перцев, баклажанов на овощном участке. Там работали 40 человек и две машины АНЖ для полива борозд. Тракторист нарезал борозды для высадки рассады. Уже накануне вечером узнала о том, что одну машину АНЖ завтра снимут на откачку навозной жижи из отстойника на свиноферме. А рассада переросла, уже появились бутоны. И это не первый сбой на овощном участке. Несколько раз снимали трактора в полеводческую бригаду с подготовки площади к посадке разных культур, даже пытались снимать моих рабочих в полеводческую бригаду. Но я с боем отстаивала, ругалась с Натальей (бригадир полеводческой бригады) ни один раз.
   Утром садоводческая бригада во главе с пом. бригадира собрались на прикопочном участке. Я дала Василию Кузьмичу план посадки саженцев в саду, они взяли 10 пучьков саженцев и ушли  в сад.
    - Без меня не начинайте посадку, я сама все расскажу и подъеду к вашему приходу в сад — сказала Кузьмичу.
 А сама верхом на лошади на свиноферму. Мне надо было вернуть машину для высадки рассады как можно раньше. Посмотрела. Зачем они сняли у меня машину? Отстойник до верха будет заполнен не раньше чем через 5-6 дней. Нашла шофера и приказала ехать в бригаду на высадку рассады. Галопом в сад. Пучки саженцев временно прикопаны и все ждут меня. Очень детально все показала на саженце, как правильно посадить. Затем разделили бригаду на две части и со второй половиной я пошла сажать саженцы на другую сторону сада. А площадь большая, больше 100 га и я не видела Василия Кузьмича  с рабочими. Только начали сажать, смотрю подлетает ко мне верховой на лошади и подает две записки: одна от гл. агронома с распоряжением снять срочно трактор с копки ям и ехать в полеводческую бригаду. Вторая записка от Тони с овощеводческой бригады, где она сообщает мне, что две машины по распоряжению гл.зоотехника сняли с полива и забрали на свиноферму. А в конце записки приписано, кажется, сняли и трактор с тележкой для перевозки саженцем вам на посадку. Парализовали работу всей бригады, 150 человек будут  сидеть без дела.
   Ну, все! Больше я терпеть такого безобразия не буду. Пацану на лошади сказала, что трактор с копки ям я не сниму, так и передай гл. агроному, и «вали» отсюда поскорей. А сама галопом помчалась на свиноферму. Летела как угорелая краем села, по улице я бы подавила живность. На свиноферме была сама Мария Петровна ( гл зоотехник). Я на нее налетела как коршун на добычу
    - Ты что Зинаида такая всклоченная? - с удивлением обратилась ко мне Мария.
    - Потому что мне надоело терпеть беспредел гл. специалистов. Командуете всеми и не считаетесь с тем, что вся бригада по овощеводству сидит без дела. Я сегодня подаю на вас докладную записку директору с выкладкой причиненного убытка и поставлю вопрос на планерке о том, чтобы без согласования с бригадиром гл. специалисты не снимали трактора и рабочую силу -
    - Ишь ты, как заговорила? Не много ли ты на себя берешь? И будет тебя слушать Виктор Васильевич, большой вопрос -
    - Будет, обязательно будет! И я поставлю вопрос о закреплении за бригадой тракторов, чтобы всем, кому вздумается снять с работы в бригаде трактор, обращались ко мне или обговаривали на вечерней планерке. Я остановлю этот бардак, чего мне этого бы не стоило, потому что работать стало невозможно -
   Ударила пятками Маню в бока и сорвалась в галоп, подняла столб пыли около зоотехника и умчалась искать Алешку. Я не думала о последствиях такого разговора, мне надо было наладить работу в бригаде. Нашла его в конторе, все объяснила и просила найти трактор подвезти саженцы в сад. Тележка стояла около прикопочного участка. Он оперативно снял трактор с подвозки кормов и через 15-20 минут женщины грузили саженцы. Оказывается утром тележка уже была нагружена наполовину саженцами, когда подъехала Наташка и забрала трактор. Саженцы сняли с тележки и прикопали. На улице стояла летняя жара, весна была очень ранняя и дружная. Саженцы в прикопке начали распускаться, а на летних сортах уже были маленькие побеги.
  Пока грузили саженцы ко мне прибежала Варя с парников и сказала, что машины АНЖ вернулись к нам на участок и начали высаживать перцы. Не захотела большого скандала Мария Петровна. Испугалась? Вряд ли. Просто себе дороже объясняться перед директором. И я не буду обострять конкретными случаями, но  вопрос о закреплении тракторов за бригадой поставлю ребром и буду настаивать и доказывать. Тележку с саженцами сопровождала до сада. Подъехала, рабочие сидят вместе с пом. бригадира. Я посмотрела на посаженный ряд деревьев и остолбенела. Я глазам своим не верила, подошла вплотную и смотрю. Весь ряд деревьев посажен вверх корнями, а крону закопали в землю. Значит сделали эту пакость специально. Они бы сажали и дальше так, но не было саженцев. Решили опорочить меня, опозорить, ославить на весь совхоз. Вот какой агроном, даже дерево посадить не сумела научить. Не выйдет бабоньки ваш фокус
    - Аленка! Подойди ко мне  - обратилась к молодой девчонке — Сбегай во вторую бригаду и срочно на одной ноге, чтобы все были здесь. Скажи трактористу на копке ям, чтобы он тоже ко мне пришел -
  Подозвала своего помощника Кузьмича и отошли с ним в сторону
      - Ну, что Кузьмич, старый пердун. Не я тебя так обозвала, это твое прозвище. Ведь это твоя идея мне насолить идиотским способом, это ты придумал эту глупость, бабы ни за что бы не додумались до такой пакости -
     - Но вы нам не сказали, где на саженцах корни, а где крона — промямлил Кузьмич
     - У тебя с головой Кузьмич все в порядке? Что за бред ты несешь? Любой мальчишка знает как устроено любое растение. И ты думаешь я после этой гадости буду с тобой работать? На что ты надеялся, устраивая этот цирк? Можешь прямо сейчас уходить из бригады. Если сам не подашь заявление по собственному желанию, то будешь все равно уволен по моей докладной записки. И учти. Мы пересадим все эти саженцы, и которые не приживутся, то их стоимость и затраты на посаду, перевозку, хранение их в зимней прикопке — все будет вычтено из твоей зарплаты -
   Бригада собралась и я подошла к ним поближе, злая была на них — невероятно. Вся была на взводе до такой степени, что даже руки подрагивали и голос дрожал. Своей выходкой они меня вывели из терпения, я начала терять контроль над собой. А бабы смотрят на меня из под лба, то же хмурые и недовольные. Кто помоложе, те опустили головы или смотрели куда-то в сторону
 - Девчонки! - почти про кричала я. Закройте уши, да поплотней! А с бабами я буду разговаривать по душам -
  Не выдержала я такого напряжения и против своих правил обложила баб заковыристым многоэтажным матом, да так сочно и красочно, что сама удивилась. У меня невольно это выскочило. В моей памяти всегда хранились разные вариации матерных выражений. Отец всю мою сознательную жизнь в доме при нас ругался матом, так что мне не пришлось занимать опыта, своего было предостаточно. Все опешили и смотрят на меня с удивлением
   - Я догадываюсь, зачем вы преподнесли мне такой сюрприз. Хотели меня осмеять, опорочить, распустить слух по совхозу о бездарности агронома. Не получится. Но главное, сколько добрых дел я сделала для вас. С большим упорством, переругалась с бухгалтером, с экономистом, но добилась снижения норм выработки по овощным культурам. У вас сразу зарплата увеличилась на 12-15 руб. в месяц и вы стали получать даже больше, чем в полеводстве. Сколько добрых дел я сделала  для вас, чтобы облегчить жизнь в своей семье. Вот тебе Настя помогла выписать досок на потолок в хате, тебе Нюра зимой выпросила у директора сена для твоего теленочка. Сколько вас приходило ко мне помочь выписать зерноотходов для кур и поросенка? Я всем помогла, никто  не обижался. Да разве все перечислишь, сколько я для вас сделала добрых дел, которые не входят в мои обязанность,  мне было жалко вас и хотелось как- то вам помочь. Я же вижу как вам трудно жить, управляться с детьми, с хозяйством. А в ответ я получила озлобленность, недоверие ко мне и эту пакость, которую вы мне преподнесли сегодня. И вот что мои дорогие, если не нравится вам мои требования к работе, порядки в бригаде, то переходите в полеводство или в животноводство и скатертью вам дорожка. Жалеть о вас не буду. А сейчас приступайте к работе и будем высаживать всеми вместе. Василий Кузьмич больше с нами работать не будет, поэтому обращайтесь только ко мне -
   Девчонки все слышали и сгруппировались около меня, начали разгружать тележку, а я разбирала пучки саженцев по сортам и говорила где их временно прикопать.  Бабы, а их было человек 35, собрались в кучку и перемалывают языками мой разговор с ними. Краем уха слышу: «какая занозистая оказалась баба, как круто повернула! А вы говорили она городская,
 стеснительная. Ничего себе, так обложить нас таким заковыристых матом, что ни один из наших мужиков ей и в подметки не годится.... Это неугомонная нам покоя не даст, пока своего не добьется.... Разогнать нас хочет, нет бабоньки, что-то надо делать... Чего вы на нее напустились, она права, мы сами виноваты, а собираемся ей отомстить. Нет, бабы вы совсем забыли сколько она для нас сделала добрых дел, да не один бригадир так со своими рабочими не няньчился как она, а вы собираетесь ей мстить...Давайте поручим Анфиске, пусть она с неугомонной поговорит после работы или в перерыв, когда будем перекусывать...Нет, надо виниться, иначе мира не будет...Пусть она с нас снимет проклятые проценты за работу, а то уже все дразнятся и смеются над нами — «эй, вы запроцентованные»...А нам бабы действительно надо работать без брака, тогда все само по себе исчезнет, и никто нам не будет снижать зарплату»
   Значит не зря я их обругала, подействовало. Я начала успокаиваться. Все приступили к посадке саженцев. Работали без остановки до 13 часов, Подвезли еще одну тележку с саженцами и мы все посадили. Во время перекуса и отдыха ко мне подошла Анфиса
      - Зинаида Сергеевна! От имени всей бригады  просим извинить нас за этот  фокус с саженцами. Кузьмич нас подбил на это, а мы согласились. Наше недовольство бальной оценки качества работ вылилось в эту глупость. Вы действительно для нас сделали очень много, а мы забыли, обиды за снижении зарплаты  только в нашей бригаде подтолкнули нас на этот поступок. Снимите с нас это проклятие процентов, а то уже проходу нет, все над нами в совхозе смеются, обзываются. А работать мы будем стараться без брака и я говорю от имени всей бригады -
   Вместе с Анфисой подошли ко всем женщинам
     - Дорогие мои, девочки и женщины! Я очень рада что мы нашли общий язык, что вы меня поняли, что вы мне доверяете. Я погорячилась сегодня с вами, резко поговорила. Но у меня сегодня был очень трудный день по работе, не по вашей вине. А ваш дурацкий поступок вывел меня из терпения и я сорвалась, поговорила с вами грубо. Я обещаю вам, что приказ о контроле качества работы будет отменен. Но имейте в виду, если вы в дальнейшем опять станете работать как раньше до приказа, то я попрошу Виктора Васильевича опять восстановить этот приказ -
   Василий Кузьмич ушел из сада сразу после нашего с ним разговора. У меня не стало помощника по садоводству, так что придется мне быть с ними пока посадим сад. Присмотрюсь и найду кого-нибудь из женщин себе в помощники. За день посадили чуть больше 3 тысяч саженцев. Неплохо на первый день.
  После работы поехала на овощной участок. Молодец Тоня, почти половину гектара посадили перцев. Еще пару деньков и перцы все высадим. Земля быстро сохнет, на капусте уже трещины шириной в палец. Надо подключать оросительную установку.  Нужна тракторная тележка, механик, мужчины для перевозки и установки труб. Сегодня вечером на планерке со всеми надо обговорить и завтра начать работу. Все время думаю как мне убедить Виктора Васильевича в необходимости закрепить за бригадой трактора с прицепной и навесной техникой.
    На вечерней планерке все было как обычно, была деловая обстановка и я доложила что было сделано за день. Мария Петровна все время на меня косилась, но разговор об инциденте на свиноферме не поднимала. В конце планерки Виктор Васильевич спросил
    - Есть ли у кого неотложные вопросы? -
    - Есть — и я поднялась
    - Виктор Васильевич объясните мне - могут гл. специалисты, бригадиры с другой бригады, без согласования со мной, снимать любую технику или рабочих с производственного процесса в бригаде на целый день?  -
   - А с чего вы задаете такой вопрос?
 -- Потому что за прошлое лето и весну этого года 23 раза снимали трактора, машины АНЖ, совершенно не считаясь с тем, что рабочие оставались не у дел и зарплату им платить было не за что. А сегодня парализовали работу всей бригады, пытались снять все трактора и 2 автомашины с посадки перцев. Только мое вмешательсто, вопреки распоряжению гл. специалистов, бригада работала, в противном случае все 150 рабочих сидели бы без дела. А у нас идет посадка сада, высадка рассады и из-за жаркой весны дорог каждый день. И еще. Почему Наталья Петровна снимает с нашей бригады трактора, только за эту весну уже 4 раза. На планерки она не ходит и выпросить у ней трактор на срочные работы можно только переругавшись с ней. Новые трактора, которые мы получили в этом году, предназначались для плодоовощеводства, а их отдали в полеводство. Так работать очень трудно, а порой невозможно. Поэтому я прошу закрепить 3 трактора «Беларусь» за плодоовощной бригадой с навесными и прицепными орудиями. Трактора будут стоять на мехдворе и дополнительной охраны не потребуется -
    - Владимир Иванович! - обратился директор к гл. агроному - Действительно все так, как нам обрисовала Зинаида Сергеевна -
    - В болшинстве случаев именно так. Гл. специалисты вмешиваются в работу бригадиров, управляющего  и через их головы дают свои указания. В центральном отделении такая система сложилась давно и это осложняет работу в бригадах. Только с полеводстве не снимают трактора, потому что трактора работают далеко  в поле и найти их без транспорта трудно. А в плодоовощной бригаде вся техника рядом, вблизи отделения или села. А бригадир полеводческой бригады снимает трактора потому, что вся техника закреплена на этой бригадой, а Зинаида Сергеевна каждый раз выпрашивает трактора у ней или или обращается ко  мне -
    - Владимир Иванович! Вы не не находите странной такую ситуацию? Разве Зинаида Сергеевна для своих личных нужд выпрашивает трактор или автомашину? И почему Наталья Петровна не является на планерку к управляющему отделения? Или вы сами разберетесь, или я в приказном порядке буду вынужден наводить порядок. А за плодоовощной бригадой закрепите приказом 3 новых трактора с техникой к ним, 2 автомашины АНЖ, 2 тракторные тележки, оросительную установку. Окончательный список согласуйте с Зинаидой Сергеевной. И всем надо понять, что сейчас приоритетными отраслями в совхозе становятся плодоовощеводство и производства молока -
   Наконец- то можно будет спокойней работать, как я устала бегать за Наташкой и кляньчить у ней трактор,  теперь быстрее будут выделять автомашины для перевозки готовой продукции. И почему я раньше не подняла этот вопрос? Я обращалась к гл. агроному, но он не решил вопрос с Натальей Петровной. Почему она всеми командует? Почему никому не подчиняется? Работает она много, у ней в бригаде все трактора, механики, слесари. Чувствует себя царицей полей. Как к ней не предешь, то всегда сидит в холодке вагончика или под навесом, а по полям выезжает только вместе с поварихой для подвозки обедов комбайнерам и трактористам в поле. А какая надменная, гордость выпячивает из нее, с пренебрежением говорит со мной. Может теперь ей немножко обломают крылышки и она поймет, что нужно уметь уважать любого человека. Да Бог с ней! Стало бы легче работать, вот что самое главное. Меньше пришлось скакать верхом 5 км до ее вагончика в поле, или слезно просить у заведующего гаражом выделить еще одну машину для отправки редиса в Воронеж.
   На следующий день после утренней планерки напросилась на откровенный разговор
      - Виктор Васильевич! Хотя и не привычно назад ходить пятками, но я вынуждена отступить и просить вас приостановить действие приказа о контроле за качеством работы рабочих в нашей бригаде. Я слишком опережаю время. Сознание рабочих еще не скоро подойдет к самоконтролю за качеством работы. А на страхе, который сейчас внушает приказ о возможном снижении зарплаты при браке в работе, далеко не уедешь. Рабочие недовольны приказом, но жалоб не поступало, никаких забастовок не было и я понимаю, что слишком рано переходить на такой стиль работы. Потребуется не одно десятилетие, когда наконец сознание рабочих вырастет до такого уровня, что они сами будут контролировать качество своей работы. Но я все же добилась повышения качества всех работ в бригаде. Вчера  с рабочими был душевный разговор по этому вопросу. Они уже научились качественно работать без моих напоминаний и контроля. На сколько времени это продлиться - сказать трудно, но со временем они точно возьмутся за старый стиль работы, потому их окружение, рабочие из других бригад работают по старому и надсмехаются над моими рабочими, обзываются, издеваются -
      - Я предполагал, что этим закончиться ваше предложение — сказал директор.  А вы молодец! Всколыхнули весь коллектив специалистов и рабочих, они стали по другому относиться к своей работе. А это значит, что не зря прошли ваши предложения. А вот что касается сознание рабочих, вы обсалютно правы, не скоро они будут осознавать важности качества работ. Я завтра подготовлю приказ и подпишу -
     - Еще у меня есть вопрос. Подпишите приказ о переводе моего помощника по садоводству сторожем в строительный цех. Вот заявление со всеми подписями -
    - Я слышал о том, что у вас в бригаде был не просто душевный, а скорее мужской разговор. Видимо, поэтому Василий Кузьмич подал заявление о переводе? -
     - Раз вы все знаете, значит подпишите, а работать с ним я действительно больше не могу. Пока я буду вместе с бригадой на посадке сала, а потом найду кандидатуру на эту должность -
  Поздно вечером, а точнее ночью, Лешка у меня спросил
   - О твоих приключениях в саду знает весь совхоз, а со мной ты не хочешь говорить. Почему? -
    - А когда с тобой разговаривать? Мы с тобой днем порой и не видим друг друга. А сейчас все вопросы решены. Поволновалась я крепко, так что у меня дрожали руки и я заикалась моментами. Теперь я успокоилась, надо быть спокойней на работе, но не получается. Может дальше будет легче -
   Только через 25-30 лет в специализированных совхозах по садоводству начали внедрять в производство бальную оценку качества работ. Вначале в Молдавии, Крыму, а потом и у нас в Средней полосе. Я в 90 годах начала такую систему внедрять в учебный процесс в институте. Благодаря постепенному накапливанию баллов в процессе учебы многие студенты получали зачет до сессии досрочно. Ребятам было проще осваивать такую трудную для них дисциплину как микробиология. Так что наша первичная с Лешкой  «проба» не пропала даром и принесла хорошие плоды даже в учебном процессе.