О Стихах - и стихах. М. Шагинян, М. Сарьян

Зера Черкесова 2
Илл. Мартирос Сарьян. Классик мировой живописи! Очень узнаваемая сарьяновская кисть. Портрет Мариэтты Шагинян в молодости. Армянский музей Москвы и культуры наций


Читая всё новые стихи молодой Мариэтты Шагинян дореволюционного творчества не перестаю удивляться, как можно было с таким слогом! забросить стихи на всю оставшуюся жизнь в Советской стране, в которой проявился ее поэтический дар, но уже только в ее художественно-филигранной и умной, но - прозе. Почему? Часто люди начинают писать и бросают, но Мариэтта была профессиональный писатель и располагала временем и средствами, чтобы писать, только писать, одна из тех творческих единиц, которые имели право писать в Домах литераторов в Ялте и Коктебеле и жить в Переделкине, да путешествовать - страшно сказать - по странам кап.Запада. Почему же стихи ушли от нее после 1917 навсегда?! При том, что ее высоко оценили до революции как поэта.

Видимо, бедная безднежная мытарская юность и молодость давала больше поэзии душе и легкости перу, чтобы слагать стихи высокой пробы, чем сытая привилегированная жизнь, усыпанная почестями - в Совдепии, в которой стала обласканным писателем правящего режима и никогда не была до конца искренна...

Далее процитирую критика.

---------------
Из Юлий Айхенвальд. Мариэтта Шагинян. Из сборника "Силуэты русских писателей" начала 20в.

Сборник полистать весь.

Из критика Айхенвальда:
-------------

"Уж ночь. Земля похолодела,
С горы торопятся стада;
И у Господнего предела
Моргнула первая звезда.
Там, в голубой исповедальне,
Ночной монах зажег свечу…
За нашу встречу, друг мой дальний,
Слова молитвы я шепчу.
Блаженный ветер, пролетая,
Колышет кружево дерев… —
Душа, как чаша налитая,
Полна тобою до краев.
Полна тобою и Тобою…

Цитаты – осколки. Надо прочесть стихотворения Шагинян в их цельности, для того чтобы воспринять их красоту, их яркость, их образность. Можно было бы указать в них кое-какие изъяны, но делать этого не хочется, потому что они несущественны. А существенно то, что ее восточные пьесы напоминают цветы в саду сераля; ее стихотворения – розы, ее стихи – лепестки.

Но в ее сборнике, где обнаружено столько понимания пленительной женственности, где столько неподдельного ориентализма, есть и другое – есть философия. В нескольких словах наметим несколько мыслей ее".

КОНЕЦ ЦИТАТЫ
--------------
На алтарь революции свой дар поэтического Слова принесли и другие наделенные перстом избранничества. Например, Лариса Рейснер. Забыта была королева русской поэзии Мирра Лохвицкая.

Шагинян, Рейснер, Лохвицкую, на мой взгляд, объединяет магическая, кристальная резонансная звучность слова. Резонирует в душе...Хочется перечитывать снова и снова...То, что сообщает стихам - поэзию. И невыразимо словами, в чем эта поэзия скрывается, в каких "есть сила необъятная в созвучье слов живых".
А возвысились поэтессы - Марина Цветаева да Анна Ахматова. Яркие поэтессы, но не во всем своем творчестве обладавшие этим нечто. Хорошие стихи, иногда очень хорошие, но без этого нечто, что просвечивает сквозь стихи молодой Мариэтты или Ларисы, Мирры. Ну разве в некоторых стихах Цветаевой, Ахматовой. Это, конечно, спорное суждение. Тем более, что Шагинян, Рейснер оставили немного стихов, а Цветаева, Ахматова поболее, и отсюда:немало ученического, шлака.  Тем не менее...А вообще есть Стихи и стихи - и у одного поэта Стихов дай бог, если несколько штук наберется. Поэзия не от мира сего...

Резюме:прав был Пастернак:"Но пораженье от победы ты сам не должен отличать".
Истинно так. Уверена, что какие-то злые словеса главная причина забрасывания и увядания ярко расцветшего дара. Нужно писать, не слушая никого. Потом поймешь, что это было правильно, а неправильно было страдать. Люди не склонны поощрять в других их искры божественного дара, а больше стремятся его взаимо-гасить и подавлять.

01/11/2020 16ч.15 минут

http://proza.ru/2020/08/04/184
Стихи Мариэтты Шагинян. Флейта.

http://proza.ru/2019/11/17/3
Рекомендации к прочтению. Мариэтта Шагинян. Гёте.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/77257.html