Все равно бы не успели

Сергей Михалев
Говорят, в Германии рыбалка со льда запрещена. Не многие знают, но по сути в России она тоже запрещена, поскольку рядом с водоемами сплошь и рядом висят таблички с предупреждением, что выход на лед запрещен. А коль выходить на лед нельзя, то, ясен перец, и рыбачить нельзя.
На Рыбинском водохранилище я такую табличку не увидел, потому сижу на льду «на законном основании». Впрочем, есть одно «но». На дворе весна, а  значит, лед рыхлый, может легко провалиться под тяжестью человека. И проваливается, кстати, нередко. То есть по-хорошему, мне бы на лед выходить не надо. Но я надел спасжилет поверх рыболовного костюма, на шею повесил «спасалки», с помощью которых можно выбраться на лед, в санки положил шпагат и хожу себе посверливаю лунки.
Мой новый знакомый Леха умело раскручивает удочку и быстро опускает мормышку на дно.
- Ща посмотрим, что тут у нас есть, - комментирует он свои действия. - В прошлое воскресение хорошая плотва брала. А на неделе, читал на Русфишинге, было пусто. Ушла, видно в море плотва.
- Часто здесь бываешь? - Спрашиваю я Леху.
- Можно сказать, регулярно. Много лет здесь рыбачу. Или на речках, или на самом море. Нас тут большая компания собирается.
- А сегодня чего один?
- Да, подтянутся скоро мои друганы.
Какое-то время мы рыбачим молча, периодически вытаскивая ершей или небольших окуньков. Плотвы нет, это грустно. Надо искать. Я ухожу в сторону «моря» - так местные зовут Рыбинское водохранилище. По дороге сверлю лунки и пробую ловить. В поиске прошло почти полдня и к обеду мы снова неожиданно оказались рядом с Лехой.
- Ты где бродил, Санек? - Встречает меня Леха как старого друга. - У нас тут выпивон образовался.
Заметно, что выпивона было немало, потому что хоть язык у Лехи и не заплетается, сказать «тпру» он точно не сможет. С помощью волшебного слова «тпру» раньше на Руси проверяли, степень опьянения. У выпившего человека дикция нарушалась, потому что губы теряли эластичность, и с помощью «тпру» сразу определяли, трезв человек или изрядно выпил. Правда, так же в детстве нас, троих своих сыновей, отец проверял, как сильно мы замерзли. Можем говорить «тпру», значит можно продолжать игры на морозе, нет - разговор короток, домой. И пока в тепле «не научишься» говорить «тпру», будешь сидеть дома у печи.
Я много лет не пью, но стараюсь это не афишировать, потому что не любят у нас трезвенников.  Я делаю вид, что мне интересен выпивон.
- Что отмечаем?
- Рыбака одного поминаем.
- Да ладно. А что случилось.
- Утонул в прошлый выходной.
Вот ведь натура рыбацкая. На дворе весна. Неделю назад человек утонул, потому что лед плохой. А мы снова на льду, который никак не станет крепче, если всю неделю солнце светит. Рыбаки собираются на льду, будто и не было никакой трагедии.
- Как утонул? - Спрашиваю.- Где?
- Да вон там, выше по течению.
- В прошлый выходной мы рванули на электричку, а Витек сидит, оторваться не может. Клев мощный. Я тебе утром говорил, что классная плотва тогда шла. Мы его орем «Пошли, хватит», а он сидит и сидит. В общем, мы обошли опасное место, а он, когда оторвался от лунки, решил напрямую рвануть. Ну, вот и рванул.
- Что?
- Что «что»? Попал в полынью. Мы стоим на платформе, слышим он орет «помогите». А что мы сделаем? Не добежим же. Колян так вообще все в бинокль видел.
- Видел, как тонул?
- Ну да. Витек рюкзак набил рыбой и нахлобучил его на спину. А когда провалился, пытался снять рюкзак с плечь, да не тут-то было. Вот рюкзак с рыбой его и утащил на дно... Я теперь сроду рюкзак не надену на обе лямки, только на одну. Ну, чтобы сбросить в любой момент можно было.
- Может, успели бы, если б побежали.
- Не, не успели бы... До сих пор крик в ушах стоит... Жена сегодня трехлитровую банку самогона привезла, чтоб помянули.
- Помянули?
- Да. Самогон что надо.
- Леха, а ты этого Витька давно знаешь? Знал...
- Давно. Классный рыбак был. Представь, взял из своего обручального кольца сделал две мормышки. Ну как же, золотые мормышки, не кот чихал. Опустил одну, ее щука хап, и нету.
- Откусила?
- Ну да. Он привязывает вторую мормышку, опускает, и снова щука ее срезает... Ну не дурак ли? Говорю, не жалко тебе золотого кольца, а он: «Да я, мол, все равно его не носил». Думаю, лучше бы сережки дочке сделал из него.
Леха замолчал, видно вспомнил, что нет больше у него чудаковатого друга и как-то стыдливо проронил:
- Пусть земля ему будет пухом! Так ведь христиане говорят?
- Нет, так язычники говорят. А христиане говорят: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Виктора и прости ему вся согрешения вольная и невольная».
- Ты откуда знаешь?
- В храме слышал.


1 ноября 2020 г.