Авантюристка

Ирина Юлина
 
  С прозаическим творчеством известного французского  поэта  Гийома  Аполлинера я познакомилась, когда в 2001 году вышли  на русском языке его рассказы в серии книг Проза Поэта. В этой серии  были изданы Ш. Бодлер, М. Рильке и другие  поэты.
 Недавно перечитав  этот сборник рассказов  Гийома  Аполлинера , написанных в   жанре  "фаблио" (городской  французский рассказ, с юмором и поучением), обратила внимание на рассказ "Авантюристка".  В нем описана Марианна, выходившая несколько раз замуж и при разводе, требовавшая ренту от своего мужа, и таким образом, составила некоторый капиталец.

  Вдруг, я поняла, что нечто подобное  мне рассказали из сегодняшней  нашей столичной  жизни.  Овдовев, Римма Леонидовна, переехала из южного курортного города в столицу, вероятнее всего, поменяв своё жильё.  Это было время, когда еще не было  частной собственности на жильё .

   На том этапе, когда рассказчик узнал её, она, овдовев в очередной  раз,  жила в квартире  своего последнего мужа, оставив свою однокомнатную квартиру  в этом же подъезде  другим наследникам мужа. Судебные разбирательства растянулись на долгое время.

   У сына Риммы Леонидовны к тому времени  уже были три  комнаты в четырехкомнатной квартире  недалеко от Кремля. Надо было откупить еще одну комнату, отселив  соседа.

  И вдруг - удача! Одна  знакомая  сказала, что у  её  двоюродного брата умерла жена: "Живет в двухкомнатной квартире совсем один.  Дочка занята внучкой,  которая родилась у сына и невестки - студентов. Правда, брату    немного за семьдесят".  Наша бизнес-леди Римма Леонидовна  попросила познакомить. Её возраст тоже подбирался к семидесяти: "Что ж,   ей  не трудно приготовить лишнюю тарелку супа, когда готовит себе".
 
   Так,   Римма Леонидовна оказалась в новой семье.  Правда, незадача,  в квартире прописан внук, при условии, что  будет  жить в ней, только  когда дедушки не станет.
 Наша бизнес - леди вдохновилась. Уже первый же день рождения, пригласив гостей, родственников и соседей в квартиру, хвасталась, что "Лапик подарил ей колечко с изумрудом".  (Лапик - как удачно придумано имя, не перепутаешь с остальными Лапиками уже случившимися  в её жизни).

  Пришлось   бедным жить на две квартиры, тяжело, всё-таки  возраст, и квартиры в разных районах. "Лапик, что нам мотаться между двумя квартирами, давай я перееду к тебе и буду сдавать свою, мне надо помочь внуку с учебой".  Лапик не возражал, зажили в  квартире Лапика, пенсия у него ветерана ВОВ,  у неё, правда, пенсия только по старости, не хватило стажа.
 
   Еще прошло время: "Лапик, давай я продам свою квартиру, надо помочь внуку, купить ему жильё. Да и сколько сын будет жить с соседями".  Сказано -  сделано. У внука однокомнатная квартира. У сына четырех комнатная, которую стали сдавать, переехав в пригородный дом жены сына.
 
   Дальше следовало создать алиби совместного ведения хозяйства с Лапиком.  На одних соседей не положишься, пришлось приглашать погостить у них с Лапиком  подругу из другого города. Ничего, что Лапик не любит чужих людей в доме - потерпит.

   А дальше, к большому её сожалению, Лапик все больше и больше болел, слабел. Дальше дедушка стал говорить внуку: "Пусть Римма Леонидовна поживет немного  у нас в квартире, когда я умру... Ведь ей совсем негде жить. Ведь её сын живет в Подмосковье." При этом,  в  его голосе слышались плачевные интонации бизнес-леди.
 
  Но,в конце концов пришлось, как и договаривались в начале этого союза, разъехаться  к детям. Римма Леонидовна не торопилась съехать, всё находились причины.  Потом попросила, разговаривая по телефону с Лапиком,  дубовый столик, а то у неё в комнате, которую  ей выделил сын, нет столика, потом надо было время вывести этот столик, а заодно и серебряный поднос, который стоял на столе, и т.д.
 
  Лапик всё слабел и слабел, дочь то в больницу, то домой врача вызывала...  жизнь угасала... не смогли помочь.
 Через время не стало и Риммы Леонидовны, обеспечившей  сына и внука московским жильем.
 Гийом  Аполлинер, заканчивая свой рассказ, написал: "...я завидую изобретательной душе этой очаровательной авантюристки, чья столь возвышенная цель прекрасно согласуется с нынешними условиями человеческой жизни".