Молодому преподавателю шахмат. Лекция вторая

Алексей Ратушный
Много ли нужно прочесть лекций молодому преподавателю шахмат, чтобы успешно преподавать шахматы детям в детском саду?

Начну с того, что мне довелось в жизни встретить немало и толстых и тонких учебников самых разных наук. Но лучшим сборником лекций по научной дисциплине я считаю «Восемь лекций по математическому анализу» А.Я. Хинчина. Ничего равного по краткости, силе, ясности, логичности и доступности изложения мне встретить не довелось. Правда однажды я столкнулся с одной единственной лекцией по математике, прочитанной нашим выдающимся кораблестроителем Крыловым. Он прочёл её молодому пополнению отрасли и в этом выступлении за одну страничку текста рассказал мне всё самое важное о математике вообще и о точных науках в частности.

А вообще вопрос о числе лекций очень похож на вопрос: а на сколько ходов нужно рассчитывать во время игры в шахматы? Кто говорит на десять, кто считает, что достаточно на пять-шесть. Некоторые мудро сообщают, что это зависит от позиции и уровня игры соперника (противника, партнёра). А вот гроссмейстер Дурас однажды заявил, что он лично рассчитывает ровно на один ход, «Но это очень хороший ход» - заметил он с улыбкой.

Есть люди, которым хватает одного-единственного во время сделанного замечания «по поводу» конкретной ситуации. Есть люди, которым приходится искать и перерабатывать информацию долгие годы. Многое зависит от врождённых способностей, внутренней культуры и от родителей и педагогов, встретившихся на жизненном пути. Я лично придерживаюсь такой точки зрения, что чем меньше – тем лучше. Вместо моря текстов, лучше капитально отработать с одним, но не упускать мелочей, ибо дьявол именно в мелочах.

Сейчас мы посмотрим на две группы позиций. Одна – это самые короткие шахматные партии. Вторая – «нормальное» развитие своих фигур в начале партии.

То есть исходным пунктом в обоих случаях является начальная расстановка фигур. Сама эта расстановка заслуживает отдельной подробнейшей лекции, тем более, что после признания «мерцающей» версии шахмат Фишера (известных как «960») всё ещё больше усложнилось.

Но мы – сторонники ортодоксальной игры, классики в чистом виде. Последние четыреста лет начинали игру именно из этого положения и мы считаем, что ребенку полезно развиваясь в ускоренном режиме как бы повторять путь человечества. В науке это положение известно как положение о филогенезе и онтогенезе, но мы на эти мелкие подробности отвлекаться не станем.

Первая группа разучиваемых ходов – это «дурацкий мат» и «детский мат».

Любопытно, но если первую учат наизусть, чтобы так никогда не делать, то вторую как раз затем, чтобы именно так и делать! Дурацкий мат – это два самых глупых первых хода белыми и два самых умных первых хода чёрными!

Белые двумя ходами полностью открывают неприятелю путь нанесения смертельного удара своему королю. А черные первым ходом открывают своему ферзю путь к атаке ослабленной позиции белых, а вторым ходом наносят неотразимый удар и выигрывают дуэль!

Мат получил своё русское название так давно, что никто уже и не упомнит, кто именно автор этого наименования. К сожалению именно это название – самое слабое место в позиции педагога. Педагогично ли учить ребёнка трёх лет такими словами? Вопрос очень непростой.

Мне доводилось встречаться с ситуацией, когда одна учительница бросилась к завучу с возмущением восклицая: «Вы слышали, чему он учит детей?»

Лично я в детском саду показываю этот мат детям не произнося его имени.

Но вот на Ютубе появился ролик с выступлением одной талантливой юной шахматистки, которая решая задание спокойно объявила: «Дурацкий мат!». Ведущий названия этого не знал и очень удивился. Сам эпизод в целом очень интересен и я вынужден был показывать этот ролик детишкам. Так все-таки к пятилеткам это название просочилось.

Второй мат – «детский» . Это, между прочим, классическая белопольная атака на самый слабый пункт в позиции чёрных! Белые энергично, не тратя энергии ни на какие отвлечения, открывают ходом пешки путь сразу двум своим важнейшим фигурам и уже через три хода белые готовы завершать игру финальным ударом.

Удивительно, но дети очень быстро «схватывают» симметрию движений белых фигур по белым диагоналям. Пешка – прямо! Слон - налево! Ферзь – направо! Мат!

В этом перекрещении диагональных ходов кроется какая-то внутренняя магия.

Фрактальность самодвижения!

Только не нужно обольщаться!

Если сегодня ребёночек всё показанное успешно повторил, не факт, что уже завтра он успешно воспроизведёт казалось бы усвоенное!

Опыт говорит об обратном!

Цель начального обучения шахматам у нас предельно проста: за триста коротеньких «погружений», за четыре года малыш должен усвоить ТРИ основных понятия:

Ход.

Поле.

Фигура.

Поэтому на каждом занятии мы демонстрируем ребёнку именно фигуры, поля и ходы.

И к каждому перемещению фигуры с поля на поле мы добавляем ровно одно слово. Это, как правило, имя самой ходящей фигуры. «Пешка!», «Конь!», «Слон!», «Рокировка!»

Поскольку в перемещении участвует ДВЕ фигуры, мы присваиваем ему имя собственное и выражаем такой «ход» одним специальным словом.

Наша задача: сделать так, чтобы ребёнок попал в ситуацию успеха.

Потому задание должно быть посильным, и в то же время «достаточно сложным», чтобы на его успешное выполнение потребовалось определённое усилие.

Практика показывает, что более четырёх ходов учить с малышом за один урок нецелесообразно.

Поэтому урок «Дурацкий мат» и урок «Детский мат» содержат по четыре хода фигур.

В детском мате это очевидно. А в Дурацком мате ходов всего ДВА, но здесь мы заучиваем серию ходов не с одной стороны, а с двух, то есть полную партию! И ходов в ней ровно четыре!

Две схемы развития мы с малышами учим по одному уроку на каждую схему и повторяем эти уроки раз в два месяца. Пока не убедимся, что они усвоены именно намертво.

Обратите внимание в роликах, что сначала я показываю каждую схему три раза, затем объясняю её и показываю в четвёртый раз. Так я выполняю выработанное годами требование: «четыре хода».

То что я показываю в ролике подряд в реальных занятиях необходимо дозированно дробить исходя из только что сформулированного.

И избави Вас Боже от многословия!

Дети обожают, когда слов мало и они все – по делу!

Собственно «логическая формула» это именно тот самый минимальный набор слов, которого абсолютно достаточно для одного занятия с ребёнком.

И последнее: десять-пятнадцать минут – это максимум, который вы можете занять у трехлетнего-четырехлетнего малыша. Если ребенок не настроен заниматься – занятие категорически противопоказано!

Ну и под занавес: в любой момент помним: на первом месте ЖИЗНЬ ребёнка, его абсолютная безопасность. На втором месте ЗДОРОВЬЕ малыша. И только потом всё остальное.

Поэтому устраняем сквозняки, не допускаем опасной обстановки, убираем все лишнее, в том числе все предметы, которые могут быть проглочены, или несут в себе хотя бы малейший риск травмы. Следим, чтобы не было острых углов у мебели, на которой занимаемся. Следим чтобы был ровный спокойный не бьющий в глаза свет. Внимательно относимся к обуви и одежде малыша, оцениваем его физиологическое состояние: выспался ли, не переутомлён ли, не болит ли животик, нет ли царапин, ссадин, ушибов. Обычно дети сами всё показывают и рассказывают но встречается море ситуаций, о которых я постараюсь поведать уже в отдельном материале.

Спасибо, что вытерпели до конца!