Юрта-туб у Нижнего Казаниша

Олег Данкир
Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Это место люди облюбовали издревле. Они начали здесь свою цивилизационную деятельность по созданию кавкасинной расы ещё в середине 3-го тысячелетия до Рождества Христова.
     Древние остатки нескольких поселений недалеко от Нижнего Казаниша, тоже одного из древнейших городских поселений в земле Зунек Кумыкской платформы, археологи и назвали Юрта-тюбинским городищем.
     Климат Кумыкской равнины отличался всегда своей мягкостью и ровностью в течение всего года, что позволяло скотоводам скитальцам, последним киммерам, в 6-м веке до Рождества Христова переселявшимся сюда, заниматься скотоводчеством в течение всего года. Следом за киммерами сюда проникают скифы и сарматы с аланами, последние арийцы, которых вытесняли из Причерноморья и Приазовья гунны, иной социокультурной основы, тюркской.
     Индоиранская лексическая основа этих последних арийцев отразилась и в топонимике, и в гидронимике, и в обозначении наиболее древних культов киммер, скифов, сармат, алан и местных многочисленных ответвлений горских племён кавкасионного типа.
     Отсюда лингвисты выводят варианты возникновения именования города. Судя по первому слову «юрта» в названии города, оно приклеилось к городу в позднейшее время, когда город уже не существовал. Слово «тюбин» можно ассоциировать с местностью «туб», где проживал этнос тубинцев адыгского происхождения, ныне исчезнувшего.
     Похоже на то, что часть тубинцев, представлявших из себя общину неприступных людей, предпочитавших селиться в высокогорье, в раннем средневековье, захваченная скифо-славянским переселением на Восточные склоны Кавказа, переселилось на Кумыкскую равнину, которую нашли удобной для проживания.
     Со 2-го века до Новой Веры по Кумыкской платформе был проложен один из трактов Великого Шёлкового Пути, по которому продвигались караваны с Востока на Запад и обратно. Инициатором создания этого пути выступает Персия, что давало ей преимущества в борьбе за сохранение под своим контролем свои древние исторические территории.
     Кумыкский караванный тракт инициирует создание на нём системы крепостей, которые обеспечивали безопасность передвижения торговых караванов, но это также позволяло использовать их против проникновения в зону персидского влияния тюркских племён.
     До 5-го века по Рождеству Христову Персидские шахиншахи решают все эти задачи, пока на Севере Кавказских Предгорий не формируется Царство Гуннское, которое постепенно начинает обращать свой взор на Закавказье, куда можно было проникнуть через Кумыкскую равнину по древнему тракту Великого Шёлкового пути.
     В начале 6-го века по Рождеству Христову Персидские Цари Царей, Шахин Шахи Ануширван и Кавад, создают новую укреплённую систему оборонительных сооружений по всему Кумыкскому тракту, который состоял, согласно персидской легенде из 360-ти крепостей с городами, обращёнными против злых гуннов.
     Об этой системе городов писали исторические хронисты 9-го и 10-го веков всех стран и народов, учувствовавших в этой эпопее. Однажды Кавад совершил объезд всех крепостей Кумыкского военно-торгового тракта. Он каждый день останавливался в новой крепости, отстоявшей от предыдущей на расстоянии одного дня конного пути. У него получилось ровно 360 дней и столько же крепостей на его пути.
     После построения персами единой системы крепостей против гуннов, куда вошла и крепость Юрта-туб, окружённая валом и рвами, здесь был поставлен военный гарнизон из местных скотоводов и горцев, среди которых были и тубинцы, отличавшиеся особой неприхотливостью и неподкупностью, чем удивляли устроителей крепости, отчего в именование крепости и мог попасть этот этноним.
     Для обслуживания воинского контингента при крепости появляются посады ремесленников, которые занимались изготовлением оружия, одежды, обуви. Они также обслуживали потребности торговых караванов и военных обозов. При крепости организуется рынок, где торговали и византийцы, и Русь, и персы, и все другие, которые приходили с караванами.
     На сегодняшний день от города остались остатки крепостной стены, которая была возведена в окончательном виде в начале 6-го века. В основании крепости находится материал более древней оборонительной конструкции, которую относят к началу веков.
     Площадь всего города вместе с присёлками вокруг составляла больше 30 гектар, что является типичным для всех крепостей с городами вдоль Великого Шёлкового Пути.
     Легенды, которые сохранились среди старцев окружающих селений, утверждают, что поселение до создания единой оборонительной системы в авторстве персидского Шахиншаха Кавада, несколько раз меняло место своего расположения.
     Последний вариант нахождения крепости относится к началу 6-го века по Рождеству Христову. Это место отличалось наличием естественных препятствий вокруг города и крепости. Оно также находилось на возвышенности, здесь была ключевая вода в пределах крепости и города, вблизи стоял боровый лес. Судя по всему, рвы и валы вокруг города были препятствием не только для врагов, но и для диких животных.
     В конце 6-го века на Куманскую равнину приходят савиры и булгары, которых историки относят к представителям Царства Гуннского. Хотя эти гунны и были иной расы, тюркской, хотя они и говорили в иной лексике, савиро-булгарский этнический экстракт вполне мирно и гармонично вписывается в социокультурный ландшафт городов Кумыкской платформы. У местных царьков появляются возможности принимать участие в торгово-посреднической и военной деятельности, которую вели гунны в Закавказье и на Северо-Кавказских склонах, чего не было при персидском владением.
     За торгово-ремесленническим посадом города начинает развиваться поселенческая среда, связанная с крепостью и посадом Юрта-туб. Его население уже занимается земледельчеством, животноводством и коневодством. Кони нужны были для караванщиков и для и воинского гарнизона.
     В конце 7-го века наступает эпоха хазарского владычества на Северном Кавказе. Местное население активно привлекается к участию в торговле по всей хазарской территории, а также в военных походах по Северному Кавказу, Придонским степям и по Закавказью. В это время в социокульте Хазарского государства начинает складываться новый этнический элемент Терско-Сулакского этнического ландшафта, кумыки, формирование которого полностью завершается к 8-му веку. Этот этнический элемент замешан был на автохтонном населении горцев с пришлым гунно-савирским субстратом. В этом котле бесследно исчезает и тубинский этнический субстрат, давший вторую часть именования города.
     Начиная с 8-го века город Юрта-туб находится в общей линии крепостей и городов Кумыкского торгового тракта, который хазары использовали и для решения своих военно-стратегических задач, поскольку они в многовековом согласии с Византией ежегодно осуществляли гунно-хазарскую экспансию в Закавказье и Придонье.
     Участие в решении стратегических задач международного значения выработало в среде населения, занятого обслуживанием совместных с хазарами военных и торговых походов культуру дружинного воинства, которое передавалось из поколения в поколение, когда с малолетства дети участвовали в сборах своих отцов на военные ристалища.
     Основным мотивационным ядром этого нового социокульта на Кумыкской платформе становится кумыкский этнос, именно он привносил в горскую среду множество социокультурных новаций северных славян, Руси, туранских племён, что позволяло кумыкам выделяться среди горских народов.
     Новые обычаи привносились и в земледельчество, и в животноводство, и в технологию строительства жилья, и в быт, и в героические легенды, и в одежду, где традиционная горская одежда дополняется элементами платья азиатско-европейского покроя.
     Местный фольклор впитывает эти новации и в течение многих веков создаёт особую этико-нравственную основу, которая отличается рассудительностью, готовностью к длительным походам, философически-созерцательной наблюдательностью, мудрыми понятиями чести и слова, готовностью прийти на помощь, умением радоваться жизни во время народных празднеств. Именно разнообразие социокультурных качеств вызывало всегда уважение местных горских племён к обычаям кумыков.
     Юрта-туб вначале своего существования не имел ни Детинца, ни Цитадели, здесь не мог останавливаться и жить Князь со своей семьёй. Это был типичный таможенный пункт, задачей которого был досмотр груза и сопровождение каравана до следующей крепости, где караванщики могли остаться на ночлег.
     С появлением врагов население города и его воинская часть уходили в горы, пережидая и рассматривая опасность сверху, пока она не исчезала.
     После падения Хазарии, воинский гарнизон был снят со службы, люди полностью покидают город, уходя в другие места или растворившись в местных селениях, коих тут к тому времени было уже не мало. Кто-то ушёл с караванщиками.
++++++++++++++++++++++++++++