Гидробиология

Владимир Дараган
   – В каждой луже жизнь такая же бурная, как в городе Москве, – сказал учитель. – Возьмите лупу и посмотрите.
    Мы с Валеркой взяли лупу и отправились смотреть в лужи. В одной мы увидели два окурка, на дне другой лежали прошлогодние коричневые листья. Валерка сразу потерял к лужам всякий интерес.
 
   Мама выслушала мой рассказ, ничего не сказала, но через пару дней принесла мне из библиотеки книгу о гидробиологии для детей. Из книги я узнал про водоросли: элодею и роголистик. Элодея выделяла кислород, и ее рекомендовали разводить в аквариумах. Роголистик притягивал всякий мусор и его тоже рекомендовали для любителей рыбок на подоконнике. А какие замечательные жуки водились в лужах! Мне особенно понравился жук-плавунец. Он всплывал кверху попой, набирал воздух и нырял за добычей. Особенно он любил головастиков и красных дафний. Еще в лужах жил паук-серебрянка. Жил он в окружении воздушных пузырей, и на картинках это было очень красиво.
 
   – Я хочу найти хорошую лужу с водорослями и жуками, – сказал я маме.
   Она мне подарила трехлитровую банку, мы сделали сачок из старого капронового чулка, и я отправился на охоту. Лужи в городе я сразу забраковал и отравился на берег пруда. Вернулся я очень гордый. Банка была полна добычи: водоросли, головастики, дафнии и какой-то огромный жук.
   – Это и есть плавунец? – спросил папа.
   – Узнаем, – сказал я. – Если будет охотиться на головастиков – плавунец.
   – А если не будет?
   – Тогда не плавунец.
   – Логично, – сказал папа.
   Я поставил банку на подоконник, накрыл марлей и отправился спать. Ночью я проснулся, включил свет и посмотрел на жука. Он плавал на поверхности и смешно шевелил лапками. Нырять за головастиками он и не думал.
 
   Прошло три дня. Жук по-прежнему плавал, но шевелил лапками уже не так энергично.
   – По-моему, твой жук похудел, – сказал папа.
   – А головастики подросли, – сказала мама.
   – Они скоро сами этого жука съедят, – сказал папа.
   – Надо его покормить, – сказала мама и принесла кусок белого хлеба.
   Я покрошил хлеб, который очень понравился головастикам. Жук на хлеб никак не реагировал.
   – А чем питаются жуки, что по этому поводу говорит наука? – спросил папа.
   – Жуки едят все подряд, – сказала мама. – Я уже прочитала об этом в энциклопедии.
   – Больной у тебя жук, – сказал папа. – надо его лечить.
   – А чем лечат жуков? – поинтересовалась мама.
   Я вспомнил, что, когда у меня была ангина, мне давали феноксиметилпенициллин. Это слово я хорошо запомнил.
   – Глупости, – сказала мама. – У жуков разве бывает ангина?
   – Хуже ему не будет, – сказал папа. – Без пенициллина он точно загнется, а так, глядишь, и поправится.
   – Не смешно, – сказала мама и ушла.
   – У меня есть идея, – сказал папа. – Давай его выпустим обратно в пруд. Там он сам найдет, чем ему лечиться.
 
   Так мы и сделали. А чтобы жуку не было скучно, в пруд отправилось все семейство, которое жило у меня в банке. А мне купили двух золотых рыбок и маленький аквариум.

Из книги "40 рассказов для мальчишек и девчонок"