Шах-сенгер

Олег Данкир
Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Город, который был основан на месте киммерийских поселений, характерных для Закавказья 8-го века до Рождества Христова. Остатки города археологи размещают на городище, открытое ими в трёх километрах от нынешнего селения Дружба недалеко от Башлыкента в Дагестане.
     Сюда, на Кумыкскую платформу, отличающуюся более ровным равнинно-предгорным климатом, остатки киммер проникают в 7-м веке до Рождества Христова, где смешиваются со скифами, а затем с сармато-аланскими племенами арийского происхождения.
     Индоиранская лексическая основа этой смеси племён отразилась и в топонимике, и в гидронимике, и в обозначении наиболее древних культов киммер, скифов, сармат, алан и местных многочисленных ответвлений горских племён кавкасионного типа. Отсюда лингвисты выводят и название города, что в русском переводе может означать Шахский шатёр, видимо в память о том, что тут останавливались шахи, что подтверждается и местными легендами.
     Начиная со 2-го века до Новой Веры по территории Терско-Сулакского междуречья начали продвигаться караваны Великого Шёлкового Пути, что инициировало создание на нём множества укреплённых пунктов, где торговцы могли остановиться и отдохнуть. В течение следующих 7-ми веков безопасность движения по этой древней торговой и военной дороге обеспечивали персидские Шахи.
     Персидские, византийские и арабские авторы исторических хроник отмечали на всём пути караванов по Кумыкской равнине множество крепостей и городов, которые строили персы. Наиболее дотошные в арифметике персидские придворные писатели насчитывали до 360-ти городов, которые здесь основали Шахиншахи Ануширван и Кавад.
     Согласно персидской легенде, Шахиншахи, осматривая свои владения, каждый день в течение года останавливались в городе, где был замок и крепостные стены. Отсюда и количество городов.
     Эти города должны были предотвратить начавшееся в 4-м веке по Рождеству Христову движение северных кочевых неарийских племён тюркского происхождения в сторону Закавказья через Ворота Чора, что нарушало возможности контроля над Кумыкским караванным путём.
     Первые строения, которые можно было бы отнести к зодческой культуре городского типа, появляются на территории Шах-сенгера в 5-м веке Новой Веры. Здесь возникает крепость с небольшим постоянным военным гарнизоном из местных горцев и скотоводов.
     Очень быстро при крепости возникает посад из ремесленников, которые занимались ремонтом оружия, изготовлением украшений, одежды и так далее, что было необходимо для функционирования таможни и для обеспечения потребностей проходивших мимо города торговых караванов и военных обозов.
     Крепость была небольшой, не более пол гектара площадью, но территория городского посада в разные времена колебалась от 10-ти до 30-ти гектар.
     В конце 6-го века сюда начинают прибывать савиры и булгары, племён Царства Гуннского, которые гармонично вписываются в социокультурный ландшафт городов Кумыкской платформы. С их появлением у местного населения появляется больше возможностей для ведения торгово-посреднической и военной деятельности. Воинский гарнизон нуждался в добротном оружии и выносливых конях. Всё это поставляло местное население, уже смешанного тюрко-арийского происхождения, совместно освоившее производство оружия и коневодство.
     За торгово-ремесленническим посадом появляются селения, население которых переходит от скотоводства к животноводчеству, здесь развиваются самые разнообразные земледельческие культуры. Тут выращивают пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис. На отдельных участках рос хлопчатник и шёлк, культура разведения которых была несомненно позаимствована у торговцев караванов Шёлкового Пути.
     В конце 7-го века с приходом хазар местное население привлекается к участию в военных походах по Северному Кавказу, Придонским степям и по Закавказью. В результате недра хазарского многоплеменья к 8-му веку формируют кумыкское племенное ядро на основе автохтонного населения местных горцев с пришлым гунно-савирским субстратом.
     Начиная с хазарской эпохи город состоял в единой системе крепостей и городов, которые обеспечивали безопасность перемещения караванов из Средней Азии, а также по территории Хазарии и на Кумыкской равнине. Для хазар эти города решали военно-стратегические задачи, позволявшие ежегодно принимать участие в многовековой гунно-хазарской экспансии в Закавказье, где Каганат действовал совместно с Византией против Персии.
     Участие в течение нескольких веков в военных, торговых и дипломатических походах выработало в кумыкско-даргино-лакской семейно-родовой среде культуру дружинного воинства, которое передавалось из поколения в поколение, когда с малолетства дети участвовали в сборах своих отцов на военные ристалища.
     При этом кумыки привносили в горскую среду множество социокультурных новаций северных славян, Руси, туранских племён, что позволяло им выделяться среди горских народов.
     Новые обычаи привносились и в земледельчество, и в животноводство, и в технологию строительства жилья, и в быт, и в героические легенды, и в одежду, где традиционная горская одежда дополняется элементами платья азиатско-европейского покроя.
     Местный фольклор впитывает эти новации и в течение многих веков создаёт особую этико-нравственную основу, которая отличается рассудительностью, готовностью к длительным походам, наблюдательностью, строгими понятиями чести, верности слову, любовью к своему краю, готовностью прийти на помощь, философической ментальностью, умением предаться весилиям во время народных празднеств. Именно разнообразие социокультурных качеств вызывало всегда уважение местных горских племён к обычаям кумыков.
     Город, по всей видимости, успешно пережил золотородынские времена, имея богатый опыт ассимилирования пришлых народов. Однако приход Российского империума остановил его развитие, поскольку прервалась трассировка Великого Шёлкового Пути. Постепенно люди переселяются в новые города, город обезлюдел, крепость местное население разобрало на местные подворья. От крепости остались только холмики и остов Цитадели.
++++++++++++++++++++++++++++