Летающий Апрель Ч2-Гл7-Знакомство с курганами

Евгения Шапиро
 Начало http://proza.ru/2020/09/25/1594
предыдущая часть http://proza.ru/2020/10/22/1305
Фотография Татьяны Семенищенковой

    Летающий Апрель
   Часть II Команда особых
   Глава 7 Знакомство с курганами

    Через месяц Таисия приладилось к домашним делам, упорядочила режим кормления и сна ребёнка, даже познакомилась с соседкой. Та работала в лечебнице, а в обед приходила домой проведать сына. Тогда Таисия и задумала дойти пешком к мужу на работу. Посоветовалась с соседкой. Та разъяснила:
– Через овраг до лечебницы близко: до края села дойдёшь, а там одна дорога через овраг. Склоны не крутые, – ободряюще улыбнулась. – Ты с коляской спокойно проедешь. Монастырь, где лечебница, виден отовсюду – не заблудишься.
    В один из дней Таисия уложила сына в коляску и отправилась с обедом к мужу. Нет, он, конечно, каждый день приезжал на обед домой, но ей захотелось посмотреть, где и как Георгий работает, говорят, идти всего ничего, и сюрприз захотела сделать. Пообещала себе, что взглянет на холмы, и, если склон покажется крутым, повернёт назад.
    Дорога к лечебнице обозначилась за крайним домом на улице. Увиденное поразило. Склоны холмов были сплошь покрыты ковром цветов: белая ромашка переходила в синий шалфей и казалось, что склон кургана сливается с небом, и от того синева разливалась бесконечным океаном. Недаром «кветень» в календарях некоторых славянских стран означает месяц цветения – апрель.
    В траве на тропинке между склонами курганов лежала протоптанная дорога, больше метра шириной, две детские коляски сразу пройдут и тележка садовая тоже. Присмотрелась к ним – на вид не такие уж и крутые, не как гора – как холм, а на самые высокие вершины дорога не шла, огибала их.
– Ну, что, малыш, дойдём до папы?
    Таисия посоветовалась со спящим сыном, который молчанием подтвердил своё полное доверие и согласие, и решила продолжить путь.
    Но стоило оказаться на холме, как с первых шагов она напряглась, потому что почувствовала, почва под ногой мягко проседала. Обычно на дороге под ногой чувствуешь твёрдую опору, а холмы словно состояли из отдельных подвижных кочек, которые сейчас от чуждого вторжения встревожились и проснулись – земля под ногами ожила, задышала. Но вот дорога присмотрелась к ней, везущей в коляске ребёнка к папе, и разрешила пройти. Так показалось.
    Дорога шла не от одного холма к другому, а серпантинами вилась по серединам многочисленных холмов, которые вплотную примыкали друг к другу. Ни зарослей кустарников, ни деревьев на этих холмах не было, лишь цветы и травы, тем не менее втащить коляску наверх по склону последнего холма оказалось делом утомительным. Запыхавшись от непривычной ходьбы с препятствиями, Таисия решила, что в дальнейшем мужу по-прежнему придётся самому ездить на обед до дома.
    Дорога вывела к высокому обрыву над рекой. Ниже, на полсотни, а то и все сто метров, лежала пойма Десны, точнее бывшего русла реки. Таисия читала в интернете, что в десятом веке Десна, а вслед за рекой и центр местной жизни переместился из Кветуни в Трубчевск, где потом построили крепость. Оставленная пойма реки превратилась в необъятную долину с множеством затонов, берега которых окружали кустарники и заросли травами.
    Таисия стояла между безбрежным небом и землёй. Она слегка страшилась упасть с высоты, но всё-таки заглянула вниз. Замерла. Смотрела вдаль, с каждой минутой всё больше очаровываясь великой, не охватной землёй, длящейся до горизонта, и удивлялась, что в долине существует первозданный мир, до сих пор не перестроенный человеком.
    Высоко в небе неспешно шло Солнце, ниже плыли причудливые облака, а по освещённой долине бежали их тени. Впереди не виделось ни жилых строений, ни людей, только птицы, которым не было никакого дела до человеческих забот – здесь было их царство. Долина длилась до горизонта и там сливалась с опустившимся к земле небом. В городе столько неба нет, только по кусочкам, а здесь его много-много и оно сейчас обнимало её и Олежку, словно они стали центром вселенной. Она улыбнулась мыслям: какая красота достанется малышу. Но тот сладко спал, потому что пока ещё не знал об этом богатстве. Таисия ещё немного постояла, но тут вспомнила, что стынет обед мужу, и поспешила на встречу к любимому.
    Бывший монастырь, в стенах которого теперь размещалась закрытая лечебница, возвышался на крутом правом бывшем берегу ушедшей реки. Остатки каменных строений были настоящие, исторически подлинные – и в этом было их величие. Вокруг шли войны, и монастырские стены не просто стояли в стороне, а веками отражали атаки чужаков и от того жутко пострадали. От монастыря осталось немного: небольшая церковь с трапезной, часть ограды с двумя башенками и нижним ярусом колокольни со Святыми воротами, которые раньше были главным входом в монастырь. Таисия читала, что раньше у колокольни было три яруса.
    Таисия оставила коляску у ворот рядом с охранниками, взяла сына на руки и вошла в небольшое двухэтажное здание за воротами, где вели приём местного населения. Немного удивилась, что дом отделялся от всех других оградой, свободного прохода в интернат из него не было, дверь в ограде открывалась только с разрешения охраны. По современным меркам в здании оказалось достаточно комфортно. Георгия она искала не долго: первый попавшийся на пути человек указал кабинет врача. От такого сюрприза Георгий сначала растерялся, потом разволновался от необдуманной прогулки семьи через овраг. Папу покормили, а домой отправились уже в объезд на машине втроём, потому что муж не представлял, как Таисия одна будет втаскивать коляску вверх оврага. Вопрос о регулярном приходе на работу с обедом снялся сам собой.
    В интернете Таисия ещё много разного прочитала о холмах вокруг селения. Но заботы о маленьком сыне поглощали почти всё время, на интернет оставалось не так уж много и времени, и желания. Она с улыбкой смотрела, как сын засыпает у груди после кормления, и размышления о сложности деревенского быта убегали прочь.
    При взгляде на карту, Кветунь по-прежнему оставалась глубинкой страны, но для Таисии она предстала центром Европы и вселенной: теперь во всём мире для Таи существовало лишь одно важное место – рядом с любимым сыном и его папой.

продолжение http://proza.ru/2020/11/01/1255