Победа

Александр Фунтиков
Вот пойдешь по нашему городишке гулять. Туда забредешь, сюда заглянешь. Вспоминаешь. Как тут что раньше было. В прошлом веке. Какие где события происходили…
К примеру – вот футбольная площадка. Раньше на ней травка только в самых углах сохранялась. Пыль столбом стояла от тех прошлых футболистов. Очередь была, кому поиграть: шум, гам, споры; аргументы всякие, вплоть до кулаков…
Теперь – трава по колено. Густая, как тот сенокос…. М-да… Куда все подевались?
Словом, разбередишь себе душу. Куда идем с нынешней худосочной молодежью?
Присядем на лавочку. Всплакнем себе в жилеточку.
В воспоминания ударимся по этому футбольному поводу.
Мы в молодые годы были футболистом. Даже полупрофессионалом некоторое время. Есть что вспомнить. Как накатит иногда – до слез прошибает. Победы. Поражения. Ничьи. Голы. Штрафные удары. Травмы. Или новинка неслыханная тех времен - бутсы «Адидас». Поездки. Стадионы. Тренеры. Турнирные таблицы. Болельщики. Болельщицы.
А уж историй разных по этой футбольной части – вагон и маленькая тележка. Одну сейчас расскажем. После небольшого предисловия.
Мы сначала объясним несведущим – кто такой полупрофессионал. Занятное словечко. И содержание занятное.
Это в те самые прежние времена было. Вот, представьте себе – честь города на спортивной арене. Сильная вещь в то время. Мы сейчас на примере футбола вас просветим в историческом аспекте.
Тогда у нас коммунистическая партия правила. Ее слово законом было. На очередной городской планерке здешний генсек той партии добродушно говорит окрестным директорам:
- Партией взят курс на развитие спорта. Велено в разы увеличить количество спортсменов и физкультурников. Также их качество. Среди городов – социалистическое соревнование по спортивным результатам. Начнем с футбола. Сборная города заявлена в чемпионат Красноярского края, который проходит с мая по октябрь. Разъезды по краевым городам и матчи с ними со всеми дома. Хлопот много. Финансы нами изысканы. С вас – надо освободить игроков сборной от работы. Вот список, двадцать человек. С апреля по октябрь пусть им идет зарплата, но на работу они не ходят. Тренируются и играют. Пусть их товарищи по бригадам потянут план без них.
Раздает список городских рабочих талантов по линии футбола. Которые блистают на городских внутренних матчах и вот их отобрали.
Некоторые директора стонут – у них много, оказывается, талантов. Сразу несколько человек. У других – поменьше. У кого-то вовсе по одному человеку, им легче.
У которых совсем никого не оказалось – краснеют. Плохо у них со спортработой в коллективе. Им поставят на вид.
И вот эта сборная собирается. Название у команды будет – «Борус», гора у нас тут рядом такая высоченная и знаменитая. Как гора Арарат в Армении, у них главная команда тоже по названию горы «Араратом» зовется.
Само собой, над командой – тренер. На первый случай – старый фанат футбола и общественник дядя Миша. Авторитет. Его тоже вырвали из рядов слесарей, да поставили к рулю. И он начинает править. В меру своих небольших педагогических и тренерских возможностей.
Но это, как говорится, детали.
И мы попали в ту сборную из своей рабочей городской команды. В качестве доморощенного форварда, имеющего быстрые ноги.
В нашей производственной бригаде, где мы трудились фрезеровщиком, к этому факту отнеслись с прискорбием. Наш станок поставили в резерв, а наш план поделили на разных там сознательных и полусознательных комсомольцев. Некоторые роптали. Косо смотрели на нас.
И мы невольно краснели, когда приходили в те месяцы за зарплатой.
Наверное, такая картина была и в других местах, откуда были взяты футболисты.
Вот мы вас  просветили по линии полупрофессионального спорта. Теперь вы знаете, что это за явление прошлого режима.
Нынче с этим не забалуешь. Капиталистический директор не позволит такую волынку.
Итак – команда. Сами представляете – у каждого амбиции. Интересы.
Самое главное – трудолюбие разное.
У некоторых – слабости, как у всяких талантливых людей.
Команда моментально раскалывается на два лагеря: стариков и молодых. Мы, в силу нашего тогдашнего возраста, были во втором лагере.
А в первом – кому лет под тридцать. Они, в основном, и правили балом. Не любили тренироваться и соблюдать режим. Обожали выпить и поговорить о своих выдающихся способностях; таким образом укрепить собственный вес в команде.
Дошло до того, что день, проведенный ими без бутылки, считался потерянным днем. Было так: утром тренировка, слегка покатали мячик и баста. А потом у них поход в магазин. А молодежь по домам.
Команда не блистала. И через год дядю Мишу сняли за его либерализм и прочее. Тем более – он выпивал иногда с теми заправилами.
Поставили молодого специалиста с тренерским дипломом. Павла Александровича. Но его все звали просто Пашей, он только закончил институт. Тем более – был небольшого росточка. Никакого опыта. Застенчивая улыбка. Тихий голос. Одна теория в голове. 
Он целый год нами пытался править по науке. Только наука никак у нас не приживалась. Командная дисциплина мешала. Каждый тащил воз в свою сторону.
Потом Пашу призвали в армию. И он облегченно вздохнул, поскольку нахлебался лиха с командой.
При нем однажды произошел тот самый выдающийся случай. Та самая история, которую мы обещали рассказать.
Нам предстояла очередная поездка. На матч в город Боготол. Ночь пути в поезде.
В тот день была совершена одна маленькая ошибочка. С нее все и началось. Команду чересчур рано привезли к поезду, за два час до отправления. И народ разбрелся погулять по привокзальным улицам. А там имелись магазины разных направлений.
Потом, при посадке в вагон, троих игроков пришлось поднимать туда под белы руки. И они все трое сразу же уснули таким, знаете ли, тяжелым мертвецким пьяным сном. Их звали Серега, Вася и Володя. Игроки основного состава. Считались оплотом команды.
Забавная картинка. Вопиющий даже для «Боруса» случай.
Паша ходил и скрипел зубами.
Утром просыпаемся. Сразу же – зовут всех на собрание в купе. Паша собрал срочным порядком.
Уселись. Тесно всем в одном купе. Напряжение, само собой. Серьезные все. Ждем. Пашу еще трясло. Он буквально преобразился в ту ночь:
- Так, по приезду домой – и твердо показал своим маленьким указательным пальчиком на провинившихся - Серега, Вася и Володя, сдаете форму и выходите на работу. Собрание закончено.
Вышел и хлопнул дверью.
В сердцах человек. Допекли. Это мы понимаем. Сами такие: все больше молчим, но иногда нам под горячую руку лучше не попадаться.
Теперь представьте картину. Мужчина в расцвете сил семь месяцев в году не ходит на работу, а слегка тренируется и играет в футбол. Получает зарплату. Живет вольной жизнью. Наслаждается.
А ему говорят – все, на днях выходишь в бригаду прямо посредине сезона. Это он сколько же дней не догулял. Жизнь была – песня. А тут, к примеру, снова бери лопату и кидай бетон на стройке.
Тут затоскуешь.
И друзья тоскуют. Потерять самых-самых распрекрасных веселых и умных коллег по части выпивки.
Все ходят грустные. Глядят в вагонное окно.
Вот мы прибываем в тот город Боготол, где нас ждет матч. До вечера толчемся на стадионе. Вот уже сидим, одетые и обутые, готовые к игре. Ждем установку: кто, где играет и все такое прочее.
Был у нас в команде капитан, самый авторитетный, ростом под два метра. Тоже из возрастных товарищей. Центральный защитник. Дружок тех выпивох. Прозвище было – Фантом. Попросил у Паши слово:
- Паша, вчера ребята были неправы. Приговор ты им вынес. Но выпусти их сегодня в основе. Поглядим. Пусть пластаются, посмотрим. Пусть костьми лягут, суки. Что не так – заменишь их.
Паша махнул рукой и запальчиво сказал:
- Делайте, что хотите! Мне главное теперь – их на работу отправить!
И им дали выйти на поле. Где с ними произошло чудесное перевоплощение.
Они все трое до того были тихоходными игроками. Малоподвижными. На поле больше говорили и руководили, чем играли.
А тут у них появилась скорость. Рывки. Движение по всему полю стало великолепным. Резкая обводка. Умные передачи. Мощные удары. Жесткая борьба в отборе мяча. И многое другое.
Само собой – заиграла и вся команда.
И мы выиграли у того боготольского «Локомотива» со счетом 6:1! Мы раньше никогда больше двух голов за матч не забивали. Пропускали много, а тут всего один.
Все наоборот. Не как обычно.
Само собой, Паша простил всех. Сердце ведь не камень.
После такой победы подобреешь.
Разные метаморфозы в спорте бывают. Вот такой случай произошел. Историки спорта могут это дело занести в хроники, в раздел метаморфоз. Мол, провинциальная команда «Борус» в июле одна тысяча девятьсот семьдесят девятого года прыгнула выше головы по причине сначала пьянства трех игроков, а потом их отменной игры, показанной ими из-за нежелания выходить на производство.
Дальше такая картина.
Обратная дорога домой. В те времена с билетами было туго. На обратную дорогу их заранее нельзя было купить. И мы всегда с тех поездок возвращались, как бог даст. На всяких там перекладных и попутных видах транспорта.
Хорошо, что в тот день мы играли с «Локомотивом». После матча те самые наши соперники-железнодорожники быстренько усадили нас в попутный товарняк, в открытые полувагоны. В них перевозилось какое-то железо и вот мы сидим на тех стальных листах.
Состав мчится без остановок. Мы глядим на здешний солнечный закат. Ветер треплет наши модные в те годы длинные кудри.
Приятная усталость после победной игры.
Мелькают полустанки.
Мы молоды. У нас вся жизнь впереди. Мир прекрасен. Тем более – после победы.
Капитан и его товарищи с ухмылкой потихоньку запевают популярную песенку Пугачевой. Издавна самую любимую в команде песенку:
- Я так хочу, чтобы лето не кончалось,
- Чтоб оно за мною мчалось,
- За мною вслед…
Тут следует маленькая традиционная пауза и дальше идет придуманное кем-то из команды продолжение песенки:
- Чтобы не выходить на работу…
Все с улыбкой слушают это выступление.
Впереди еще месяцы вольной жизни.
К тому же, какой-никакой авторитет свободных художников среди городской публики. Мол, нам все побоку. Что хотим, то и воротим. Элита мы.
Встанешь утром, потянешься. Все уже на работе, на производстве. А ты неспешно на тренировочку собираешься. За окошком птички поют. Солнышко.
Завтракаешь неспешно, сидишь нога на ногу. Не то, что когда на работу рысью бежать надо.
Прибыл в команду. Неспешно. То да се, поговорил с коллегами. Оделся, обулся, мячик взял. Оттренировался до обеда, до жары. После душ принял, расчесался.
Потом кто куда. Кому дорога в магазин. Кто сразу обратно в семью. Кто на рыбалку намылится. А то загорать на реку с книжкой. В сезон – по грибы.
Много разных интересных дел можно переделать. Времени свободного – вагон.
Так живешь себе. Тем более, за результат с команды не особо спрашивают.
Что ни говори - хорошо быть полупрофессионалом!