Святые лестницы Рима

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

- Лаурочка, нет ли у тебя желания прогуляться завтра по Риму?
- А куда пойдём?
- Давай встретимся у Сан Пьетро, а там… куда сам Город поведет.
- Хорошо, всё утро в твоем распоряжении.
- Тогда  в 9 часов,  у  Сан Пьетро.
                ******
- Народа у входа уже полно. Туристы позавтракали и сбежались «шумною толпою». Но сегодня мы в собор не пойдем.  Я тут увидела одну интересную церковь со Святой лестницей.
- Так Святая лестница у Сан Джованни ин Латерано.
- А хочешь, я покажу Тебе ещё одну? Она стоит чуть в стороне от популярных маршрутов и потому несколько сокрыта от глаз. Но  раз уж разговор зашёл о святых лестницах Рима, то уместно будет сначала упомянуть и ту, что расположена в конце колоннады Бернини, справа. Её тоже иногда называют святой.
- Так это же просто парадный, официальный вход  во внутренние помещения Ватикана. Там на страже швейцарские гвардейцы стоят. Её называют также  Королевская лестница, Скала Реджа. Она связывает Апостольский дворец с базиликой  Св. Петра. Её Бернини построил.
- Да, но, во-первых, само это место, рядом с собором, свято. И, главное, у Джан  Лоренцо эта  лестница, и вправду,   словно путь  на небеса.  Она просто уходит в небо.
- Как везде, он и тут мастерски играл с перспективой. Казалось бы, просто: каждая из идущих вверх ступеней немного уменьшается по длине, а колонны по бокам постепенно уменьшаются по высоте. И эта гениальная простота создаёт совершенно поразительный эффект.
- Да, Бернини  - несомненный гений. А какой плодовитый! Однако,  пойдём.  Сегодня мы отклонимся от  улицы Кончильяционе и углубимся чуть правее,  в район  Борго Санто Спирито.
- Слово  "борго" так прижилось в итальянском, что уже и забыли  о его немецком происхождении: "бург" – город, район. У вас тоже есть «бурги» и самый главный из них Санкт-Петербург. Название, говорят,  могло появиться в Риме ещё  со времен вторжения орд Тотилы в 547году. А потом закрепилось с приходом  немецких  паломников, которые оседали в прилегающем к Ватикану районе.
- А сколько всего этих  Борго?
- В Риме 14 районов. Последним в границы города включили  в XVI веке твой любимый Трастевере.  И у каждого района свой флаг и герб.
-  У Трастевере на красном фоне изображены три горы с сияющей над ними звездой и лежащий на окованном сундуке – лев, символ правившего тогда папы Сикста V. И знаешь, что я раскопала?!
- Очередное  римское предание?
- Да, я их очень люблю. Они так оживляют прошлое. Кто-то красиво сказал, что «легенды – это истина, которая сменяет серое рубище из фактов на изукрашенные одежды, сшитые из цветных лоскутов». Так вот. Бережливый и хозяйственный папа Сикст V …
- А, этот тот хитрый старичок, который пришёл на конклав, еле волоча ноги, опираясь на палку. И кардиналы, которые никак не могли определиться с выбором, решили избрать его на какое-то время. Авось, долго не протянет, а там посмотрим…
- Однако, после избрания Сикст сразу воспрянул духом, приободрился и за пять лет своего  пребывания на святом престоле  проложил пять улиц, установил пять обелисков, включая этот, перед собором Святого Петра. Его за это даже прозвали обелискоманом. А кроме того, за недолгие пять лет своего правления Сикст V исхитрился скопить столько  всяких сокровищ, что для надежности решил  хранить их в укрепленном замке Св. Ангела. О собранных богатствах папа никого не уведомил. Как рассказывает в своих записках  папский летописец,  этот клад, помещенный в огромный дубовый окованный сундук и ещё два сундучка поменьше, случайно обнаружили  полтора века спустя в комнате, которая числилась в архивном реестре под номером 562. Там же  нашли редкие документы, книги, ценные серебряные изделия, в том числе и два папских перстня, один  из  которых сделал сам  Бенвенуто Челлини.
Ой, заговорились и чуть не прошли.  Видишь, над средневековым  порталом выбита в камне  надпись Scala Santa – Святая лестница. И изображение Спасителя в терновом венце.
-  Это же, по-моему, голландская церковь? Принадлежит  нидерландской общине  Рима. Вход вон по той крутой лестнице, что мы прошли.
- Да, и церковь эта очень древняя. Первая постройка возникла в IX веке, но потом  многажды разрушалась и перестраивалась. Посвящена  она Михаилу Архангелу и Св. Маньо. Архистратиг Михаил Архангел, глава святого воинства, пожалуй, в комментариях не нуждается. 
- Да, он тут неподалеку  явился над замком Кастель Сант Анджело в 590 году во время чумы.  Как всегда в Риме, своя легенда….  Отдельный рассказ, как ты говоришь.
- А вот  Святых Маньо оказалось несколько. Был  Св. Маньо из египетского фиванского легиона, отказавшийся поклоняться языческим богам и казненный при императоре Максимильяне. А Св. Маньо, которому посвящена эта церковь, родом из Трани. Это Пулия.  Но не буду утомлять рассказом о святых. Их в одном фиванском легионе было больше 40. Тем более, что теперь - зашёл в интернет и нашел, что душе угодно…. Это раньше надо было в библиотеках копаться годами…
 - А почему тут Святая лестница?
-  Эта церковь принадлежит фризонам. Так когда-то называли немецкое племя с побережья Северного моря.  Так эти фризоны насмерть стояли и  погибли при защите святого престола во время  нападения сарацин в 846 году.
- Помню из истории, что это был чудовищный, разбойный набег. Один из многих. Тогда собор Св. Петра ещё не был огорожен стенами. Его безжалостно разграбили,  поубивали мирных жителей, не успевших спрятаться за Аврелиановыми стенами города. Но уже после этого папа Лев IV построил ватиканские стены, которые поэтому называют иногда  Леониновыми стенами.
- А героически погибших защитников  похоронили со всеми почестями здесь, неподалеку от собора. С той поры родилась традиция: посещать могилы фризонских солдат, похороненных в подземелье церкви. Раз в год, в день  Св. Михаила Архангела, 29 сентября, эту лестницу открывают,  и по ней паломники  поднимаются на коленях,  как по главной Святой лестнице 
- Рядом с этими немцами - фризонами  была ещё и коммуна  немцев - саксонцев. Им принадлежит церковь Санто Спирито ин Сассия. Вон она высится на углу, в полукружье беломраморных ступеней. Но она, как и всё в Риме, заслуживает отдельного рассказа. Пошли дальше.
- Погоди… Ещё минуточку. Давай перейдем дорогу и заглянем во  Дворец  коммендаторе. Видишь, какой прелестный двор с фонтаном. А вон там, справа,  над украшенными фресками двухярусными лоджиями помещены уникальные часы с одной змеевидной стрелкой. От непогоды их защищает навес в виде кардинальской шляпы.  Обрати внимание на циферблат.  Он по старой римской традиции  разбит всего на шесть делений.
- Ну, да.  Мы ведь перешли  к двенадцатичасовому делению циферблата на   «французский  манер» лишь в конце XIX века.
-  О. Госполи! В Риме на каждом шагу что-нибудь интересное. Для меня Рим - бесконечная вселенная. Cколько бы я ни приезжала cюда, сколько бы ни ходила по нему, город всегда дарит что-то новое, неведомое прежде. Подумать только, несмотря на падение  Римской империи, неисчислимые нашествия, разрушения, пожары и катастрофы, тут столько всего сохранилось!  Истинно - Вечный город. Как красиво о нём сказал Павел Муратов: «Рим – это город, где Время остановило полет и сложило крылья».
- Как патетично! А вот грустная проза жизни. Это первый в Европе госпиталь  Санто Спирито, или  Святого Духа. Основан  он в 1201 году и действует поныне. И легендарный деревянный ящик при нём.
- О котором тоже сохранилось  очередное предание. Надеюсь, я Тебе не надоела?! Рассказывают, что в те годы в Риме царили такой несусветный  голод, эпидемии и страшная нищета, что добросердечный папа Иннокентий III совсем лишился покоя. Однажды ему  привиделся жуткий сон: будто из Тибра сетями вылавливают трупики брошенных младенцев.
- Такое тогда случалось не только во сне, но и наяву.
- Первосвященник распорядился, чтобы у входа в госпиталь смонтировали  вращающийся деревянный ящик, куда несчастные родители могли незаметно положить дитя. Подкидышей отдавали на воспитание в соседние монастыри и приюты, где они получали римское гражданство, достойное воспитание и образование. Один из  таких приютов прилегал непосредственно к госпиталю.
     - Однако, поедем к Святой лестнице. Вот и площадь Венеции. А знаешь, лестница, ведущая  к Ара Чели, или Св. Марии у Жертвенника Небесного, тоже причисляется к святым.
- Да, помню, была легенда об императоре Августе, которому Сивилла указала   на  явившегося в небесах Младенца. Но о Младенце из Арачели…. тоже отдельный рассказ. Из истории, однако, помню, что храм Арачели был возведен в IX веке  на месте Жертвенника Небесного,  некогда сооруженного  Августом,  внучатым племянником и наследником Юлия Цезаря.  А эта крутая в 124 ступени лестница была построена  в преддверии юбилейного 1350 года на народные пожертвования в знак благодарности Богородице за избавление от чумы. Тогда город обошли с хранящейся в главном алтаре чудотворной иконой Богоматери.
- Это одна из икон, написанных, по преданию,  евангелистом Лукой. Одна из икон, где Мария изображена ещё одна, без Младенца.  Она похожа больше на портрет. Мария умерла предположительно в 43 году. Значит, с 43 по 48 год  Лука вполне мог встретиться с Богоматерью в Иерусалиме. В Гефсимании, в доме Иоанна. Или в Эфесе, где подолгу бывал апостол. Там, между прочим, есть так называемый Домик Богородицы.
    Так и представляю… Вечер. Они сидят у стола при пламени свечи. Ужинают  втроем. Потом Иоанн уходит.  И Луке, врачу и художнику, человеку, который умеет разговорить и разговаривать, который умеет спрашивать и слушать, Мария рассказывает  о рождении  Иисуса, о Его детстве. Ведь эти подробности есть только в Евангелии от Луки. Мария уходит спать, а взволнованный Лука не может заснуть. Облик Марии стоит перед его глазами. И он начинает рисовать.
-  Но это всё фантазии на тему. Вернемся к лестнице. Первым по ней  поднялся тогдашний народный трибун Кола ди Риенци, который с верхней площадки лестницы обращался к народу со своими пламенными речами. Кстати сказать, это единственная постройка, сделанная в  Риме во времена Авиньонского пленения Пап.
-  По поводу лестницы в Вечном Городе тоже сохранилось интересное предание. Несколько веков назад, когда ещё не было здесь Алтаря отечества, в центре площади ежедневно с утра  организовывался рынок.
- Как сейчас на Кампо дей Фьори.
- Вот-вот. Но к вечеру рынок закрывался, и  крестьяне, привозившие в город на продажу свои товары, устраивались на ночёвку на этой лестнице. Однако   часть Капитолийского холма с лестницей принадлежала князю  Каффарелли,  предки  которого  получили этот земельный надел  в дар от императора  Карла V.
-  Представляешь, потомки, Каффарелли здравствуют поныне. Им принадлежит дворец на Капитолии, который стоит на площади носящей их имя.
- Вот уж истинно - Вечный Город!!! Однако рынка больше нет, и крестьяне на лестнице не ночуют. А тогда… Крестьянские ночевки так раздражали князя, что он приказал своим слугам покончить  с этим бедламом.  Каждый вечер слуги принимались сгонять людей с лестницы,  но,  не успевали они дойти до конца,  как обнаруживали,  что верхние ступени снова заняты.  Князь  понял, что так он ничего не добьется. Потеряв всякое терпение, он решил использовать совершенно немилосердный способ. В течение нескольких дней никто не трогал нежеланных гостей,  и они прочно обосновались на лестнице,  решив,  что их, наконец, оставили в покое. Но однажды ночью сон  отдыхавших на лестнице людей был прерван самым кошмарным образом. Князь  Каффарелли  велел  наполнить камнями несколько огромных бочек, и ночью их столкнули с верхней площадки.  Бочки  покатились  вниз,  постепенно  набирая  скорость, и все,  кому не удалось увернуться, были нещадно передавлены. Предание гласит, что вследствие этой "законной защиты личной собственности" на ступенях остались многочисленные убитые  и раненые.
 Однако князь  все же добился своей цели: после той трагической ночи лестница всегда оставалась свободной.  Более того,  во  избежание новой  трагедии,  лестницу загородили решеткой, которую сняли лишь в прошлом веке. 
- И чтобы не поставить эту решетку раньше?!
- Действительно. Однако, именно с того достопечального события лестница Санта Мария ин Арачели и была причислена  к  разряду  "святых".  По ней на коленях поднимаются старые девы,  моля небеса ниспослать им жениха,  замужние женщины, мечтающие о ребенке, а также  азартные люди, желающие выиграть в лотерею.
 
- Между тем мы добрались до Латеранской площади.  Итак, история. Предания по твоей части. Прежде, во времена  императоров,   на  этой  окраине города стоял дворец консула Плавтия Латерана.  Его обвинили в том, что он вместе с Сенекой  участвовал  в  заговоре против  Нерона. Бедного Латерана казнили, а  всю собственность конфисковали.  В 312 году значительная часть дворца перешла во владение императора Константина как приданое за  второй женой — Фаустой. Та ещё  мерзавка была!  По её ложному доносу казнили сына Константина от первого брака. Когда же правда выяснилась, то  коварную  Фаусту,  по распространенному в древнем Риме обычаю,  задушили паром в бане. А покои  Латеранского  дворца император, по просьбе своей матери Елены, подарил римскому  епископу  в  313  году, после издания Миланского эдикта о свободе вероисповедания. Епископ   преобразовал дворец в базилику. Говорят, что Константин сам принимал участие в строительстве храма. Поэтому базилику  иногда  называют также Константиновой.
 Ну, и надо добавить, что Сан    Джованни ин Латерано - кафедральный собор  Города, патриаршая базилика, посвященная двум Святым Иоаннам — Крестителю и Евангелисту. Первая официальная  резиденция  пап  вплоть  до  перенесения  её в Авиньон (1305 год).   После Авиньона папы перебрались в Сан Пьетро.
- По следам истории идёт, как всегда, легенда. Поговаривали, что базилика  является  восприемницей  храма  Соломона, потому что здесь, под центральным алтарем, якобы, хранился    перенесенный из разрушенного Иерусалима  Ковчег Завета, где лежали Скрижали с десятью  заповедями, полученными Моисеем от Господа на горе Синай.
-  А может и принесли?! Как  семисвечник из храма, что  изображен на арке Тита …
- Но по другим преданиям, ковчег со скрижалями завета  иудейские  первосвященники спрятали. Буквально накануне разрушения  первого Храма Иерусалимского  войсками вавилонского царя Навуходоносора в 586 г. до н.э.   В Талмуде есть даже ссылка на то, что Ковчег унесли по  тайному ходу под Храмовой Горой и схоронили где-то в иудейской пустыне. Место это до сих пор неизвестно, но поиски древней святыни продолжаются.
      Однако, сегодня нас интересует главная и действительно Святая лестница, Санта Скала.  По ней,  согласно преданию,  Христос дважды поднимался и спускался во время суда у Пилата.  Эти двадцать восемь  беломраморных ступеней  привезла из Иерусалима Елена, мать Константина. Для сохранности их покрывают  периодически меняющимися досками из орехового дерева. Верующие  поднимаются  по святой лестнице на коленях,  творя молитвы на каждой ступени. Там, где камни были обагрены каплями крови Спасителя, возвращавшегося к Пилату после бичевания во дворе претории,  в деревянных ступенях сделаны круглые стеклянные окошечки,  к которым верующие прикладываются как к иконе.
 -  У подножия лестницы стоят работы известного скульптора XIX века Джакометти — “Поцелуй Иуды” и “Суд Пилата”, когда тот  произносит знаменитую фразу  "Се Человек!". 
- Помимо Святой лестницы наверх поднимаются еще четыре обычные.  Все пять лестниц ведут к Sancta Sanctorum, Святая Святых, где над алтарем написано, что "на всей земле нет места более святого".  Здесь хранится драгоценный  нерукотворный образ Спасителя. По преданию, он написан  Ангелами небесными на доске, которая чудесным образом приплыла в Рим по водам. Икона называется также «Acheropita, акеропита», т.е. нерукотворная икона. Как Спас Нерукотворный.
 - Вполне возможно, что это ранняя копия другой известной акеропиты -  туринской плащаницы.  И тогда сам Бог велел пройти чуть дальше, к церкви  Санта Кроче ин Джерусалемме, или Св. Креста Иерусалимского.
    Тем паче, что это одна из семи церквей, наиболее чтимых в Риме и по традиции посещаемых паломниками в  юбилейный  год: это собор Св. Петра, собор Св. Павла  за городскими стенами, Сан Джованни ин Латерано, Санта Мария Маджоре, Сан Лоренцо за городскими стенами, Санта Кроче ин Джерусалемме и катакомбы в. Себастьяна.
   -  По-видимому,  сам Константин в 320 году повелел начать работы по перестройке стоявшего на этом месте огромного дворца Сессориано,  чтобы хранить здесь реликвии, собранные его матерью, Святой Еленой во время путешествия в Святую Землю в 325-326 годах. Главной реликвией была часть Креста, на котором был распят в Иерусалиме Господь. Поэтому  церковь и получила название   “Святого Креста  Иерусалимского".
-   На фресках в абсиде изображена история обретения Святого Креста. По известному преданию, крест оставался  тайно  зарытым на Голгофе более двух столетий.  Приехавшую в Иерусалим Св. Елену привели на Голгофу и  отрыли  три креста.  Чтобы узнать,  какой  из  них принадлежал Спасителю, кресты перенесли на площадь и стали ждать знамения свыше. В три часа пополудни на площади показалась траурная процессия с усопшим молодым человеком.  Покойника поочередно приложили к трем крестам и,  коснувшись третьего,  он ожил. Часть Святого Креста Елена увезла в Рим,  а часть оставила в Иерусалиме. Кроме того, она привезла и другие найденные там реликвии.
     - Вон та дверь слева от алтаря ведет к  лестнице,  где на стене под стеклом закреплена верхняя перекладина креста доброго разбойника,  Св. Дисмы, распятого вместе с Христом. Подъем по лестнице носит название "Via Dolorosa, или Крестный путь", потому что по обеим сторонам  помещены изображения с 14  вехами крестного пути Господня   
    -  Традиция идёт из Иерусалима. В ХII веке на Святой Земле францисканские монахи, охранявшие Гроб Господен, каждый год в страстную пятницу заново проходили по следам скорбного пути Христа. В 1730 году францисканский монах  Св. Леонардо из города Порто Маурицио, разделил Крестный путь Спасителя на  четырнадцать  вех, или станций,  начиная с "Моления о чаше" и кончая "Положением во гроб". Со временем  во многих католических храмах  Скорбный путь Иисуса воссоздается на  14  панно.
  - Лестница приводит в капеллу реликвий,  построенную недавно,  в 30-х годах прошлого столетия при очередной реставрации храма. У входа, справа на стене, помещена реконструкция части таблички, прибитой в возглавии Креста, с надписью на трех языках —  еврейском,  древнегреческом  и на латыни:  "Иисус Назорей,  Царь Иудейский". В застекленном киоте хранятся три кусочка от Креста Господня, один из гвоздей, которыми был прибит Спаситель к кресту,  кусочек колонны,  у которой бичевали  Иисуса, и два шипа из тернового венца.
- Большая часть  венца, уже без шипов, хранится в парижском соборе Нотр Дам.   
     - А в этой   отдельной комнате, куда я не могу входить без трепета и содрогания,  воссоздана фигура Христа в натуральную величину. Он весь покрыт  кровавыми следами побоев и бичевания. Это – реконструкция, сделанная на основании знаменитой туринской плащаницы.
    - И напоследок, спустимся  в древнюю, полуподземную капеллу, куда от центрального алтаря церкви справа ведут семь пологих ступеней. На прекрасно сохранившейся мозаике изображен  Христос благословляющий, а вокруг — четыре Евангелиста и четыре истории,  связанные с Крестом Господним. 
      На алтаре - античная статуя. Скорее всего, это Юнона, у которой заменили голову, придав ей черты Святой Елены, и вложили в руку крест.
- Вмонтированная в пол мраморная плита напоминает, что под полом капеллы разбросано несколько мешков земли, которую Елена привезла с Голгофы. И, входя в эту капеллу, человек словно ступал на Святую землю. Именно здесь прежде хранились все, привезенные Еленой святые реликвии. И долгое время, почти тысячу лет, сюда допускали только мужчин. Для  женщин посещение было открыто лишь один раз в год,  20 марта, в  годовщину освящения древней капеллы.   Теперь вход открыт всем.