Смута. Не каждому судьба дает поступок совершить

Владимир Толмачев
Когда мы обсуждаем «Смутный» период, случившийся в истории России 17 века, иногда вспоминаем и термин «темные времена». Для меня это аналог «темных веков» в Европе, когда ужас существования снимал у людей любые тормоза. Единожды переступив «черту», сломав в себе человеческое, практически невозможно вернуться в рамки каких-то гуманистических принципов. Люди оказавшиеся способными на такой духовный подвиг потом обществом почитаются как святые. Способность людей периода Смуты осознать причины кризиса, найти внесословные мотивы для сплочения и пресечь «темные времена» самостоятельно мне кажутся волшебством.

Сегодня мы часто не понимаем ни условий того периода, ни удивительно одномоментного морального роста народа, ни величия им совершенного подвига. Описываемое время вмещается в рамки жизни одного поколения. Это очень короткая дорога, где от равнодушия к предательству, от раскаяния к жертвенности общество - практически бежало. В начале пути было нормой «отъехать» магнату с людьми и скарбом к иному «крулю». Как Курбский уехал в Речь Посполитую, а Вишневецкий к Ивану Васильевичу. Вся мораль того мира определялась вассалитетом, оплатой положенных трудов и возможностью порабощения соплеменников. А правящую династию очередных помазанников, и тогда можно было выбрать простым голосованием. Не было ни каких наций, народов, государственников и слуг Отечества. Этому современникам Минина не у кого было научиться или увидеть где-то пример. Про справедливость просвещённый пан читал древние истории Рима как сказку. А потом пересказывал ее в качестве анекдота паненкам, веселясь на очередном посажении на кол. Жестокости Ивана Грозного в период Смуты были шалостями. Русский пытал русского, православный рвал ризы с попов и жег монахов в поисках казны. Христиане западные убивали христиан восточных, а татарские уланы рубились с крымчаками в войсках претендентов, на границах единокровной для Москвы Литвы. Не было преступления, которого люди не совершали. Люди ели людей...

В этой грязи побывали все сословия и многие там себя нашли. И тут люди населявшие разоренную Россию неожиданно осознали себя единым обществом. Объяснять причинно-следственные связи, приведшие к такому результату очень сложно. Проще сразу сказать – люди, захотевшие быть единым государством оказались сильнее всех прочих.
Кто такие ополченцы? Наемные хорошо оплачиваемые солдаты. Но уже не всем наемникам Кузьма Минин предлагал эту плату. Шведам, к примеру, он отказал. А казаков Трубецкого позвал. Вот кто такие казаки, что пришли на помощь ополченцам? Это головорезы, побывавшие в стане всех самозванцев. Ради «зипунов» они презрели любые законы кроме верности своей станице. Видимо князь Пожарский и купец Минин знали о станичниках то, чего мы сегодня понять не можем. И угадали. Чуть позже, в ходе битвы стояли казаки и спокойно смотрели как изнемогают их союзники под ударами европейской пехоты. Ждали дополнительной платы. И монахи соседнего монастыря вынесли казакам оклады икон, драгоценные сосуды, чтобы купить помощь ополчению. И случилось невиданное ранее…устыдились казаки, пошли на смерть бесплатно. Что поняли они? Мы не знаем...

Но не только из этих метавшихся из стана в стан людей выросла государственность России. Были в нашей истории великие подвижники, имен которых в учебниках почти нет. Тех, кто из сражения к сражению выполнял свой долг перед предками и потомками. Они прошли через череду поражений, предательств, гибель огромного числа сподвижников. Встали в строй юношами, а пришли под стены Москвы уже зрелыми мужами. Это был настоящий костяк сопротивления. Наверное, это было первое поколение победителей. Кстати, впоследствии Бисмарк сказал, что русские всегда приходят за своими долгами. И если ему в этом утверждении следовать, то именно под стенами кремля в 1612 году начались штурмы Берлина, взятие Парижа и русский период Варшавы. Настоящие наследники этого ополчения шли потом через огонь Полтавы, пожар Москвы, Малахов курган, безнадежные атаки Осовца и оплавленные казематы Бреста. И вновь оттолкнувшись от стен Московского кремля, диктовали соседям свою непреклонную волю. Кстати, воля - это еще один малоизученный термин русской истории.