Лыжник Вячеслав Веденин

Александр Щербаков 5
Я родился в поселке на севере Хабаровского края, в котором полгода лежал снег.  Причем его было так много, что расчищать котлованы, оставшиеся после работы драг,  и где замерзал лед, было невозможно. А сопки вокруг поселка сплошь были покрыты лесом, так что скатиться с них на лыжах тоже представляло большие трудности. Поэтому самым популярным зимним видом спорта  среди школьников были лыжные гонки. Всю третью четверть уроки физкультуры проводились на улице, все школьники получали лыжи, и должны были за 45 минут урока пройти дистанцию 3 или 5 км,  в зависимости от класса, в которой учились. 

Соревнования по лыжам проводились регулярно, и в школе, и в районе, а когда наш поселок входил до административной реформы в Нижне-Амурскую область, то и на первенство области в городе Николаевске-на-Амуре.  В нашей школе регулярно поздравляли чемпионов района, ребят и девчат, успешно защитивших честь школы на этих соревнованиях.  Именно по лыжам появились среди школьников первые перворазрядники, я помню Толю Козлова,  очень хорошо бегавшего на лыжах.

А вот я, хотя и имел неплохую технику бега на лыжах, не имел хорошей выносливости и смог выполнить только норматив третьего разряда. Но, тем не менее, я азартно болел на школьных соревнованиях за своих одноклассников, которые хорошо бегали на лыжах.  Но, честно скажу, среди ребят 1947 года рождения, как у меня, таких чемпионов не было, обычно побеждали парни других возрастных групп.  Но вот среди моих одноклассниц были очень сильные лыжницы, самая сильная из которых было Люда Шумилова. 

Но еще более азартно я болел за наших лыжников и лыжниц, которые защищали честь Советского Союза на международных соревнованиях – чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. Знал  Владимира Кузина, Павла и Алевтину Колчиных, Галину Кулакову, Раису Сметанину и многих других, кто блистал на лыжне долгие годы, Одним их таких чемпионов был лыжник, о котором речь пойдет ниже.

Многие не верили, что «возрастной» лыжник сможет чего-то добиться. Но всё было впереди. Упорные тренировки, многие километры ежедневных пробежек, насквозь промокшая одежда и дикая усталость. А вечером он говорил, что завтра надо сделать ещё больше, поработать напряжённее и пройти лучше. Потому что его цель – оправдать доверие, добежать, дотерпеть и победить.

Вячеслав Веденин родился в деревеньке Слобода Тульской области 1 октября 1941 года. Шла война, навалившись на людей тяжёлым испытанием и непомерным горем. Не миновала чаша сия и семью Ведениных. Отец семейства ушёл воевать, когда супруга была в положении. Прислал ей с фронта фотографию с надписью: «Поцелуй дочку». За 2,5 месяца до рождения сына он погиб под Смоленском.

Детство, как вспоминает Вячеслав Петрович, было трудным, голодным. По деревне даже крапивы не сыщешь – всю съели. Питались старой лебедой. Единственным лакомством были теруны. Собирали с полей мёрзлую картошку, снимали шкурку и пекли оладьи. Вячеслав Петрович Веденин говорит, что у него был страшный рахит от голода.

Курили много, во втором классе ему уже пачки в день не хватало. Однажды стащили у деда махорку и накурились до галлюцинаций. Отпаивали их молоком. Курить бросил в 5 классе, когда в школу прислали нового преподавателя физкультуры. Здоровый мужик, фронтовик поймал их с сигаретами в туалете, схватил Вячеслава за ноги и держал над дыркой в полу, грозясь макнуть его туда головой. С тех пор как отрезало, курить бросил.  Непедагогично, согласитесь, но зато подействовало.

Преподаватель, горячий поклонник здорового образа жизни, начал приобщать деревенских ребятишек к спорту. Каждый урок – это тренировка, в воскресенье – соревнования. Он и научил ребят искусству постановки корпуса, лыжному широкому шагу, поворотам. Самое главное, чему научил их школьный учитель – бороться за свою мечту.

Много работали наравне со взрослыми, так что встать сил не было. Однажды Слава даже попал в госпиталь. К тому же оставили его на второй год. Ни в какую не желал учить немецкий язык. Выпустили из школы со справкой об окончании 7 классов. С таким документом никуда не устроишься. Остался в школе оканчивать десятилетку.

Вычитал Слава в книге об Иване Поддубном, что можно привязывать к гире верёвку и поднимать зубами. Тренирует спину и шею. Тягал запросто 30-килограммовые гири. Но вот с перекладиной как-то не повезло, залез и хотел крутануться - да упал вниз головой. Очнулся в палате, как сказала сестрёнка, рядом с больными последней стадии туберкулёза. Уговорил персонал отдать ему вещи и ушёл из больницы. Дождался на станции проходящий товарняк, запрыгнул в него, а там – заключённые. Прыгнул с поезда, а охрана подумала, что зек сбежал. Поймали, долго просидел в милиции. Как отпустили, решил поехать на работу – валить лес. Пошёл в контору, получил аванс, оставил паспорт - и бегом на базар за пирожками.

Там и встретил его тренер по велоспорту. Сходил и забрал обратно паспорт Вячеслава, а его самого отправил в «Динамо». Веденин Вячеслав Петрович говорит, что спас его только спорт. На товарняках добирался за 40 км в Тулу на велосипедные тренировки. После десятого класса поступил в железнодорожный техникум в областном центре. Ходил в секцию известного тренера. Занимался много и самозабвенно. Но заболела мама, и пришлось возвращаться в деревню.

Тренер настоял, чтобы Веденин забрал с собой велосипед, который за ним закрепили. В неделю раза 2-3 выбирался на тренировки в Тулу – на велосипеде туда и обратно 80 км. Увлечение лыжами отошло на задний план. В 1960 году стал чемпионом Тульской области и получил значок мастера спорта.

Осенью этого же года был зачислен в Московское высшее училище погранвойск. Тут ему, конечно, нравилось всё, кроме одного «но» – не было велосипедной секции. Как оказалось, лыжная секция была прекрасной. Его тренером в «Динамо» становится 14-кратный чемпион Василий Смирнов. В 1966 году Веденин Вячеслав Петрович  попадает в сборную СССР, заняв 6 место в гонке на 50 км и эстафете 4х10 км. И уже без всяких сомнений он должен поехать в Гренобль на Игры.

В декабре этого же года Федерация спорта получает приглашение из Скандинавии – прислать для совместных тренировок советского атлета. Выбрали Веденина. Как он вспоминает, отправили их туда без денег, без всего. С собой 2 пары лыж и ботинки, которые через несколько дней развалились. Причем ботинки были Колчина, его тренера, в которых тот выступал лет 20. Сидит Вячеслав в номере, латает ботинки, и тут в дверь заходит швед. Швед хватает ботинки, выбрасывает в окно и говорит, что завтра привезут всё новое. И ушёл.

Веденин Вячеслав Петрович сразу вспомнил напутствие КГБ: с иностранцами не общаться, подарков не принимать. И Вячеслав поплёлся искать своё добро в сугробе. Нашёл и дошил. Рано утром ему привозят 3 пары лыж, ботинки, тренировочный костюм, кроссовки. Брать-то нельзя. Пошёл он к руководителю группы, тот разрешил принять подарки, но наказал больше не брать ничего.

В столицу X Олимпийских игр – Гренобль (Франция) Веденин приезжает уже признанным спортсменом. Мастера лыжни приветствуют его как равного. Спортивные обозреватели не забывают отметить его как возможного победителя. Но при этом сомневаются, достаточно ли у него шансов рядом с «лыжными звёздами». Необыкновенно сильные, опытные спортсмены участвовали в Играх. Уступи он им – в этом бы не было ничего зазорного. Но ему удалось оставить всех позади, уступил он только норвежцу Эллесферту 16,7 секунды. Веденин Вячеслав Петрович стал серебряным призером Олимпиады-1968 в гонке на 50 км. Утром в местных газетах на первой странице был портрет советского гонщика и надпись: «Веденин – сенсация!»

Колоссальный успех к Веденину пришёл в 1970 году в Высоких Татрах (Чехословакия). На чемпионате мира он завевал в гонке на 30 км золото, а на 50 км – серебро. Ещё одну золотую медаль принесла эстафета 4х10 км. Теперь уже все признали в нём выдающегося гонщика. Победа заставила о многом задуматься. Веденин и его тренер Колчин понимали, что в Саппоро им будет значительно труднее. А потом был Саппоро

На церемонии открытия Олимпиады-1972 в Саппоро (Япония) Веденин был знаменосцем. К нему подошёл инструктор и напомнил, что этикет обязывает у ложи императора Японии склонить флаг. Хоккеисты возмутились, мол, поднимай наше знамя выше и строевым шагом вперёд. Как шутит Веденин Вячеслав Петрович, рост которого 164 см, вид стоящих во главе колонны здоровенных хоккеистов был настолько внушительным, что ему ничего больше не оставалось, как именно так и поступить. К вечеру во всех газетах появилась фотография с парада и надпись, что СССР бросил вызов. Чиновники из Спорткомитета накинулись на Вячеслава, что это политический вопрос, и придётся за всё ответить. Но после 2 золотых медалей в гонке на 30 км и эстафете 4х10 км о происшествии никто не вспомнил. А японский император лично поздравил с победой и подарил деревянную маску. В Саппоро он не просто выигрывает золотую медаль, но и становится первым советским лыжником, занявшим первое место в этом виде спорта. В эстафете Веденин совершает почти подвиг – отыгрывает у норвежца Харвикена более минуты. В этих Олимпийских играх Веденин Вячеслав Петрович выигрывает также и серебро в гонке на 50 км. Роберт Рождественский посвятил победителю стихотворение.

На играх в Саппоро произошёл курьёз. Во время гонки на 30 км, когда больше половины лыжников отправились на дистанцию, вдруг повалил липкий и густой снег. За пару минут до старта Веденин решает перемазать лыжи соответственно погодным условиям. Один из японских журналистов подошёл к нему и спрашивает: «Думаете, поможет? Снег же вон какой валит!» Что ответил ему Вячеслав, поймут только россияне, а японские газеты вышли на следующий день с заголовками: «Русский лыжник произнёс заклинание "Дахусим" и выиграл Олимпиаду». Слово, которое сказал Веденин Вячеслав Петрович, «дахусим», в Японии до сей поры окутано легендами, многие так и думают, что это особый заговор на победу.

На следующие Олимпийские игры Веденин не прошёл отбор. 12 лет работал главным тренером в «Динамо». С 1996 года – член редакции журнала «Лыжные гонки», с 1998 – журнала «Лыжный спорт». Член Общественной палаты Тульской области. Член комитета по контролю по лыжным гонкам. Почётный гражданин городов Кандалакша и Тульской области. Награждён орденами Ленина (1972 год) и Красного Знамени (1970 год).

Сейчас Вячеслав Петрович ведёт активную общественную деятельность, оказывает поддержку детскому спорту. Ежегодно проходят детские соревнования по лыжным гонкам в селе Воскресенское и «Экстрим кросс» в Подрезково. Их организатор – Веденин Вячеслав Петрович.

Супруга Лариса тоже лыжница, ведёт лыжную секцию, выступает на соревнованиях ветеранов спорта. Сын Веденина – Вячеслав пошёл по стопам отца. Он – российский лыжник, тренер, спортивный судья. Вячеславу Петровичу сейчас 79 года, но он старается не терять форму – каждую зиму катается на лыжах.

А вот интересная заметка, которую я прочитал в Интернете. Написал человек, немного младше меня, но такой же любитель спорта вообще и лыжных гонок в частности. Вот что он написал:

1972 год. Саппоро. Я прогуливал школу, чтобы смотреть Олимпиаду. Отец говорил: "Олимпиада раз в четыре года, а школа каждый год, каждый день".
Это сейчас в видеозаписях с разных турниров можно все посмотреть. А тогда многое шло в прямом эфире. А хоккейные матчи показывало телевидение иногда в записи. А счет узнавали сразу только по голосу Америки.

Веденин ... Ни тогда, ни теперь никто не усомнился в доблести и честности его олимпийского золота. Для того, чтобы побеждать, иногда достаточно быть настоящим русским мужиком и патриотом своего отечества. Это было в последний день зимних олимпийских игр в Саппоро, которые завершала лыжная эстафета 4;10 км.

Все великие лыжные державы выставили сильнейшие составы: каждая из трех стран, претендующих на победу в эстафете, уже имела по одной золотой олимпийской медали. Шведы — на дистанции 15 км, наши — на тридцатикилометровке, норвежцы в марафоне. Фаворитами считались норвежцы.

Вячеслав Веденин, в соответствии со своей репутацией непревзойденного тактика и соответствующим прозвищем "профессор", всегда бежал на последнем этапе. Но так получилось, что перед последним этапом норвежцы выигрывали у советской команды чуть больше минуты. Хотя началась та гонка для советских лыжников очень оптимистично. После второго этапа они даже лидировали. И тут роковой третий участок дистанции, который советская команда почти провалила. Норвежцы поставили сильнейшего на третий этап. Триумфатор 50-километровой гонки, Пол Бтярне Тюлдум отработал дистанцию на отлично и практически досрочно обеспечил своей сборной золотую медаль. Все прекрасно понимали, что скандинавов не догнать. Отыграть за 10 километров минуту? Тогда казалось, что это возможно, только если остановить время.
Всего одна минута. Это для нас, едущих в метро или стоящих в пробках, минута — это «всего».

- А еще я здорово разозлился, — рассказывал потом Вячеслав Петрович. - И на наших журналистов, покинувших ложу прессы еще до моего старта, и на земляков-болельщиков, которые потянулись к выходу со стадиона. В общем, на всех, кто похоронил нас загодя. Я ведь прекрасно знаю, почему наши туристы уходили со стадиона: магазины в городе работали последний день — назавтра выходной был, вот они и спешили покупки сделать. Корреспонденты следом потянулись. И мне так обидно стало. Как же можно не верить в русского лыжника! В нашего человека! Для меня это было дикостью. Ни одной фотографии моей не сохранилось с этой гонки, ни одного интервью! Перед стартом столкнулся с тренерами Каменским и Кузиным. Плоская бутылка коньяка, отхлебывают из горла: «Слава, второе место — тоже место!» На отметке 4,5 километра остался тренер Привалов, он-то и крикнул Веденину, что тот теперь проигрывает норвежцу 47 секунд.

Никто не знает, какие чувства испытал Харвикен, увидев за спиной, совсем близко лыжника в белой форме. А Веденин всегда выступал во всем белом: белая шапочка, белые гетры, белый комбинезон, белые ботинки. Да белые, тогда это был писк моды, но он мог себе это позволить!

Метров за 30 до финиша норвежец "упал", уступив лыжню, и стало понятно, что к золотой олимпийской медали на 30-километровой дистанции, Веденин добавил еще и победу в эстафете.
-"Как я финишировал — почти не помню. Черту пересек, и все — темнота. Следующее воспоминание — как мне уже после финиша зубы пытаются разжать."

Это было невероятно! Это противоречило здравому смыслу, совершалось вопреки логике событий. И я бы, конечно, утверждал, что этого не могло быть, если бы не видел сам, как Вячеслав Веденин первым вынырнул из леска, скатился по пологому спуску на лыжный стадион Макоманаи и помчался к финишу. У отца уже не было сил кричать, он курил, а я еще стоял перед телевизором и прыгал в ожидании чуда!

Те Олимпийские игры вообще вошли в историю, как игры Веденина.

Так пришел к победе великий труженик, простой и невысокий российский парень, который победил не только в спорте, но и в жизни – Вячеслав Петрович Веденин.