Конфликтное увольнение за и против

Василина Бабковская
Выдержки-миниатюры из моего учебника "Розничный персонал от А до Я", который можно приобрести в любом интернет-магазине ("Озон", "Лабиринт" или на сайте издательства "Инфра-Инженерия").

Много лет назад мне уже приходилось писать статью на тему закрытого поиска.
Тогда ко мне обратилась корреспондент одной из местных газет и попросила «порассуждать» на тему: «Хорошо ли, когда руководство, не ставя сотрудника в известность, ищет ему (втихаря) замену».
В те времена данная практика была скорее чем-то из разряда вон выходящим и вызывала большой резонанс. Оно и понятно: работаешь-работаешь, а потом вдруг БАЦ!
«А мы больше в Ваших услугах не нуждаемся, на Ваше место уже есть новый сотрудник. Он будет бежать за морковкой радостней и резвей, чем это делали Вы! Ступайте-ступайте, батенька, отсюда! Ступайте, да побыстрей! И не оглядывайтесь!»
Большинство, так или иначе столкнувшихся с подобного рода явлением, рассчитывало, что вследствие неэтичности, указанная «метода» не приживется и скоренько канет в лету.  Ан нет! Ничего не изменилось… Напротив, реалии стали ещё жестче.
У любого сотрудника, в независимости от занимаемой им должности больше НЕТ и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ уверенности в пресловутом завтрашнем дне. Да, да, уверенность в завтрашнем  дне - Ваша Самая Большая Иллюзия.
Ещё вчера утром Вы с удовольствием ехали на работу, а сегодня её у Вас нет. Вас заменили. Заменили при помощи HR-ра, работающего в Вашей же компании (на худой конец, кадрового агентства (впрочем, от этого не легче)). HR-ра, который в свое время Вас заводил в данную компанию. HR-ра, который Вам миленько улыбался, искренне интересуясь Вашими делами. HR-ра, который знал, что Вам ищут замену. Знал, но не предупредил.
Итак, Вас больше нет. Вас убили. Подло выстрелив в затылок.
На мой взгляд, HR-р (вне зависимости от его весовой категории (названия должности)) в компании нужен, прежде всего, как некий представитель третьей силы, уравновешивающей две другие - работодателя и работника. Находясь в извечном конфликте интересов, работодатель и работник в порыве страстей часто переходят черту дозволенного. Вот тут то без HR-ра и не обойтись. Его задача привести стороны в чувства, сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.
И работодатель, и работник (в ЦИВИЛИЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ) всегда должны находить золотую середину, которая устроит обе стороны.  Посредником (и арбитром) в любом возникшем споре выступает –HR. Но это в цивилизованном обществе, а что же происходит у нас?
Сегодня, в большинстве компаний, HR-р – это вестник апокалипсиса. Именно его руками творится «добро» (сокращения, увольнения, оптимизация, замены и прочие «прелести»).  Ни о каком балансе речи не идет. Самому бы выжить. Спорить с работодателем (пусть даже наемным ТОП-менеджером, я уже не говорю про  собственника) – себе дороже. Отстаивать попранные права незаслуженно (в большинстве случаев) уволенного сотрудника - моветон. Кому это нужно? HR-ру? Профсоюзному комитету, от которого остались рожки, да ножки? Я Вас умоляю! Почему HR-р должен отстаивать чьи-то там права, когда сам «Обиженный» в 99% случаев свои права не отстаивает?
Это феноменально! Но, сотрудники, которых уволили действительно за проступки, готовы за себя биться до последней капли крови. Зато те, кого ЗАМЕНИЛИ (по яко бы «веским» основаниям), опустив голову, молча растворяются в небытие.
Схем «выкуривания» неугодных (недоевших) существует великое множество.  Здесь все зависит от фантазии Заказчика, который в большинстве случаев «убивает» вышедшего в тираж руками всё того же горемычного HR-ра, у которого, как известно тоже есть дети и они хотят есть.
По старинной русской примете, зачастую грязными делами приходится заниматься только что пришедшему в компанию HR-директору. Новый HR – прекрасный повод всё списать на «войну». Мол, пришла «новая метла», оценила ситуэйшен свежим взглядом изнутри и постановила: каждый четвертый будет убит. Пардон! Каждый четвертый подлежит замене. А мы тут, так, просто мимо проходили.
Не скрою, мне и самой приходилось неоднократно оказываться в ситуациях, когда Заказчик (генеральный или собственник) единолично принимая решение проститься с руководителем того или иного отдела (службы, подразделения), давал мне команду: «Фас! Ищи так, чтобы человек не догадался, что я хочу  его заменить»!
Для меня это не просто показатель, для меня это веский аргумент в пользу незрелости руководителя. Для меня это выбор: поступить по совести или, закрыв на всё глаза, плыть по течению.
Подобного рода вещи, должны Вас заставить задуматься, над рядом вопросов, начиная с:
- Какова истинная причина принятого решения?
- Сколько лет данный сотрудник отработал в компании, и на каком счету он находится у коллег и у предыдущего руководителя (если решение о замене принято новым руководителем)?
- Существуют ли критерии оценки данной позиции?
- Была ли проведена данная оценка?
- Есть ли гарантия, что точно также и меня «не пустят в расход»?
- Каковы мои действия в сложившихся условиях?
Как минимум странна ситуация, когда недавно пришедшим в компанию руководителем, принимается решение проститься с сотрудником (сотрудниками), успешно  отработавшим в компании несколько лет. Да, конечно, скажите Вы, ситуация встречающаяся сплошь и рядом. Чему тут можно удивляться? Давно пора привыкнуть. Более того - новый руководитель - новое видение и новые критерии успешности. Хорошо! Я со всем этим согласна! Не согласна с другим – способом замены. На мой взгляд, одной из ключевых управленческих  компетенций является умение, глядя в глаза своему подчиненному, говорить не самые приятные вещи.
Возможно, я старомодна. И всё я же считаю, что понятие «честь» и «совесть» не могут устареть. Если о подобного рода вещах Ваш руководитель не задумывается, то может быть стоит задуматься HR-у, а Ваша ли это компания? И где я во всей этой истории?
Конечно, бывают ситуации, когда стремление руководителя расстаться с подчиненным цивилизованным путем (обозначив собственные планы) заведомо обречено на провал. Сотрудник начинает стоить козни и выкручивать работодателю руки. Я сейчас не о тех, с кем невозможно договориться (таковые тоже не редкость). Я о Заказчиках, дающих команду вести поиск в закрытом режиме. Я о тех, кто стреляет в затылок, даже не пытаясь решить задачу иным способом. Я о Вас, «уважаемые»!
Уж если Вам посчастливилось  стать руководителем, то имейте смелость озвучивать подчиненным  собственные решения и нести за них ответственность. Умейте достойно держать удар и выходить из не простых ситуаций, не присаживаясь на хребет HR-ра, которому сам бог велел везти Вас в рай. И он, скрепя зубы, везёт. Ведь его тоже могут заменить, убив выстрелом в затылок.
На мой взгляд, всегда можно найти решение, которое устроит и ту и другую сторону, если есть ЖЕЛАНИЕ данное решение найти. Как минимум, возможно:
- Честно озвучить свое решение о том, что компания не готова и дальше продолжать сотрудничество с данным работником.
-Оговорить сроки замены и условия передачи дел.
- Дать хорошие рекомендации будущему работодателю.
Соглашусь, иногда это не просто, зато достойно.
Удачи Вам в Вашем нелегком деле!