Василиса

Анна Собко
Не люблю  я  ездить на верхней полке поезда,  да  ещё так  долго!Мы с мамой едем  в Пермь,на Урал. Дорога  длинная, почти  неделю   займёт. За стёклами поезда мелькают деревья, под  стук  колёс   убегают дни 1971 года. На  Урале только  два  времени года:  зима и  осень.  А весна, как осень-дождливая, тёмная,  лето, как осень-дождливое, и  изредка пробивает лучом солнышка, а осень переходит  в  длинную зиму, и всё сначала. Сейчас  мы словно  мчимся  в  холод  от  тепла, от света-во  тьму непогоды.
До сих пор помню, как мы с  бабулей ездили  на её родной Урал в  шестидесятые годы. У нас родня в Перми и далее, как  веточки  от  ствола и  направо,  и налево; и в той деревушке, и  в этой.  И на том  берегу  Камы, и на этом. Я и не всех-то знаю,  но самые  близкие  в  Перми. Там живёт мамина сестра-красавица  Нина со своей семьёй, к  ней-то  мы и едем.
Мама давно сюда не приезжала,как  уехала  после войны, так и не приезжала. А в военные годы она здесь лес  рубила, а  потом  ушла  медсестрой на  фронт.  После войны  забрала  мою бабулю и уехала  в  тёплый  Кишинёв-погреться  душой от войны,  да  телом  после  холодного  Урала.
Когда мы наконец-то через 4 дня приехали, то встреча  с роднёй  была  очень  радостной -так, что даже показалось, будто стало  теплее  и светлее на  всём  Урале. И вот сидим мы все за огромным столом-семья да  и только.
Я улыбалась  и  думала:какие они все милые и добрые, как они нас  любят, как  я их люблю. Но вот покоя не давала  мысль-почему  тогда, во время войны, когда моя  мама с бабулей  через всю страну из  Черновиц на Урал, пешком  шли  под  бомбёжками и аж  через  три месяца дошли до своих Пермских,а они не приняли.
Кoнечно есть ответ- побоялись. Понять могу-принять нет, не могу.Мой дед немец.В  Первую Мировую  войну  всех пленных  немцев сослали на Урал и в Сибирь.Попал туда и мой дед-молодой парнишка. Пленных деревенские подкармливали,вот и бабуля моя носила им еду. Так они и познакомились. Дед увлекся коммунистическими идеями,  читал  Маркса и был за Советы. А затем, пoсле  воины,спустя время, женился на  своей  Шурке-моей бабуле и увез  её далеко, далеко,аж в Черновцы,тогдашнюю Румынию.Вот такая вот история с бабулей,а там уж и мама родилась-получалась   дочь немца -отсюда и отношение.Дочь врага.А какой мой дед был враг!Он в Черновцах пел в оперетте, да Маркса почитывал для себя,а в сороковом его,как коммуниста   уволили  из театра. Кто-то доложил начальству про Маркса.
И стал он работать путевым  обходчиком на черновицкой железной дороге.Да недолго!В сорок первом  во  время  сообщения по радио о том,что началась война с Германией, лихой машинист  поезда задавил на путях  моего деда,как немца и врага. Oтомстил Германии за коварное нападение.
    Вот и мои, Пермские, тоже  испугались,не приняли  мою больную бабулю, мою   усталую и потрясённую маму.Дочь немца-надолго ей приговор!
Но всё ведь существует в пропорциях: свет и тьма, горячее и холодное,любовь и ненависть, страх и отвага,а когда одно прибавляется-другое убавляется.
- Аня, ты о чём думаешь - разбудил меня Боря-муж Нины.Он стоял у стола с рюмкой в руке. И я  очнулась, вернулась  к  дымящимся  пельменям,чебурекам,салатам и  искрящейся  рябиновой водке.
Все наперебой  болтали обо всей родне, да о наших маршрутах-к кому  первому  ехать, или ехати, как они говорят. Но тут моя мама и сестра моей бабушки - Клава   обе решили, что прежде  всего нужно навестить тётку Василису и дядю Мишу. А то, мол,они уже старые совсем, обоим за девяносто-того и глядишь помрут, а  Аня их и не увидет.А про Василису и вовсе ничегошеньки не знает.
 А ведь Василиса,-говорили они, то чудо чудное.И тут они мне рассказали про тётку Василису и про её историю.
Была Василиса из рода купцов Демидовых. И весь Урал-Демидовская фамильная   вотчина. Вся угольная и алмазная промышленность-их собственность. Богаче был  только царь-батюшка. А все люди  уральские-батрачили на них.Кто в поле, кто в угольных шахтах, а кто и на рудниках. Вот и семья бабули трудилась на полях демидовских. Много братьев и сестер, a из них  выжило только четверо.
Ну вот как-то на праздник урожая,разьезжая по деревням,заехали Демидовы в село Кукуштан,где жила бабушкина семья. В честь приезда барина деревенские девки одели на себя снопы пшеницы, наподобие сарафанов подвязали  их  лентами,а деревенский парень-голубоглазый гармонист Миша, бабулин  брат, растянул меха гармони своей, зaиграл "Барыню". Тут под музыку, из  демидовской семьи,выбежала  почти   девчонка -Василиса. Тоже одела на себя сноп пшеницы,обвязанный сверху и снизу лентами - вроде сарафана пшеничного, только голова торчит. И пошла она танцевать, кружиться под гармонь.Все хлопают,гармонист лихо играет, меха гармони раздувает, а сам от Василисы  глаз  не сводит. А и Василиса Прекрасная кружится, только длинная коса мелькает,да на гармониста смотрит  безотрывно.
Уехали Демидовы, а Василисе покоя нет-влюбилась она в гармониста-простого папиного батрака!
Настало утро—пора Василисиного рассвета, сбежала она из дому к своему Мишеньке. Сколько девок по селу были в него влюблены! Столько и головы повесили с тоски,  что выбрал он купеческую дочку. А у них любовь!Демидовы их стращали, Василису от дома отлучили, наследства лишили. А ей и не надо!У неё Мишенька!Прокляли Демидовы  Василису и отстали. А Василиса с Мишей счастливо прожили в своей избе всю свою жизнь.
 Вот к ним-то и собрались мы в дорогу.Поехала с нами  бабушкина младшая сестра Клава,Нина, мамина сестра, мама и я.
На рельсах,словно  игрушка- паровозик и один вагон. Едем в Кукуштан.Как местные говорят:тут недалече.В вагоне, кроме нас ещё два человека,да и то вышли на следующей остановке в лес по грибки.Сколько ехал поезд-одни леса! Ни  домиков, ни полустаночка, лишь через заросли кое-где  видно колючие проволоки высокого забора,что под током охраняли сталинские лагеря.Угадывались вросшие в землю  землянки, жилища  бывших зэков,а дальше вновь все лес, да лес.
Внезапно, через  часов шесть, поезд встал.Кругом поля,леса, а домиков-то и нет.
- "Кукуштан! Приехали!"-говорит  машинист.
 -А где ж тот Кукуштан? Ку-ку!
-А вон, говорит  Клава,- на горизонте,вишь домики!Это и есть он самый.
Спрыгнули  мы  на поле с поезда и пошли через рожь по тропинке.А как зашагали,то увидели бабки какие-то в поле вилами, как в старинку,так и сейчас,собирают  колосья в скирды. Вот увидели они нас:
-Эй, к кому гости-то? - кричит кто-то из них.
-Мы к Василисе. Гости к ней с Кишинёву !
-Ой ли!
И бегут бабки смотреть на гостей “с Кишиневу”- это, ведь должно быть что-то  особенное, не уральское!
А как первые две подбежали,то глянули на меня и замерли молча.Вдруг одна как заголосит:
---Девки!То ж наша Шурка приехала! Не, молода слишком!Ну вылитая Шурка!
Шурка- моя   бабулечка и их подруженька, уже десять лет, как померла. Стали они  меня гладить по лицу, словно хотели убедиться, что им не снится.Сбежались и остальные "девки", лет  семидесяти. Все они причитали: "Ну как есть, литая  Шурка!" И гладили своими мозолистыми,добрыми руками.Я стояла, как вкопанная,  каждая вызывала во мне такое умиление и нежность, будто я снова  встретилась со своей бабулечкой.Очень я любила её и тосковала по своей Бусе.!
Ну и пошли они с нами, вот так-хором проводить до дому Василисы.Как поле перешли,  пошли деревянные домики, сделанные  из цельных  брёвен с маленькими окошечками, а в них гераньки красненькие для  цвету и души. Дома окружены  здоровенными заборами,а в них маленькие,узенькие калиточки. Заборы  здоровенные, чтобы  каторжане  не  перелезли, аж в два человеческих роста,а калиточки–в половину роста, чтобы  войдя, человек поклонился хозяину и сему дому.
Вот,пришли мы.Напоследок пообымались со старушками- Бабушкиными подружками,да и попрощалися.
А мы через узенькую калитку вошли во двор невеликий, но просторный. Во дворе сложены поленца стеной-один к одному, так аккуратно, словно дизайнер поработал. Да слово это здесь, как из другой жизни.
Вошли мы через  низенькую  дверь в небольшую светёлку, вновь поклонившись дому. Два оконца с гераньками и печка, да занавеской отделена кухня. Печка-она же кровать, греет, даёт отдых ногам и голове. А  на стенах- то рамки, рамки и в них фотографии всех,кто в семье:в младенчестве, взрослые,старые.Маленькие фотографии,  большие-все вперемежку, да все приклеены к газетам. Тесно так приклеены - одна  к  другoй, как тесны друг к другу должны  быть родные люди,но разбросало семью во все стороны света.
А в глубине комнаты,в углу,сидит седовласый старик, посапывает-это бабушкин брат Миша,когда-то лихой гармонист,муж  Василисы. А самой Василисы что-то и не видно!
Я всё ещё под впечатлением её истории и не терпиться её увидеть. А ведь семью ее расстреляли большевики в семнадцатом году! А её не тронули. Она сама от  своих отказалась и без гроша ушла к своему голубоглазому Мише. Большевики это знали.
-Миша! -крикнула  ему почти  в самое ухо Клава.
-А глянь,каких я тебе  гостей привезла!
Миша открыл свои  голубые озёра и его  взгляд  остановился  на  мне:
-Свят, свят!Перекрестился дядя Миша. И в  испуге, тыкая  пальцем в  меня,сипло так говорит, ко всем обращаясь:
- То же Шурка!Или снится мне всё это, но ведь это Шурка,да Клава?
- Не Миша, то не  Шурка! Тo Нюрка!Шуркина внучка,а вот и Андрияна,-показала она на мою маму.
Но дядя Миша застрял на моём лице, и всё крестился,чтобы чёрт не попутал.
- А ну, подь сюда!-Сказал он резко.
Я подошла и он, как и те  бабки-подружки, стал  водить по лицу узловатыми   пальцами и слёзы катились по бороздкам его выветренного временем  лица.
-Нюрка, Нюрочка, а словно Шурочка.
 А потом,  словно  очнувшись, открыл  окошко и как-то зычно рявкнул:
-Машка!
Пoдбежала девочка, соседка, лет двенадцати.
--Машка, беги к Василисе, скажи, Шурка приехала,то есть нет,-Нюрка приехала с Андрияной.С самого Кишинёву!Ну, бегом!
А потом повернулся к нам, объясняя:
-Она тут рядом, козу пасёт, километров  пять отсюда буде, то близёхонько, шасть  и  буде тута! А мы пока  здеся водочкой побалуем по такому случаю.
-Федька! Слышь! А, Федька! Снова заорал он в окно.
-Подь сюды! Сxоди до Таньки у махгазин,скажи к  Мише  гости понаихали с самого Кишинёву!Пущай чакушку даст, на деньги держи.
-Ишь ты! Обрадовался, шо Василисы нету!Водочкой побаловаться захотел!Ну да ладно!  Примирительно  сказала Клава.
-Ты скажи, як вы тут живёте, можете? Как ты чувствуешь себя?
-А шо я!Я ничёго!Я себя и не чувствую, а скорёхонько и вовсе не почувствую. То ж у меня вечер жизни!Одно увядание!Як цветок- голову держит,пока день, а как вечер,  то головушку на бочок и ку-ку! Короче голову пока держу.
-Ну вот и  держи!- сказала красавица Нина.
Мама  присела рядышком с дядей Мишей, но тут его отвлекла от мамы, рука с   бутылкой водки, протянутая через окно. Он хотел было погладить мамины волосы, но  перехватил  бутылку и  лихо поставил её на стол,не вставая со стула.
- Да, Андрияна, здорово, что ты нас,стариков навестила, в  этом  Богом  забытом  месте!Ты же домой приехала, а и не знаешь!Дом-то видела, где  Шурка и все наши  народилися? А не видела! Его и нету!Пепелище там - усё сгорело!
 Ну, рассказывай! Что  там  ваш Кишинёв? А ещё во что! Спросить хочу: Сталин знаю  - помер, потом  Хрущёв  правил, а  сейчас-то кто  есть  у власти, а? У нас раньше  ”точка“ была.Ты, Нюрка, знаешь, что такое "точка"? То радиво так называлось.У нас было своё радиво, но у тридцать шестом годе приходили тут  ругаться начальники - про Василису  дозналися, шо она  куркулька!(куркулька-помещица)А село  заступилося, кажут, шо не, не куркулька она. Отказалась  она  от  своих, её  даже большевики  в  двадцать  третьем  годе не тронули. Но  им  надо  было власть казати, вот они  стульям  ноги  повыламывали, да "точку " со стены скинули. Но мы и не стали новую покупати!
-О, гляньте!Василиса бежить!
Прошло всего минут  пятнадцать, ну может быть - двадцать, а она уже тут!
Сначала  мы её  услышали, словно  колокольчики зазвенели!
-Гости вы мои, дорогие!  Запричитала   Василиса с порога,снимая белый платочек с  такой же белой  головушки.
-А  я тут с козой  пасуся и мне  голос ничого не шепнул, шо такие гости в хате моей!
Вбежала  она  прытко  и  кинулась  нас  всех обнимать! Ну, и конечно,  споткнулась на моём лице.
-Это  чтож, господи!  Прямо Шурка, да и только!Ну литая!
А я уже и не удивлялась, я даже ждала этого и мне это нравилось–смотреть со  стороны на себя, будто я и вправду стала Шуркой-моей любимой  Бусею.
-Да,Нюрочка, ка к же ты на бабушку  похожа! НУ,а ты как, Андрияна? Что там Ваш  Кишинёв? Что  муж твой, как здоровьице?Ты рассказывай, а я тут пойду, чего-нибудь состряпаю. Ты Андрияна, какие любишь пирожки-с капустою, чи с картошкой?
- Всякие твои пирожки вкусные! Сказала Клава. Да мы не голодные! 
- А  ты где пасёшь козу-то, а? Далеко ли?-Спросила Клава и нам подмигнула:
- Ты  Нюрка, смотри, наша Василиса бегает ого-го! Её надо в Олимпийскую  сборную.
-А не возьмут уж! - Старая я! Мне ж  девяносто с гаком! Да и куда  я от Мишки?!
 -А  козу пасу у “Тёплого камня"-кричит  Василиса звонко из-за занавески.
Если не знать, кто  там  за занавеской, то можно подумать,  что там  девчонка голосит.
 И вот выносит она из своей кухни  тарелку с яблоками.Огромными такими!
-Глянь Андрияна! Узнаёшь!?
-Господи, то ж Молдавские яблоки-те,что я вам послала в сентябре!Воскликнула мама.
Каждый год,осенью, мама высылала тетке Василисе и дяде Мише яблоки, обмазанные  парафином, завёрнутые в бумагу,уложенные в соломку.И эта посылка долго,долго шла к ним в Кукуштан, быстрее б в Африку дошла! Но к Новому Году у Василисы и Миши  всегда были яблоки. Эти яблоки  долго хранятся и не портятся. Но теперь-то июнь!
-Ох, тётя   Василиса,а что ж Вы яблоки не скушали? Или не вкусные? Столько времени держали!-спросила мама.
-Ах Андрияна, я  бы скушала, да Бог сберёг для твоего приезда! А сколько нам   старикам надо! Мы с Мишей одно яблоко на двоих два-три дня кушали! Они  вон какие  большие бостаны!(бостаны-дыни) Да и не каждый день коту масленница,тож к случаю,иль к празднику!А их немного у нас.
- Василиса, а что вы кушали, вот когда голодно было и всё по карточкам было?
- А какие тут карточки! Тута и не было их! Тута картошка, да редька, да морковь,то и кушали.
-Ну как же, у вас ведь свинья была? Cьели  наверно в голодуху-то!
-Ты что,Клава? У нас с Мишею  детей не случилося,а Машка, свинка наша, у нас   заместо ребёночка, как дочка нам была. Картошку, да редьку с нами лопала.Померла  уже старая,четырнадцать годков ей стукнуло. У леску её схоронили.
Тут Василиса вынесла дымяшиеся пирожки с капустой .
- Вот, готовы уж, кушайте,гости дорогие!
 Глаза её сияли.Синие,как синие васильки. А лицо,как будто без морщин, вернее оно всё в мелких морщинках, но их словно и нет,одни глаза светятся -добрые, сияющие  и  такие пo- детски беззащитные!
 А голос-будто множество колокольчиков звенит! Высокий такой, с модуляциями.От смущения и радости она всё обнимала меня и маму.
-  Василиса, какой Миша молодец!Хозяин!Как красиво он поленца сложил- один  к одному! Любо смотреть!
- А не, то не Миша! То я.Не може он уже давно-дохтор сказал, что его почкам  никаких тяжестей нельзя.Вот раньше я -проворней была! Ещё два годка назад- по четыре дерева таскала с лесу,а щас-не можу. Тяжело стало, Клава! Раньше,как  притащу дерева с лесу- нарубаю тут, как хлеба краюху, да как на витринку и  поставлю к стеночке.Люблю я порядок. И стоят они, милые,до самой,что ни есть зимы! А сейчас,как стукнуло девяносто- уже годы не те! Два дерева срублю,да и уже устала. Маруська –коза моя,смеётся с меня,аж шерстью трясёт, когда домой волоку  древо-то и постанываю, да поохиваю, а её, вишь,смех разбирает:мее, да мее- смеётся надо мною!
Я  была потрясена! В девяносто лет по два дерева!За двадцать минут пять километров! Вот это женщина!Да, есть женщины в Русских селеньях! А кто ж ей даст её девяносто! За  пять минут вон какой стол закатила! Понаделала оладьи, да пирожки,стол накрыла и села, наконец-то передохнуть.
-Спой,Василиса! Попросили и Нина и Клава. Ты ж так пела у церкви!
- Так мы ж не у церкви! Смеясь, сказала разрумяненная Василиса.
-Я уже  давно не пела-лет сорок,да и водку не  пила лет пятьдесят,а то и больше. А   налей  мне, Клава, водочки  для храбрости, может и спою по такому случаю.
- Я за  Нюрку-Шурку хочу выпить. Да тебе вот что сказать,Андрияна! Спасибо тебе ,   Андрияна, за заботу, шо  ты нас, стариков, не забываешь! Шо Мишу моёво - твоёво  дядю,не помнишьшь, как Шура заповедала. Спасибо, шо каждый Новый Год, слышь Клава,каждый Новый Год, у нас есть райски яблоки и мы с Мишею знаем, шо ты с нами рядом. Сидим каждый  Новый Год втроём -с  Машкою нашей -ей шкурочки, нам  яблочки и тебя  поминаем  нашей  благодарностью. А Машка-то как шкурки от яблок любила,   помнишь, Миша?  Нам тут у селе  многие  тогда с голодухи  говорили, штобы  мы  того… нашу Машку, но  мы сберегли её. А ночью  от лихих людей в избе прятали,  редькой,порой последней, кормили.
-Короче,  что сказать хочу, а  вот- берегите детей своих!Берегите близких, а пуще  всего уважайте стариков, слышь, Нюрка! Усё!
И тут Василиса  опрокинула  маленький, граненый  стаканчик  с водкой.Зарделась   алой краской и запела сначала  тихо  так, а потом более уверенно:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Голос ее мелодичный, звонкий и одновременно какой-то грудной, словно лился  из  глубины её неунывающей души. Она  знала о чём поёт - о своей жизни, да о туманах  молодости.
  Нам  так трудно было  расставаться с ней, с дядей  Мишей, все мы знали, что  расстаёмся навсегда, но  надо  было бежать к поезду.
Через  поле  бежали  за  тёткой Василисой. Она впереди, потом  Клава,а уж потом  и мы. Бабушки-подружки махали нам издали своими косынками. Но вот и поезд. А платформа высокая, ого-го! Тут тётка Василиса подхватила  маму и закинула в вагон, хотела и меня, но я сама полезла. Поезд  набирал ход, а она  долго стояла  на  рельсах и махала своим, снятым  с головы белым платочком.
          Тётке   Василисе   умирать было  некогда. Она  пасла  козу  Маруську и тут  ей, прямо на зелёной  травке исполнился сто и один год. Но она и не заметила, а тихо прилегла  под   блеянье козы.
К тому времени уже два года, как не было в живых её Мишеньки и она очень  тосковала, вот и пошла к нему навстречу. Теперь уж точно им вместе хорошо.