Где раки зимуют

Юрий Бессонов
Однажды я решил проследить за раком, чтобы раз и навсегда закрыть для себя этот вопрос. И то, что я узнал, в последующем повергло в шок не одного раковеда.

К делу я подошёл обстоятельно. Так как шёл уже последний месяц осени, одевшись потеплее я с вечера занял удобную позицию возле примеченного мной ещё летом водоёма и принялся ждать. В очередной раз поблагодарив себя за предусмотрительность, уже под утро допивая горячий чай из термоса я вдруг увидел его. Ещё не пожилой, но уже достаточно поживший рак, с чемоданами в клешнях, пенсне на лице и набриолиненными усами деловито усаживался в повозку, запряжённую серыми мышатами. Всё происходило так быстро, что я отчётливо понял, что никак не успею убрать разложенную было к завтраку снедь и не упустить объект моего внимания.

- Мистер рак! – закричал я тогда, – мистер рак, подождите, у меня к вам всего один вопрос, буквально минуту!

Но рак словно и не слышал меня. Быстро погрузивши скарб в повозку, он хлестнул застоявшихся и уже начинавших перебирать лапами мышей и с места рванул в одном лишь ему известном направлении. Побросав свои пожитки, я бросился было за ним, да куда мне успеть за тройкой фильдеперсовых мышей? Но мой рассказ был бы не полным и в какой-то мере совершенно бессмысленным, если бы я не выяснил главное, где же всё-таки зимуют раки, и я это сделал! Как – спросите вы? Мне просто повезло.

В расстроенных чувствах, снявшись с засидки я было собирался уже отправиться восвояси, как вдруг мой взгляд зацепился за маленький футлярчик, валявшийся на земле ровно в том месте, где рак грузил вещами свою повозку. Уже дома аккуратно вскрыв его и подцепив пинцетом свёрнутую в трубочку маршрутную карту, я не поверил своим глазам.

На карте было обозначено место рачьей зимовки, а также указан весь маршрут следования со всеми остановками по пути со временем пребывания в каждой. Конечным пунктом пребывания там значилось дупло полярной совы. Добрался ли мой рак до места назначения без карты – я не знаю, но уже зимой я видел вернувшуюся пустую повозку с сильно изношенными мышами в упряже.