Письмо 16. Дороги, которые мы выбираем. Детство

Азад Абасов
Письма, опубликованные  мной  на  настоящем  сайте, настолько не тривиальны  по содержанию, повествование  о  собственной жизни, ее  перипетиях, сложностях и  успехах,   вызвали неподдельный  интерес  у  Читателя.
Вчера  в  переписке  предложил  Автору  Писем, отчего ему, при желании, не написать автобиографическую Повесть, начав  с детства.

Не знаю, насколько хватит желания  Автору  последовать предложению.
В ответ  получил письмо, содержание которого меня тронуло до глубины души.
Спросил у  Автора, возможно ли  опубликовать это письмо на сайте. После некоторых  раздумий, он  дал согласие, сделав небольшую, но важную  дописку  в  конце письма.
  Мне , действительно, желанно, чтобы  Читатель ознакомился  с этим трогательным, полным  благородности и благодарности  Письмом.

"30  октября  2020 год

Александр  Голубов

Насчёт детства в Азербайджане, хочется начать сначала. 


Мои родители в 30-х годах бежали с Кубани, Ставропольский край, на Кавказ, спасаясь от преследований.  Сначала бежал отец в Грузию, получив предупреждение от станичников, что ночью его придут арестовать, а через пару лет к нему приехала мать с двумя детьми. 
В Грузии они жили в Кварели, работали в совхозе, отец трактористом, а мать на полевых работах, на виноградниках.  Потом отец выучился на шофёра в Тбилиси и, когда в Белоканах организовали табачный завод, его послали туда возить табак на машинах в Грузию -Цнори-Цхали за 60 км, где была железная дорога...
Так они оказались в Белоканах ещё до войны.  Поэтому его и не взяли на фронт, так как он работал на производстве, имевшем оборонное значение.  Помню из рассказов матери и других, что взяли в армию двоих наших родственников с Кубани.  Они попали в автороту, где чинили машины, но, когда пришло время принимать присягу, они отказались, говоря, что их религия  запрещает им брать в руки оружие.  По законам военного времени их расстреляли...

Так вот, мать часто вспоминала, как они приехали в Белоканы и квартировали у азербайджанцев в их доме, пока не построили собственный дом.  Всегда упоминала с теплотой, как часто они делились с ними едой, когда готовили что-нибудь.  Я не помню от неё ни одного неодобрительного слова об азербайджанцах, то же самое и от отца. 
Отец со временем стал механиком и заведовал гаражом при табачном заводе уже при мне.  Его все уважали и когда его выжил с этого места один лезгин ( разные люди бывают среди всех народов), шофёр, уговорив, а, скорее, вынудив уйти на пенсию, то многие шофера-азербайджанцы жалели об этом.  Отец честно распределял запчасти и всё остальное, а при новом начальнике им пришлось всё покупать у него, почему он и позарился на это тёпленькое местечко, я думаю...
Я много времени проводил в гараже после школы, когда подрос, помогая отцу, заправлял машины бензином и так далее, был на подхвате, как говорится.  Знал всех шоферов, меня полюбили, помню, один из шоферов вознамерился сделать из меня мусульманина, всерьёз уговаривал стать им.  Но я сказал тогда ему, какая разница, какая религия, главное - быть хорошим человеком и мягко отказался...

Вот, такие у меня воспоминания об Азербайджане.  Как я уже упоминал в своей повести, я считаю Азербайджан своей родиной, поэтому мне было уже легче уезжать из Москвы за границу, куда глаза глядят от той чумы, которая надвигалась.  Хоть я и прожил в Москве более 20-ти лет, она так и не стала для меня родной. 
На первых порах я ездил в Азербайджан каждый год в отпуск.  Помню, однажды ехал из Москвы в Тбилиси на поезде, а оттуда в Белоканы на автобусе, и чем ближе подъезжал к родным местам, тем сильнее билось в груди моё сердце.  И только выйдя из автобуса, ступив на родную землю, почувствовал, как сердце тут-же стало на место.  Незабываемое ощущение!...

Всю жизнь я ощущал своё сердце не на месте, с тех пор, как уехал из Белокан, до тех самых пор, пока не оказался в Термополисе уже в 2011-ом году, где и живу с тех пор.  Тут у меня сразу отпала тяга к перемене мест и уставшее сердце уже никуда больше не рвётся.
Всё мне здесь напоминает Азербайджан: горы, природа, даже люди, простые люди труда - ковбои, приветливые и дружелюбные, совсем как в Азербайджане.  Да и городок размером с Белоканы моих времён, всего три тысячи жителей...

Зачем писать ещё что-то?!  Кому это нужно?...  Всё моё ношу с собой, говорил один древнегреческий мудрец.  Такими воспоминаниями можно поделиться только с человеком, который это поймёт"