День счастья

Рита Аксельруд
               
    Мы жили тогда в небольшом приморском посёлке под Одессой. Работали с мужем учителями в школе.  Дочка Аня  окончила педучилище с красным дипломом. На выпускные экзамены приехал в педучилище профессор из столичного педагогического института. Ему очень понравились уверенные ответы Ани, и он посоветовал нашей дочке    поступать в Киевский педагогический институт,  на новую специальность  «психологи-исследователи». Психология меня привлекала давно, и очень хотелось, чтобы дочка стала психологом.
    В Киев я поехала вместе с дочкой. Пока она в приёмной комиссии сдавала документы, я стояла у доски объявлений и читала правила приёма. Рядом остановилась  нарядная, холёная дама и поинтересовалась, откуда мы приехали .  Узнав, что мы из Одесской области, она с апломбом заявила:
- Сюда поступают только киевляне! 
А я про себя подумала: « Это мы ещё посмотрим!»
     Когда подошло время вступительных экзаменов, муж с дочкой  уехали в Киев.    Первым экзаменом было сочинение. Во время консультации преподаватель  подчеркнула, что кроме грамотности и знания литературы абитуриенты должны показать свою идейную зрелость. На это дочка сказала папе:
- Я только в институте собираюсь овладеть этой идейной зрелостью.
   Мы не знали, как оценят её работу, поэтому очень волновались.  Только «пятёрка» за сочинение  освобождала её от остальных экзаменов, где всё зависело не только от неё, но и от мнения предубеждённых экзаменаторов. Хорошо, что сочинение пишут под девизом, и экзаменаторы не знают фамилии абитуриента.
     Я всё время вспоминала, как моя младшая сестра,
« золотая медалистка» ,  сдавала экзамен по физике в Одесский медицинский институт, и экзаменатор, едва прочитав в экзаменационном листе фамилию Гендельсман,   не глядя в листок с ответом, поставил ей «единицу».  Это   было трагедией для неё и для родителей – врачей-педиатров. Наш  папа тогда сказал с горечью : «Оказывается, мы живём в штате Алабама, где негров линчуют».  В СССР не было негров, но были евреи, и был антисемитизм на ведомственном уровне.  А  сама сестра была просто убита  несправедливостью.  В тот миг ей показалось, как будто душа   её изранена острыми осколками разбитого зеркала.  Того  зеркала, в котором раньше отражалась заветная мечта стать врачом. Эта трагедия наложила отпечаток  на всю её оставшуюся жизнь.
  Вернувшись  с первого экзамена, Аня сразу же начала готовиться ко второму – биологии. Как мы позже всегда смеялись – изучала сине-зелёную водоросль  и сама была тогда похожа на  эту сине-зелёную водоросль. 
   На следующий день после  экзамена я   поехала в Одессу на переговорный пункт, чтобы позвонить мужу  и узнать результат  экзамена, так как  дома у нас телефона не было. Пока я ждала своей очереди к кабинке,  ужасно волновалась. Наконец, прозвучало: « Киев – вторая кабинка».  От волнения ноги мои стали ватными, а рука, снявшая трубку  - влажной. Я   услышала:
- Анечка получила «пять» за сочинение! Это победа!  Она поступила!
-  Ура! Поздравляю!
Наверное, во всей Одессе в тот момент не было человека, счастливее меня!
 Я шла по улице  и улыбалась. Мне казалось, что все вокруг разделяют моё состояние, что даже улыбаются старые одесские здания. От счастья мне хотелось громко петь!  Моя дочка  - студентка!  Она  будет учиться  в Киеве, и станет  замечательным психологом!
  А в это время поливальные машины смывали чернобыльскую пыль с киевских улиц. Шёл 1987-ой год.