Древнейший город Иерусалим

Николай Леухин
Иерусали;м (ивр. ;;;;;;;;;;;;;;;; Йерушала;(й)им, араб. ;;;;;;;  аль-Кудс, ;;;;;;;;  ;ршал;м (;рушал;м),  ;;;;;;; ;;;;;;, ;ршал;м-аль-К;удс) – столица Израиля.
 
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э., основан иевусеями.  В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. – Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099 – 1187 и 1229 – 1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.

Город впервые упоминается в египетских источниках XIX–XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Синаххериба (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское  написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» – или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».

 Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру – «поселение», семитское ири, иарах – основывать, закладывать краеугольный камень) Шалимом» (Шалим, или Шулману – западносемитсое божество). Таким образом, изначально – в Бронзовом веке – Шалим был божеством-покровителем города.
 В западносемитской мифологии  Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень – .;.;.; (Ш-Л-М), от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».

В Торе принято написание ;;;;;; (в огласованном варианте – ;;;;;;;;;;;;), а в арамейских частях Библии принято – ;;;;;; (огласованный вариант ;;;;;;;;;;;). Эта форма впервые появляется в Книге Иисуса Навина. В Торе также встречаются названия Шалем (ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтятнами), Йевус – по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом (напр., Судьи 19:10: ;;;;;;, ;;;; ;;;;;;;;;;;: – «Иевус, он [есть] Иерусалим») и Цион («Сион»), под которым первоначально подразумевалась лишь крепость иевуситского города, однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля. Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида, и в древности город был известен под этим названием.

Иевусеи (ивр. ;;;;;;;;;;;;) – доеврейское население Иудеи, которые в конце III тыс. до н. э. основали город Иерусалим (прежде известный как Салим или Иевус) и первоначально населяли его. Согласно Библии, жили в горах и являлись потомками Иевусея из рода Ханаана. Существует гипотеза о родстве иевусеев с хеттами. Управлялись царями, имя одного из них – Абду-Геба (раба Евы) – упоминается в египетских папирусах времен Аменхотепа III, а имя другого – Адониседека – сохранила Библия. Впрочем, последний мог иметь аморейское происхождение, из чего делается вывод, что на момент прихода евреев иевусеи были народом смешанного семито-хуррито-хеттского происхождения, что находит подтверждение в Библии.

Иоанн Дамаскин  упоминает иевусеев как один из четырёх «толков» самаритян.
 
Эта информация из «Википедии», в этом перечне источников приводятся различные ссылки, в том числе и на Библию, как самый древний документ. Но почему-то в приводимых источниках отсутствует информация о некогда заселявших эти земли пеласгах (пеласетах) (в Ветхом Завете (Быт. 10:14), неоднократно упоминаются филистимляне, греческое обозначение этого народа),о которых сохраняет память название современной Палестины, по «Истории» Геродота  народ «неизвестного» происхождения.
«Пеласги» – означает «журавли», «перелетные птицы». Другое название пеласгов «лелеги», слово очень близкое южно-славянскому «лелеки» - журавли.

Пеласги были первым народом, поселившимся на берегах Эгейского моря. Позже из Малой Азии на Аппенины мигрировали лидийцы, где стали называться тирренами. Очевидно, это были близкородственные пеласгам народы. Сам Геродот называл лидийцев то пеласгами, то тирренами. (АРТАНИЯ - лат. - Ruthenia - Рутения
 –  земля, как утверждённое свыше начало, известное нашим предкам, являет собой образ одного Рода.)
 Любопытно, что самоназвание этого народа было расена - rasenna, rasna. Так, впрочем, в истории называли и этрусков.
До 12 в. до н.э., одна из областей, занятой пеласгами,  называлась Арканания (Аркадия), греки называли её страной «райской невинности, патриархальной простоты нравов и мирного счастья» - знания от пеласгов заимствовали, но надсмехались над их простотой.
 
Известный специалист в области индоевропейского языкознания В. Георгиев «видит в этрусках троянцев, которых считает, в конечном счете, хеттами».

На связь пеласгов с хеттами указывает и А. Кузьмин:
«Предания ирландских саг рассказывают о движении кельтов «из Скифии» от «Mare ruad», «Красного» моря – нынешнего Черного моря…. По-видимому, в родстве с этим населением находились хетты и пелазги или пеласги, (во всяком случае, их переселение шло в рамках этой индоевропейской волны). Именно с этой волной увязываются лигуры, которых в некоторых древних сообщениях отождествляют с западной ветвью пелазгов». [А.Г. Кузьмин. Начало Руси]

Всё это говорит о том, что в современном названии города Иерусалим (как и древнего Иерихона) присутствуют следы языков различных народов, в том числе и слОвянского.

Поэтому в поиске значения слова попробуем найти эти следы.

ИЕРУСАЛИМ – ИЕР(А) – РУС – АЛИМ.
 
Если "ИЕРА" (от этрусков-пеласгов-лелегов) - соединяющий себя с "РА" (см. значение слова ИЕРАРХ - ИеРА-АРх - соединяющий в себе РА и Ар – знания небесных и земных структур);
       
"РУС" - возможно от иевусеев, смешанного народа семито-хуррито-хеттского происхождения, так называвших народ предшественник; (на санскрите ;;; ;;;i [Rishhi] m риши, ("рси") - означает "мудрец".)

"АЛИМ" - Али;м, Гали;м (араб. ;;;;; — ‘али;м ) — арабское мужское имя и фамилия, в переводе с арабского означает «знающий», «сведущий» либо «учёный»; (Распространены у мусульман. Первоначально слово «алим» было титулом мусульманских правителей, а затем перешло в разряд личных имён.
Имя Аль-Алим (араб.  ;;;;;;;) является одним из имён Аллаха. Употребляется в Коране. В переводе на русский язык означает «Всезнающий».
Смысл имени аль-Алим — это Тот, Кто знает всё обо всём.)

 Тогда современное наименование города очевидно сохраняет его изначальный смысл, выраженный языком последующих заселявших его народов. Т.е. в значении слова звучит посвящение народу основателю города:

– город народа, поклонявшегося "РА" (Солнцу - Богу Русов), город русов-мудрецов,(«знающих всё обо всём» (легко делившихся своими знаниями с пришлыми и окружавшими его народами, но до конца не постигшими ни знаний, ни их "патриархальной простоты" и доброты).

http://proza.ru/2020/11/03/574 - Валерий Осипов - "Христос в Египте".