Марийоки

Людмила Петрова 3
На сказку похожа история эта.
Совсем не хочу, чтобы канула в лету. 

Богатым и важным он был человеком.
Влюбился за миг, только вышло - навеки.
Любовь захватила мужчину в полон,
Историй, конечно, таких миллион.

Жениться сначала совсем не желал,
Родные его говорили: скандал!
Жениться ему на актрисе с ребёнком?
Ведь им улюлюкать все будут вдогонку.

Однако какое-то время прошло,
И дело, конечно, до брака дошло.
Усадьбу в подарок он ей преподнёс,
В суровом краю воплощение грёз.

На горке построен был
дом двухэтажный,
С прекрасным фасадом, с высокою башней.
И не было рядом прекрасней строения,
А в парке посажены были растения,
Которых на финской земле и не знали,
Но здесь и цвели они и благоухали
И души лечили цветением ярким,
Был даже фонтан в этом сказочном парке,
Из мрамора лестница прямо к заливу,
И все для того, чтобы быть здесь счастливым.
Усадьбу назвал в честь жены Марийоки.
Вот только судьба оказалась жестокой.
Красавицу Марью болезнь подкосила.
Ушли красота и здоровье и силы.
Она умерла. Безутешный вдовец
С могилою рядышком, словно венец
Любви их прекрасной, большой и высокой,
Церквушку поставил в своей Марийоки.
И сам упокоиться здесь он хотел...
Но, слава Богу, уехать успел.
Их дом разобрали и вывезли финны,
А остальное прикончили мины
И бомбы двух войн, над страной прогремевших.
Остались руины от роскоши прежней,
От лестницы, церкви и колокольни...
Теперь тут печально, уныло и ...больно.

Про это интересное место с таким финским названием Марийоки я случайно узнала из интернета. А ведь мимо него столько лет ездила по Приморскому шоссе и 4 года училась в школе N447, расположенной совсем рядом, в посёлке Серово (прежде Ваммельсуу). К слову сказать: в этом посёлке находился дом (в то время уже развалины) писателя Леонида Андреева. Но об этом я тоже узнала только недавно.
Красивейшие места, расположенные на берегах Чёрной речки при впадении ее в Финский залив, и дальше на берегах залива в конце 19 века облюбовали известные люди из Петербурга. Здесь они построили дачи.

На даче академика В.М.Бехтерева, в двухэтажном доме, называемом Маленькая дача, стоящем на самом берегу Финского залива, мне удалось побывать в мои школьные годы. Там жила моя подруга-одноклассница Марина Налетова. Но и она тогда не знала о том, чей это был дом, просто их семью поселили туда после войны. На Карельский перешеек приезжали люди, потерявшие во время войны своё жильё. В 1989 году семью моей подруги переселили в Сестрорецк. А дачу передали наследнику - внуку академика В.М. Бехтерева.

Усадьба Марийоки имела более интересную и печальную историю. В 90-е годы прошлого века с огромным успехом прошёл на телеэкранах многосерийный фильм «Петербургские тайны» по роману Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Замечательный фильм, известные актеры, прекрасная музыка Андрея Петрова. Фильм слегка скрасил мое впечатление от самого романа, который я не смогла дочитать до конца, это было тяжелее, чем читать Достоевского, такие жуткие картины дна петербургской жизни там описывались. Тогда о самом писателе я почти ничего не знала.

И вот через много лет уже в интернете я снова встречаю эту фамилию. Хозяйкой усадьбы Марийоки была Мария Всеволодовна Крестовская. Это  дочь писателя и его жены актрисы В.Гриневой. Девочку воспитывала бабушка, так как родители ее развелись. Мария закончила Смольный институт. Она мечтала стать актрисой, но что-то не складывалось в ее театральной карьере. Не складывалась и личная жизнь. Ее любовь к женатому театральному художнику оказалась несчастливой. У неё родился сын, художник бросил ее с маленьким сыном, театр она оставила и, чтобы выжить, стала писать рассказы. Ее с удовольствием начали печатать многие журналы, и жизнь несколько наладилась.

И тут в ее жизни появился мужчина, который полюбил ее всей душой, Евгений Картавцев. Он был банкир и промышленник, занимал высокую должность и был старше Марии на 12 лет. Все люди его окружения были против его брака с актрисой, а Мария и не настаивала.

Он женился на ней через несколько лет и взял на себя заботу о ее сыне. Его стараниями он был зачислен в морской кадетский корпус. Для любимой жены Евгений приобрёл землю в устье речки Ваммельйоки. Там был построен дом и разбит прекрасный парк с экзотическими растениями.

В этот дом приезжали многие знаменитости того времени, литераторы и художники, здесь кипели споры о литературе и живописи, бурлила жизнь. Мария была в гуще этой жизни, она купалась в любви и почитании мужа. На портрете Марии, написанном И.Е.Репиным в это время, глаза ее светятся счастьем и умиротворением и ещё какой-то затаенной мечтой. Дом стоял на вершине горы, которую называли Марьина. Со смотровой площадки башни был виден залив и Кронштадт, где служил после окончания кадетского корпуса ее сын Всеволод.

На корабле «Светлана» он участвовал в русско-японской войне. Весть о том, что сын погиб, была для Марии ударом. Кто-то подарил ей икону «Всех скорбящих Радость», и она горячо молилась за сына. Он вернулся, но здоровье матери было подорвано.

Мария тяжело заболела. Все попытки спасти ее, предпринятые Евгением, были напрасны. Она умерла в июле 1910 года. Муж похоронил ее тут же в Марийоки, рядом с огромным валуном, на котором она любила сидеть. А через несколько лет появилась церковь Всех скорбящих Радость и колокольня. На валуне появился памятник Марии.

Евгений Картавцев хотел, чтобы его похоронили рядом с женой. Но грянула революция. Ему удалось эмигрировать во Францию. Похоронен в Париже в 1924 году.

Несколько лет назад, прочтя о Марийоки в интернете, мы с сыном и внучкой решили найти это место. Не доезжая до санатория «Чёрная речка» свернули вправо на еле заметную дорогу, в’ехали в гору. Дальше пошли пешком. Картина была мрачная: гора, поросшая соснами и кустами, рвы, ямы. На вершине горы развалины церкви, огромный камень с надписью и крест. Это все, что осталось от красивейшей усадьбы. Пропал даже памятник, поставленный мужем для любимой жены. Что же это за люди, посягнувшие даже на памятник?
Кстати, писатель Леонид Андреев был вначале похоронен рядом с Марией Крестовской, но в 1956 году его перезахоронили на Литераторских мостках. Неподалёку можно найти фундамент, оставшийся от его дома. Тоже только фундамент!

Восстанавливать гораздо труднее, чем строить. Варварство неистребимо и не зависит от того, война или мир сейчас, оно в душах. Помните прекрасную фразу, сказанную героем Андрея Миронова в фильме «Достояние республики», когда его заставляли стрелять в статую?
 - Я в женщин не стреляю!
Вспомнилось.
2020
На фото 31.10.20 гипсовый памятник вместо похищенного бронзового.