Монахиня Олимпиада

Юрий Рысков
                Монахиня Олимпиада


 


                Село Путилово

                2020 г



                Предисловие

2. Религия – опиум и сивуха!
 «Религия есть один из видов духовного гнета… Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ…»
 Ленин. 3 декабря 1905 г. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 142, 143.
3. Бог есть труположество!
 «…всякий боженька есть труположество… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».»
 Ваш В.И. 13 или 14 ноября 1913 г. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226, 227, 228. (Из ленинского письма М. Горькому. Отчитав выдающегося писателя за богоискательство, Ленин заканчивает письмо: «Зачем Вы это делаете? Обидно дьявольски».)

20. Расстрелять почитающих святителя Николая!
«…мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы».»
Ленин. Декабрь (не ранее 23-го) 1919 г.
(Латышев А.Г. Указ. соч. С. 156; РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 12176. Ленинское письменное распоряжение сделано особо уполномоченному Совета Обороны А.В.Эйдуку в связи с неявкой верующих на работу в православный праздник – День памяти святителя Николая-чудотворца, 19 декабря 1919 г.)

24. Перевешаем попов!
 «…Прекрасный план. Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зеленых» (мы потом на них и свалим) пройдем на 10 – 20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премии 100 000 руб за повешенного».
Ленин. Конец октября – ноябрь 1920 г.
(Латышев А.Г. Указ. соч. С. 31; РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 380. Ленинское рукописное распоряжение.)
В мартирологе [http://base.memo.ru/person/show/1541665 (База НИЦ "Мемориал". Дополненная версия)]. Том 5, стр. 175 значатся 692 священнослужителей епархии, репрессированных в 1918 – 1938гг (из них: 551 приговоренных к высшей мере наказания).

                Монахиня Олимпиада
                Уроженка Волкова Ольга Васильевна, 01.06.1890 – 30.12.1977 гг.
            Путиловской волости, Горношальдийского уезда, Шлиссербургской губернии

 Активное развитие села Путилова – родины моих предков, началось с 1712 года, когда по указу Петра I со всей Руси в нём собрали мастеров камнетёсных дел. Причина тому, наличие залежей туфа на возвышенности, где расположено Путилово. Свойства этого известкового камня оценили шведы, построив из него Щлиссербургскую крепость. Понимал это и Петр I, начав компанию против шведов с завоевания Путиловской горы, лишив противника возможности строить какие – либо оборонительные сооружения.
   Путилово росло и развивалось одновременно с Санкт-Петербургом. Путиловские камнетёсы трудились при возведении дворцов, храмов, загородных резиденций царей и дворянских усадеб, достаточно сказать, что вся каменная часть ограды Летнего сада создана их руками. Все дома в центре Санкт- Петербурга стоят на Путиловской плите. Мастера не были крепостными, поэтому имели хорошие заработки, что и отразилось на темпах развития села, за короткое время оно стало самым богатым населенным пунктом губернии. Одновременно с Санкт-Петербургом в Путилове возникали учебные заведения от церковно-приходской школы до высшего училища и музыкальной школы, сиротские приюты, библиотека, читальная изба, кружки театральный и музыкальный, добровольное пожарное общество, благотворительное общество, ссуда-сберегающее товарищество (добровольное страхование). Жителями села был установлен памятник царю – освободителю Александру II.
 Первое в России общество трезвости возникло в Путиловской волости.
   В проектировании села, строительстве храма и мостов принимали участие знаменитые архитекторы: П. И. Висконти, А. Ф. Видов, В. Е. Соколов. О былом величии села свидетельствовали руины храма «Тихвинской иконы Божьей Матери», площадью 1100 кв.  Храмовый комплекс (Храм и парк, обнесённые оградой с входными портиками), благодаря инициативе и усилиям М. Ю. Соколова, полностью восстановлен и признан памятником культуры Федерального значения в 2018               

 

 

  Посещение храма жителями происходило регулярно, дети впитывали Божьи заповеди с молоком матери.
   Вся жизнь Путиловской волости и моральные принципы взаимоотношений между людьми строились на основе христианских заповедей и принятых решений на всеобщих сходах. Именно поэтому в населенных пунктах и окрестных лесах царил полный порядок, о котором до сих пор напоминают кусты сирени в палисадниках и местах былых усадеб.
   Люди прошлого поколения пронесли веру Православную через годы мракобесия и гонений на религию. Силу этой веры можно оценить по моим бабушкам.
    Волкова Ольга Васильевна – моя двоюродная бабушка по материнской линии, названная в монашестве – Олимпиада.
Родилась в семье Василия Петровича и Натальи Михайловны Волковых.
Наталью Михайловну, беременную Ольгой, благословил о. Иоанн Кронштадтский,
предсказав, что родится девочка, и она будет угодна Богу.  Грамоте Ольга обучилась дома.
Василий Петрович успешно занимался торговлей, держал мелочную лавку в Путилове.
Когда Ольга подросла, ее поставили помогать в лавке, но скоро заметили, что
девушка бесплатно раздает товар покупателям. Ее наказывали за это, но она
не обижалась. Потом вдруг пропала.
Путиловские торговцы плитой видели ее в Троицком Михайло-Клопском женском монастыре Новгородской губ., Новгородского уезда, куда она поступила в 1912г.
С 20 февраля 1914г. — указная послушница. Несла послушание повара.
Из послужных списков послушниц Михайло-Клопского монастыря за 1917г. о ней:
    "Грамотная... Послушание проходит по назначению. В отпусках не была.
     В штрафах, под следствием не была. Качеств хороших".
Впоследствии, при аресте, сказалась "безграмотной", чтобы не подписывать ни постановление на арест, ни показания на допросах.
Уже после кончины матушки Олимпиады ее духовные чада рассказывали верующим о ее
сугубом подвиге — трехлетнем безмолвии. В 2018г. в ее следственном деле было обнаружено подтверждение этому — ее показания, записанные следователем:
    "Будучи в монастыре, однажды, не помню, когда, посоветовалась с одним монахом
     о том, чтобы мне языком не болтать и помолчать. Он меня благословил, и я
     стала молчать и ни с кем не говорила в течение трех лет. Окружающие меня
     прозвали "Ольгой-Молчальницей"... ".
Её подвиг стал известен за стенами монастыря, да и монастырское начальство ставило ее в пример насельницам. И вот тогда, по воспоминаниям духовных чад:
    "Настало время юродства: послушница Ольга взяла подушку, привязала ее
     к животу под одеждой и так ходила долгое время — какой уж тут пример!"
В 1919г. Клопский монастырь был официально упразднен, но монахини продолжали жить
на его территории.
В 1923г. его помещения были переданы в ведение Новгородского музея. "Монахини разошлись кто-куда", а она осталась работать прачкой в доме инвалидов, размещенном на территории бывшего монастыря. Впоследствии, как написано в обвинительном заключении 1932г., она трудилась "в качестве прачки при инвалидных объединениях, однако, не покидая стен монастырей".
С 1929 по 1932 г. Работала прачкой в домах инвалидов, размещенных в бывших монастырях Новгородской епархии: Юрьевском монастыре, Моисеевском (Сковородском) монастыре близ Новгорода, Макарьевской пустыни близ г. Любани, а также в с.Путилово Ленинградской обл., Кировского района.
Проживая в родном селе у матери, помогала ей по хозяйству, посещала бывшие монастыри и действующие храмы "иосифлянской ориентации".
Ольга Васильевна не ходила в местную церковь, где служил протоиерей Николай
Орнатский, подчинявшийся митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову), а ездила
в Ленинград к "непоминающим".
Она посещала собор Спаса-на-Крови и исповедовалась там, а после его закрытия посещала Владимирскую церковь и храм на Лиговке.
23 марта 1932г. приехала в д. Видогощь Новгородской обл., навестить больную знакомую и тут же была арестована.
14 сентября 1932 была осуждена тройкой при ПП ОГПУ СССР по Ленинградскому военному округу как "член нелегальной контрреволюционной религиозной монархической организации "Истинно-Православные" (Иосифлян)".  Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР, приговор - 3 года концлагерей.

   Из материалов дела:
    "Разъезжая по сохранившимся в Ленинградской обл. монастырям, поддерживает
     связь с местными группами "истинно-православных" — с Ленинградским центром...".
Из протокола допроса от 25 марта 1932г.:
    "...По религиозности я признаю старую православную веру, возглавляемую
     митрополитом Иосифом. Ни в каких сектах я не состою и о них понятия не имею...
      От подписи протокола отказываюсь".
На одном из допросов она показала, что "в Путиловскую церковь не ходила, т.к. там
каменный пол, и мне холодно", не желая объяснять следствию, что ездила в Ленинград
к "непоминающим". Из показаний ее на допросе:
    "Как звать священников или монахов знакомых церквей и монастырей?
   -  Я не знаю, — мне нужна была служба, а не священники".
На следствии она назвала только тех, кто давно уже был арестован:
    "Знала я митрополита Иосифа, он куда-то сослан, и епископа Димитрия, арестованного,
     их вспоминали в посещаемых мною церквях...
     Дома, на родине, я мало бывала, больше разъезжала по святым местам, но ко
     времени полевых работ я возвращалась, помогала сестрам — кому помою полы, кому постираю.
     И тем жила, и снова отправлялась. Фамилии других священников или их имен я
     не знаю. Показание правильно и мне зачитано. Подписываться не могу, не умею,
     поставлю крест".
Виновной себя не признала.
Места заключения:
Новгородская о., Новгородский р., с. Видогощь, арестное помещение при сельсовете с 23 по 25 марта 1932.
Некоторое время после этого содержалась в помещении при сельсовете г. Новгорода - Новгородский Домзак.
Затем, до 8 января 1935 отбывала наказание в Свирьлаге ОГПУ, Ленинградская о., ст. Лодейное Поле.
После освобождения из лагеря была пострижена кем-то из непоминающих в монашество и рукоположена под именем Олимпиада.
Долгие годы мать Олимпиада была странницей, постоянного места жительства не имела.
Среди "фанатически настроенного населения считалась "прозорливой и святой"".
По воспоминаниям, ее духовником был некий священник Александр, молитвенник
и подвижник, который предвидел свой арест и "передал" монахине Олимпиаде своих
духовных чад. У них она находила приют в Новгороде.
По воспоминаниям духовных чад, порой среди ночи матушка Олимпиада внезапно
поднималась и уходила, а наутро за ней приходили сотрудники НКВД — безрезультатно.
Некоторых своих духовных детей она предупреждала что за ними скоро придут.
В городе Мга у матушки Олимпиады была духовная дочь, которой она однажды сказала:
    "Будет война, и ты убежишь из дома, успеешь взять только иконку и крест".
Потом это исполнилось в точности.
Другой духовной дочери, Людмиле Филипповне Бондаренко, матушка предсказывала,
что та будет работать в церкви и "будет много книг". Так оно и получилось:
Людмила Филипповна много лет трудилась в соборе в Новой Ладоге и наряду с прочими
обязанностями заведовала церковной библиотекой. Людмила Филипповна ныне пребывает в преклонном возрасте и здравом уме – пожелаем ей долгих лет!
Мать Олимпиада вела аскетический образ жизни, порой ходила зимой босиком.
Ночи проводила в молитве. Ее почитали блаженной. Верующие ездили к ней за советом и молитвенной помощью.
Под старость она поселилась на ст. Жихарево у женщины Марии, которая ее
обижала, говорила гадости. Духовные чада предлагали матушке Олимпиаде пожить у них, но она отказывалась: "Мне у Марии хорошо".
Всевозможные "обличения" хозяйки (судя по всему, одержимой злым духом), выслушивала спокойно, с кроткой улыбкой.
Когда матушка состарилась, духовная дочь ездила к ней в Жихарево, чтобы помочь ей
вымыться. Блаженная при этом говорила: "Я чистая, чистая, только ноги у меня грязные".
Свой жизненный путь матушка Олимпиада закончила 30 декабря 1977 г. и похоронена на прицерковном кладбище в селе Путилово рядом с семейным захоронением своих родственников Волковых.
Источники:
1. Петров М.Н. Крест под молотом/ Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446с. С.334.
2. http://base.memo.ru/person/show/1541665 (База НИЦ "Мемориал". Дополненная версия). Том 5, стр. 175
Заявители:
Терентьева Татьяна Христофоровна, исследователь
Использованы материалы:
   - Архив УФСБ РФ по Новгородской обл. Д.1а/12612.;
   - ГА Новгородской обл. Ф.480 (Новгородская духовная консистория). Оп.1. Д.4301.;
   - ГА Новгородской обл. Ф.480. Оп.1. Д.4765.
    - Воспоминания Бондаренко Людмилы Филипповны, духовной дочери матушки Олимпиады (заведующей библиотекой при соборе в Новой Ладоге).
    - Материалы краеведа Чуровой Татьяны Станиславовны
В мартирологе [2] значатся 692 священнослужителей епархии, репрессированных в 1918 – 1938гг (из них: 551 приговоренных к высшей мере наказания).
Исходя из воспоминаний моей бабушки Афанасьевой (Волковой) Анны Гавриловны и данных метрической книги, Ольга Васильевна приходится мне двоюродной бабушкой.
Между ними было много общего, поэтому уместно рассказать и о ней.
   Родилась она в многодетной семье, у неё было четыре брата, средств на обучение всех детей не хватало, поэтому в школу она не ходила. Это не помешало ей самостоятельно научиться читать и освоить грамоту в объёме учебников братьев. Бабушка обладала феноменальной памятью, помнила всё, что прочитала близко к тексту, а многие, часто употребительные молитвы, знала наизусть. Она была глубоко верующим человеком. Главное же, поражало её философское воззрение на глобальные процессы в обществе и видение главного смысла жизни в вихре мирской суеты. С первых лет обучения в школе, находясь под атеистическим давлением, я частенько провоцировал её к диспуту на религиозные темы. Она сдержанно относилась к греховному заблуждению своего внука и говорила, что заблуждение это невольное, проистекает от причин внешних и временных, ибо в жизни людей всё приходит и уходит, а Бог и Вера в него вечны. Придёт время и людям станет стыдно за их заблуждения, говорила она, и оказалась права!
   Благодаря этой вере ей удалось пережить пост революционное лихолетье и ВОВ. Её муж, кавалер Георгиевского креста, из младших чинов, погиб на фронте. Это явилось основанием не только для лишения её материальной поддержки, но и включение в списки раскулачиваемых. На кануне обыска, по словам бабушки, Бог послал ей весть, и она успела спрятать часть урожая, что позволило ей спасти от голода двух дочерей. В годы Войны Путилово, где она проживала, оказалось на фронтовой дороге и постоянно подвергалось бомбёжкам. Бог миловал её трижды: первый раз она с кошкой спала на печи, тяжёлый осколок, пробив крышу, разорвал на части бедное животное; второй раз соседка позвала её в свою баньку переждать налёт, будучи фаталисткой, бабушка отказалась, а выйдя на улицу после окончания авианалёта, увидела на месте баньки огромную дымящуюся воронку; в третий раз ушла за водой под гору, а когда вернулась, её дома уже не было.
Она также всячески помогала раненым воинам, покинувшим «Синявинскую мясорубку» в начальный период войны. Позже, когда дороги и тропы стали контролировать загранпосты, ей пришлось предавать земле тела расстрелянных «дезертиров» в воронках своего огорода.
Проживая в нашей семье, она вела независимый, аскетический образ жизни:
- спала на узкой скамейке, не раздеваясь, в баню не ходила, тёплой одежды не имела;
- ни каких продуктов у матери не брала, питалась только сухарями, размачивая их чаем;
- большую часть времени проводила в молитвах, остальное – за своим самоваром.
На Путиловском кладбище она исполняла функции священника, отпевая покойников и другие обряды. Ни каких болезней не знала, до последнего дня газеты читала без очков. Ушла из жизни на 87 году, проведя несколько часов на кладбище поздней осенью при ветряной холодной погоде в летнем одеянии.
      

  Неотъемлемой частью храмового комплекса являлось богатое кладбище, которое можно назвать некрополем районного масштаба.
 
   Жители Путиловской волости не только бережно и благословенно относились к кладбищенским святыням, но и проявляли интерес к памятникам культуры государственного значения.
   Плитопромышленник Спиридонов, разделяя наследство сынам, завещал его большую часть потратить на создание памятника Петру 1 в Красных соснах. Два младших брата в 1847 году исполнили его волю, но во время ВОВ этот памятник оказался в центре огненного смерча на Невском пятачке и был утрачен.
  Известный меценат Грачья Мисакович Погосян решил воссоздать этот памятник и отдать должное его создателям – отреставрировал их семейное захоронение, о чём извещала памятная плита.  В силу своей скромности он не указал своего имени. Я восполняю этот пробел краткой справкой о почётном гражданине Кировского района, установившего мемориал на Синявинских высотах и многое другое. Его благотворительность деятельность была особенно активна в годы пандемии по поддержанию общественных организаций, ветеранов и жителей блокадного Ленинграда, Кировского района и Санкт-Петербурга.
  К 2020 году по его инициативе и его средства установлено, восстановлено и отреставрировано свыше 200 объектов культурного, исторического и духовного значения. Их них более половины памятников посвящены героям ВОВ. Выпущены более десятка исторических книг и документальных фильмов о героических личностях и событиях. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области им реализовано более 50 проектов. Его благотворительная деятельность охватывает 13 стран.
   За такую обширную благотворительную деятельность Грачья Погосян в 2019 г. Указом Президента РФ награждён Знаком отличия «За благодеяние». 
   В 2020 г. Грачья Мисакович награждён Дипломом за выигрыш конкурса «Мужчина года – 2020» в номинации «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА». 
 

 
   Нуне эти святые надгробия привлекают птиц, в тишине и уюте выращивающих свой потомство.
 
   Я поделюсь воспоминаниями своего далёкого детства. Ещё в 1948 г. все памятники стояли на своих надгробиях, их чистые поверхности и кресты в тёмное время суток отражали лучи от внешних источников света. Многие памятники были увенчаны золотого цвета шарами, на которых стояли такого же цвета, кресты. В нишах некоторых памятниках можно было видеть иконы. Были, правда, памятники со следами пулевых воздействий (в том числе памятник моих предков).
После кампании по сбору металлолома (особенно, цветного) о золочёных шарах и крестах напоминала лишь изогнутая арматура, на которой они крепились. Исчез также церковный колокол, подвешенный на столбе, как оповестительный о пожаре. Это был первый этап.
Второй этап начался в середине 50-х годов, когда на рынке появился интерес к памятникам и скульптурам из мрамора. В тёмное время суток подъезжала полуторка из Ленинграда, несколько человек демонтировали то, что им было по вкусу и по силам, и увозили. Наш дом стоял непосредственно возле ограды церкви, отец работал в три смены, когда заканчивал или начинал с «0», имел возможность наблюдать это варварство и при помощи друзей прекратить его.
Третий этап, самый масштабный, в перестроечный период: разбирали на строй материалы лещадку, ступени, ограду, всё, что лежало на поверхности и можно увести, использовать в личных целях или продать.
   Но самое кощунственное совершали группы наркоманов и алкоголиков, которые вскрывали тяжёлые плиты надгробий для проникновения в могилы в поисках реликвий. От этого многие памятники теряли свою устойчивость или вовсе падали.    
По свидетельству одного из таких гробокопателей, ему удалось проникнуть в семейное надгробие, под которым обнаружилась полость, а в ней несколько гробов. Его добычей стали: золотой кулон середины 19 века, крестики и монеты, но самое большое впечатление на него произвела молодая особа, нетленно лежащая в открытом гробу. Многие годы она являлась ему по ночам, лишая сна и покоя. Пришлось ему оставить сей промысел и искупать грехи свои трудом праведным по воссозданию порушенных гробниц.
Обходя кладбище, я заметил в основании постамента, под слоем мха, некий рельеф.

  Смахнул рукой мох и удивился,               
 на меня смотрели человеческие глаза! Что это, забытые технологии двухсотлетней давности или природное явление?
                Чудесные явления на святой земле               
   9 июля 2011 г. возрожден традиционный праздник Путиловской волости в честь Тихвинской иконы Божьей Матери – «Тихвинская». В торжественной обстановке произошло освящение места закладки временной церкви, крестный ход на родник и его освящение, длительное богослужение у восточной стены храма.
                В этот день произошло первое чудесное явление
Одна из немногих уцелевших икон поруганного храма хранилась у нашей родственницы, монахини в миру. Перед своей кончиной она передала ее моей сестре Галине, ныне покойной. Сестра привезла икону в родительский дом в с. Путилово.
Много лет эта икона в полном забвении хранилась в неподобающих условиях. Чей образ был изображен на иконе, определить было невозможно! Абсолютно черное пятно, с трудом просматривался лишь контур склоненной влево головы Пресвятой Богородицы.
 В день празднования Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля, на восточной стороне храма проходило массовое богослужение. Я сообщил отцу Александру об этой иконе, и он предложил принести её.
Икону вынесли из дома, положили на бочку стеклом вверх, протерли от пыли и установили в проёме разрушенного окна храма. Все присутствующие с благоговением подходили и прикладывались к иконе, отец Александр стоял рядом. «Я стояла в конце очереди» -  вспоминает моя сестра Тамара. «Подойдя, я подняла голову, открыла глаза и поразилась! На иконе четко просматривались лики Божией Матери и Младенца Господа нашего Иисуса Христа!»
По окончанию богослужения мы с братом взяли икону и, не всматриваясь в её, понесли к дому. К нам подошел волонтер и попросил разрешения сфотографироваться с ней. Мы удивились его просьбе, так как не видели смысла в съемке темного силуэта. Повернув икону, чтобы не было бликов от солнца, мы удивились еще больше – на ней четко проступало изображение Божией Матери и Младенца!
Видны были золотые и темно-розовые краски, а главное – просматривались лики. Удивлённые, мы поспешил с этой вестью к от. Александру, его реакция нас удивила ещё больше: «А что вы удивляетесь, ведь мы же молились?», обыденно сказал он.
Вечером из Путилова нам позвонила младшая сестра и сказала: «Мы с сыном стоим перед иконой и не можем оторвать от нее глаз – она вся светится!».
 Это есть свидетельство силы коллективной мысли!
В такой прекрасный, радостный день Великого Праздника, сама Царица Небесная явила свою милость и благословление. Икона была передана в строящуюся временную церковь, а в дальнейшем, во вновь восстановленный храм Тихвинской иконы Божией Матери.
   В 2012 году была открыта Приходская школа для детей до 15 лет. В рамках школы детям стали преподавать православные предметы, обучать скаутингу, краеведению, основам патриотического воспитания и хорового пения. Дети, окунувшись в атмосферу духовности, любви к ближнему познали радость и веселье без табака, пива и драк. Не всех это устраивало.
В ночь на Рождество 2013 г. была проведена тщательно спланированная акция по уничтожению временной церкви и нанесению ущерба приходскому дому.
На крыльцо церкви положили, заранее приобретённого, красного петуха, зарезали его и приткнули ножом к крыльцу. Пространство крыльца, меж ступеней, заполнили соломой и подожгли при использовании горючей смеси. Крыльцо обуглилось, петух опалился, но церковь устояла.
 Также безрезультатно закончилось бесовское деяние против приходского дома.
Расчёты богоборцев не оправдались, святость намоленной, храмовой земли оказалась выше мракобесия. Разве это не второе чудо?
Третье чудо, которое сопровождало значимые этапы возрождения Храма, не могло быть сотворено ни какими средствами, кроме Божьего знамения.
   В период моего детства с севера и юга от села располагались заболоченные леса, высоко стояли грунтовые воды часто шли дожди, поэтому явление радуги не было редкостью. С течением времени вырубались леса, болота осушались и заменялись пахотными землями, люди стали испытывать нехватку воды для полива огородов, радугу можно было наблюдать лишь в районах расположения водоёмов. Церковь расположена на высоком месте, радуга не только в парке, но и в ближайшей округе, никогда не наблюдалась. Но вот настал период возрождения церкви: сборы по решению организационных вопросов, массовые богослужения, элементы храма стали вырастать над кронами деревьев. На протяжении всего периода наблюдались следующие явления:
- в установленное время собираются участники мероприятия, ходят хмурые тучи, моросит дождь, но с началом мероприятия тучи расходятся, дождь прекращается;
- в канун праздника неоднократно наблюдалась радуга, исходящая из окна помещения, где размещены стенды с материалами о ходе возрождения Храма.
В день Рождества Христова 2018 г. радуга над Храмом наблюдалась с шоссе Кола.