-1-
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ СКЕПТИК О БИБЛИИ
Эссе
« Подвергай все сомнению».
К.Маркс.
Во всех религиозных философиях присутствует много мистики. Все дело, мне кажется, объясняет такой афоризм: « Бог создал человека по образу и подобию своему,но, человек, едва научившись мыслить, тут же создал Бога по образу и подобию СВОЕМУ ! Потому- то в религиях человек разговаривает с Богом как с ровней , Бог дает человеку « ценные указания», человек клянчит у Бога какие - то льготы для себя и своего племени. У язычников люди могут даже отшлепать идола, если сочтут, что он плохо справляется со своими обязанностями. Вот и в Библии: Бог все время обязывает евреев делать то одно, то другое. Естественно , поэтому, вся ответственность за содеянное ложится на Бога! Исполнители оказываются как бы непричем! Условно ,изложенное в Библии – Торе ( по моему мнению ) можно разделить на четыре темы, .
Тема первая.
С древнейших времен пытливые люди задавались вопросом - откуда произошло все сущее : звезды, Солнце, Земля , люди, звери, птицы, растения и т.д. Знаний было чрезвычайно мало ( впрочем, на эту тему и сегодня знаний не намного больше), поэтому их заменили фантазиями, сказками, мифами в меру способностей их сочинителей; эти фантазии распространялись по миру , преобретая местные акценты. В Библии- это мифы о сотворении Мира, о создании Адама и Евы и пр. Поэтому изложенное на эту тему в Библии вызывает, мягко говоря, недоверие.
Тема вторая.
Она касается истории древних евреев, как они пришли к вере в Бога единого и как создали свое государство.
-2-
Здесь истина переплетается с легендами и все, что на эту тему написано, следует рассматривать критически, отделяя зерно от плевел.
Тема третья.
Религиозные учения, кроме сакральной составляющей, имели и чисто прикладное значение. В этой части они представляют из себя свод законов , регламентирующие религиозную и светскую жизнь народа. И здесь нельзя слепо следовать этим законам;надо делить : что от Бога - вечное, а что хорошо было на злобу того древнего дня, а что на день сегодняшний безнадежно устарело.
Тема четвертая.:
Издревле пытливые люди, наблюдая жизнь, находили Божьи законы, т. е. те законы, которые вечны, которые справедливы для всех народов и, конкретно отдельных людей и составляют великую ценность различных религиозных философий. И здесь надо уметь отличать, что от Бога , а что богословом не понято или понято не вполне и оказывается, что это –то и является вечной проблемой: каждая философия утверждает, что она наиболее правильно трактует Божьи законы ( избранники божьи, православные, правоверные и пр.).
Рассмотрим тему вторую – как евреи пришли к вере в Бога единого и как они создали свое государство.
Чтобы легче было понять жизнь древних евреев лучше использовать параллель между ними и народом , который совсем недавно вел тот же образ жизни – это цыгане. И первые и вторые нашли способ кормления, кочуя меж городами, построенными оседлыми народами, т. е. этот образ жизни, когда они расселяясь на большие расстояния, и обусловили первоначальное их рассеяние. Чем могли кормиться эти кочевники при городах? Торговлей, различного рода актерством, кустарными ремеслами, знахарством и т. д., т. е. теми ремеслами , в которых евреи и сегодня сильны.
Итак, тот клан евреев,вождем которых был Моисей, кочевали по Египту. Позвольте высказать, может быть крамольное предположение. В 1374 – 1347 г. г. до новой эры Египтом правил фараон Аменхотеп 4 – й. Он (скорее всего, с подачи какой – то части жрецов – революционеров ) произвел в Египте идеологическую революцию: отменил в стране многобожие и ввел поклонение богу единому - Атону, себя он назвал Эхнатоном, т. е. – поклоняющимся богу Атону. Но, после его смерти, его наследник Тутанхамон вернул Египет к почитанию прежних богов.
- 3 -
Исход евреев из Египта произошел в 1250 г. до н. эры, т. е . это случилось примерно через 140 лет после смерти Эхнатона. Что представлял из себя Египет тех лет? Это была передовая по тем временам страна, в ней существовали своеобразные университеты – храмы, в которых ученые жрецы накапливали Знания, коими долго пользовались следующие цивилизации. А не могло ли быть так, что евреи приняли идею единобожия и остались ей верны и после контрреволюции Тутанхамона.В пользу этого предположения говорит следующее : сомнительно, чтобы у кочевников родилась такая гениальная идея на фоне наличия таких умов в храмах Египта ( представьте себе, что в наше время цыгане выдвинули бы подобное ценное учение );
- у евреев одно из имен Бога есть - Адон, Адонай. Сравните имена Атон и Адон. Скорее всего это одно и то же имя!
И если эта версия правильная, то выходит, что идея единобожия принадлежит египтянам.
Итак, на фоне господствующей религии , евреи оказались еретиками ! Всегда и везде быть еретиками опасно! Египетские власти, и до того не слишком жаловали этих кочевников - чужаков, т.к. чужак всегда подозревается в шпионаже в пользу соседей - врагов; кроме того, всякая власть желает получить со своих подданных максимальный налог. С кочевников же взять налог всегда сложно - в любой момент этот кочевник может сбежать. Вероятно ,поэтому, фараон распорядился насильно отправить евреев на общественные работы. Вольные кочевники расценили это действие властей как посягательство на их СВОБОДУ , т.е низведение их до уровня рабов ! (как это похоже на судьбу цыган ! ) Как в Торе описываются дальнейшие события? Бог, якобы желая покарать египтян за обиды, нанесенные евреям, насылает на Египет 9 казней. Отбросив мистику и, оставив Бога в покое, попытаемся понять, как же могли происходить события в реальности. Климат на Земле периодически меняется. Бывают полосы, когда на страну ( да и не только на ее одну) сваливаются несчастья: засухи, потопы, эпидемии, активизации вулканов и пр. и пр..( то что мы наблюдаем и в 2020 г.) Моисей, будучи талантливым психологом , стал внушать фараону, что происходящие в стране катаклизмы есть Божья кара за притеснения евреев. Фараон, очень религиозный человек, решил источник всех неприятностей для Египта – евреев - изгнать из страны. Исход 12-33: «И понуждали Египтяне народ, что –бы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: все мы помрем... ». Исход 11: «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; ...когда же он будет отпускать ( вас ), с поспешностью будет гнать
- 4 -
вас отсюда ; внуши народу ( тайно ), чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и золотых ( и одежд ).... 36 Господь же дал милость народу ( Своему ) в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян. (как хорошо прятать свои неблаговидные поступки за, якобы, добросовестное исполнение Божьей воли! ) Евреи бежали из Египта, но, попав на Синайский полуостров, им пришлось стать классическими кочевниками – скотоводами и блуждание их по пустыне было обыкновенным перемещением в поисках пастбищ для скота. Моисей, возможно, анализируя жизнь своего и других народов, пришел к выводу, что жизнь кочевника сопровождается множеством рисков. Кочевник открыт перед любым врагом. Жизнь оседлых народов менее опасна: обороняться легче, спрятавшись за городскими стенами. И , вероятно, у Моисея возникла идея завоевать какой-нибудь город , и, далее, сделав его плацдармом, завоевывать другие народы, и таким образом создать свое государство. Для осуществления этой идеи надо было заручиться поддержкой соплеменников. Объяви эту идею как свою собственную, он рисковал получить большие неприятности: чтобы изменить вековые традиции одной воли вождя мало! И он применил прием, который не раз использовался и до него и после него, т.е. надо было , используя какое-нибудь природное явление, объявить его как бы явлением Бога и озвучить повеление, якобы Богом данное . Очевидно, он знал, что в определенное время года над горой Синай происходили грозы с множеством разрядов молний, Он этим природным эффектом и воспользовался! Взобравшись на гору, и проведя там грозовое время, а ,затем , вернувшись к соплеменникам, он озвучил якобы повеление Бога и это повеление, в часности, предписывало племени перейти к оседлой жизни 13. Числа 2. И сказал Господь Моисею, говоря:Пошли от себя людей , чтобы они высмотрели землю ханаанскую, которую я даю сынам Израилевым: по одному человеку от колена отцов их , пошлите главных из них. И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую, и сказал им: пойдите в эту южную страну,и взойдите на гору; 19. И осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней. силен ли он или слаб, малочисленен или многочисленен? 20/ И какова земля, на которой он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? 21. И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет. Будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда».
Числа 14,6 « и Иисус , сын Навин, и Холев, сын Иефонниин, из осматривающих землю ,…..7. И сказали всему обществу сынов Израилевых: Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша. 8. Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед... 9. Только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на
- 5 -
съеденье, защиты у них не стало, а с нами Господь, не бойтесь их. И сказало общество: « Побить их камнями!». Далее, Моисей ,предвидя когда народ Израильский, покоряя другие народы, рискует раствориться среди них, дал народу предписание: « … ибо ты ( Израиль) народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов,которые на земле.
7. Не потому , что вы многочисленнее всех народов; принял вас Господь и избрал вас; …16. И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даст тебе; да не пощадит их глас твой; и не служи богам их: ибо это сеть для тебя» ((Второзаконие 7.6, 7.7, 7. Т.е. имеем дело с проповедью национальной исключительности и с геноцидом других, якобы неполноценных народов! (Это Вам ничего не напоминает? ). Конечно, можно сказать, что это было давно, сейчас, мол, другие времена! Все бы так и было, если бы «шибко» верующие иудеи и сегодня не утверждали бы, что все было правильно, и все соответствует Божьей воле! Папа римский Иоанн-Павел 3 просил прощения у потомков народов, пострадавших от преступлений участников крестовых походов, за злодеяния «святой инквизиции»; неплохо было бы, чтобы сегодня религиозные власти Израиля громко попросили бы прощения у потомков оставшихся в живых жертв, устроенного древними евреями геноцида, т. е. религиозные начальники Израиля могли бы заявить: « Это была далекая история; в истории каждого народа были не только благие деяния, но и много мерзостей! А, потому, мы просим прощения за преступления наших предков перед народами, пострадавших от их рук ! Давайте не будем чваниться преференциями, которые , якобы, дал вам Бог». На протяжении истории многие народы попадали в критические ситуации, когда перед ними становился вопрос: быть или не быть? Одни народы не смогли ответить утвердительно на этот вопрос и погибли как этносы ( шумеры, Урарту, гунны и пр. ); другие изобрели способ выстоять, сохранить самость. Для этого нужна Идея, которая смогла бы сплотить народ и не дать ему раствориться в других народах Евреи нашли эту идею: мы избранники Божьи, мы выше всех других народов; попав в другие государства, мы должны быть лучше аборигенов. Богатство можно отнять, имущество можно сжечь. Но Знания всегда с тобой!
Это, в конце концов, твое богатство! Вот потому-то и сегодня у евреев существует культ образованности ! И вот эта идеология позволила противостоять ассимиляционным действиям народов- аборигенов и постоянную активность евреев; это позволило занять в среднем более высокую ступеньку в социальной лестнице, чем аборигены. Большинство представителей разных народов, попав на чужбину, через пару поколений ассимилируются в местном населении, и, пожалуй, только цыгане и евреи выстояли; а за все надо платить..Надо понять, что аборигены не терпят, когда чужаки занимают более высокую ступеньку в социальной лестнице
- 6 -
Почему же к цыганам более терпимое отношение, чем к евреям? А потому что цыгане никогда не претендовали на занятие более высокой социальной ступени.
В жизни народов бывают взлеты и падения, сытые времена и голод –ные и времена больших драк. Человек не научился, и, скорее всего, никогда не научиться сделать жизнь людей сытой и стабильной. Человечество должно совершенствоваться, а для этого надо напрягаться. Сытая же жизнь создает иллюзию , что так будет всегда. Человек надувает щеки, чувствуя себя всесильным, начинает делать всяческие гадости: вырубает леса, загрязняет питьевую воду, делает все более смертоносное оружие, создает генномодифицированные продукты питания ( от которых скоро человеки перестанут рожать детей). И тут-то жди Божьей кары : опять обнищание, озлобленность, драки и, следовательно, возникнет вопрос : кто виноват? Ответ прост - чужаки, которые нас грабят; а кто чужак- ну, конечно, еврей! Причем, абориген, пылая ненавистью к олигархам березовским, абрамовичам, побежит бить тех, кто доступней : какого-нибудь простого бухгалтера Березовского, простого инженера какого-нибудь завода Абрамовича! Где же выход? Может быть он и есть , но пока не просматривается. Есть замкнутый круг: каждый народ хочет сохранить свою самость, но это провоцирует недоброжелательство аборигенов, и это касается не только евреев: в таком же положении сегодня находятся ,скажем в Литве, и русские и поляки, русские на Украине. Как-то в газете была статья о Шарле Ознавуре . Когда кто – то назвал его французским армянином, он возразил : «Я ФРАНЦУЗ армянского происхождения» . На мой взгляд это очень мудрая постановка ответа ! Национальность – это не то , кем человек себя понимает теоретически . Возьмите российских евреев. Как –то я спросил моего старого друга – еврея ( царство ему небесное ! ), кто ему ближе по образу мышления , по нашему пониманию жизни, по нашим интересам; какой нибудь иорданский еврей, или я - русак? Он ответил: «Конечно ты!»
Ведь если разобраться -то каждый ныне живущий этнос есть гибрид из представителей множества племен и народов , и . поэтому, так уж рьяно убеждать других в своей чистокровности , по меньшей мере , глупо Когда кто – то начинает бить себя в грудь и провозглашать : « Я еврей» , он тем самым провоцирует аборигенов на ответную реакцию : « Этот чужак презирает нас и не хочет быть представителем нашего племени ; себя он считает исключительным и не желает, чтобы его путали с нами - тупыми аборигенами »! Может быть формула , принятая Шарлем Ознавуром, и есть
- 7 -
большая мудрость, коей стоит следовать ? Этой формулой он как бы говорит , что он не отделяет себя от французского народа, но и дает понять , что он не забывает и о своих корнях.А, впрочем, советовать что – то другим, особенно по национальным вопросам глупо и бесполезно!
Цитаты даны из Библии ( в русском переводе ), издательство «ЖИЗНЬ С БОГОМ» , Брюссель, 1973. А. Гущин, 24. 11. 2011 г