Думала, что такое может быть только в России

Оксана Задумина
Чем меня удивила бывшая ГДР: пять особенностей

Окончание.

Проснувшись, мы решили позавтракать. Вчера муж сбегал в “Лидл” и купил всё, что надо, но сегодня воскресенье и значит супермаркеты закрыты. Это дурацкое правило действует и в Дрездене. Придётся довольствоваться тем, что осталось в холодильнике: пара йогуртов, колбаса, чай. Вроде бы даже наелись, но без кофе я не человек, а кофейня открывается только в 11, как раз в то время, когда нам надо покидать апартаменты и отдавать ключ администратору. Чемодан и рюкзак можно на время оставить там. Так и сделали. И пошли выпить по чашечке капучино.

1. Иное отношение к маскам. В бывшей ГДР, точнее в Дрездене, совсем другое отношение к маскам по сравнению с Мюнхеном. Здесь многие люди не носят маски ни в магазинах, ни в транспорте, а если надевают, то неправильно: на подбородок, на нос, но чаще закрывают рот, а нос открыт.

В Мюнхене с этим строго. Я подумала, что может быть здесь законы другие... Слышала, что власти Тюрингии вообще ярые противники ограничений, возможно и в Саксонии что-то подобное, а может люди больше похожи на нас – любят нарушать правила. Например, продавцы в кафе наливают нам кофе без масок и рядом красуется объясняющая табличка: “за прилавком работникам разрешается быть без масок”.

2. Наверное ни один немецкий город не хранит на своём лице столько следов памяти о Второй мировой войне. Весь центр города находится в стадии реконструкции. Трудно даже подобрать ракурс для фото, чтобы в снимок не попали строительные леса или краны. Дело в том, что англичане и их американские союзники сбросили на Дрезден свыше 4000 тонн бомб и практически разбомбили весь город. Об этих событиях в произведении "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей" подробно написал Курт Воннегут, который оказался среди чудом выживших семи американских военнопленных, работавших на дрезденском заводе. Восстановить город до конца так и не удалось, хотя прошло уже больше 75 лет.

Ещё бросается в глаза “советская застройка”, которая соседствует со старинными зданиями и вызывает чувство зримого несоответствия. А река Эльба одним своим названием пробуждает в памяти известную “Встречу на Эльбе”, когда в апреле 1945г. соединились наши войска и союзники. Это историческое событие, правда, произошло не в самом Дрездене, а в Торгау, но всё равно, чувствуется причастность.

3. Огромное число пассажиров в поездах, несмотря на вирус и рекомендации сидеть дома. Мы никак не ожидали, что купить обратные билеты до Мюнхена станет проблемой. Поезда ходят регулярно. В чём же дело? Нет ни одного билета во второй класс, а в первый – цена в два раза выше. Я предлагаю мужу доехать вторым классом до соседнего Лейпцига, а там может быть кто-то сдаст билеты и нам улыбнётся удача.

Действительно, билеты в Лейпциге до Мюнхена во второй класс уже можно приобрести, но они продаются без мест, с указанием, что поезд полный. Мы решили купить всё-таки в первый класс, пусть это будет дороже. За выбор места взяли добавочно ещё 10.60 евро. Ну, что поделаешь? Зато теперь у нас точно известный десятый вагон и 15-16 место.

4. Ожидала увидеть в Лейпциге скульптуру Баха, а мы встретили Бетховена, который родился в Бонне и никогда в Лейпциг не приезжал. Хотя статуя и памятник Баху в городе имеются, ведь он родился в Саксонии и работал большую часть жизни в Лейпциге, но сначала мы увидели бронзового Бетховена. Форма и цвет творения мне сразу напомнили фигуры дюссельдорфского художника Маркуса Люперца, о которых я уже писала. В своё время жители баварского Аугсбурга не знали куда пристроить его Афродиту и в конце-концов поместили её на окраину города. https://stihi.ru/2014/08/01/4660

Оказывается, это вторая бронзовая фигура Бетховена, а первая стоит на родине композитора, в Бонне. Должна сказать, что творчество 79-летнего представителя неоэкспрессионизма воспринимается зрителями далеко неоднозначно. Одни его зовут дилетантом и возмутителем спокойствия, другие – дьяволом, третьи – глыбой и последним немецким денди. Вероятно, такое искусство ещё надо учиться воспринимать. А сам скульптор объясняет, что он художник, а не фотограф. Мне сразу вспомнились наши Зураб Церетели и Ильдар Ханов.

5. После девятого вагона идёт одиннадцатый. Ввиду отсутствия десятого вагона, проводник велел нам занимать свободные места в вагонах первого класса. Сели, доехали до Мюнхена, но вернуть свои деньги за не предоставленную услугу не смогли, потому что из таких желающих, на вокзале, выстроилась гигантская очередь, как в мавзолей. Стоять мы не стали.

И все-таки путешествие удалось! К тому же у меня с собой была книжка С.Довлатова, которую я читала в дороге и выписывала цитаты. Например, когда его персонажу дали пиджак, чтобы он в приличном виде произнёс на похоронах заготовленную речь, он заметил: “Пиджак теснил. Я чувствовал себя неловко, прямо дохлый кит в бассейне. Лошадь в собачьей конуре”. А речь, написанную коллегой, читать не стал, прокомментировав: “Уж лучше отсебятина, чем отъеготина”. А ещё понравилось, как сказала про героя одна дама: “Он был праздником моего тела и гостем моей души”.

Спасибо, что дочитали. Предыдущая часть истории: http://proza.ru/2020/10/24/721
Остальные фотографии и видео можно посмотреть по ссылке: http://proza.ru/rec.html?2020/10/29/1612
На фото: "Бетховен", скульптор Маркус Люперц. Лейпциг, октябрь 2020