гл 10. Путь в Навсегда

Алкора
(отрывок из гл 3. книги 8 , 2000 г)

Чтобы приблизиться к загадочному «навсегда», необходимо определить, что такое время. Мы привыкли представлять время в виде прямой линии событий «прежде – теперь - после». Современная физика утверждает, что время может представлять собою кривую четвертого измерения, а это в корне меняет всю концепцию жизни. Время нашей жизни - только одна из координат Вечности. В состоянии вечности каждая точка пространства (событие) касается каждой точки времени (возможности существования), то есть «вечное теперь» так же, как и пространство - трех мерно. Человек – это одномерное существо по отношению ко времени. Человек – это его жизнь. Жизнь человека и есть его время. Умирая, он не попадает немедленно в вечность, хотя именно это и составляет цель его эволюции.

В Индии есть философское понятие Брахма. Брахма - это Все. Душа человека - семя Брахмы, которое, раскрываясь и развиваясь, лишь в идеале может достичь состояния Брахмы.

Сравним Брахму с рекой. Он является и ее истоком, и самой рекой, и морем, куда впадает река. Капля реки (человек) хочет вернуться к Брахме. Можно сказать, что она уже и так пребывает в Брахме, но на самом деле во времени капля все больше удаляется от истока, а исток – это то состояние, где присутствует осознание единения с Брахмой (освобождение). «Река» жизни течет в направлении времени. Чтобы достичь единения с Брахмой, капля должна вернуться к истоку - начать двигаться против течения реки, против потока времени.

Мы в своем уме создаем прямую линию времени из огромного числа кривых – жизней других людей и народов, искусственно распрямляя их. На самом деле время повторяется в вечности, представляя собою круг или волновое колебание, где материя волны движется по замкнутой кривой на одном и том же месте, пока действует сила, его созидающая. Каждая волна состоит из меньших волн и является составной частью более крупной волны. Волны лет составляют одну большую волну жизни, и пока эта волна катится вперед, волны дней и лет вращаются на предназначенных им местах, снова и снова повторяя свое движение. Линия жизни, совершив полный оборот, возвращается к исходному пункту, точка рождения совпадает с точкой смерти. По отношению к жизни, изображаемой большой волной, Вечное Теперь можно обнаружить, во-первых, в повторяющихся моментах дней и лет, а во-вторых, в повторениях самой жизни, принимающей форму повторной волны.

К Брахме ведут три пути: движение вперед, в будущее; движение назад, в прошлое; движение на одном мес-те, в настоящем. Движение в будущее – это процесс воспроизведения себя в других. Есть ли в нем эволюция – весьма сомнительно, ибо существование представляет со-бой бесконечное формирование и смерть огромных бес-сознательных организмов (народов и рас), которые постоянно сражаются и пожирают друг друга.

Движение назад – это путь перевоплощений в прошлое, который доступен лишь духовно развитым личностям. Говорить об этом подробнее сложно и преждевременно. Движение по кругу вечного возвращения – это повторение нашей жизни, Внутренний рост души становится возможным благодаря такому повторению, но не является обязательным. Каждый виток нашей повторяющейся жизни усиливает тенденции жизни предшествующей. Буддисты представляют себе новое рождение как продолжение во времени – сансарные колеса их жизней катятся вперед вместе с календарем, а Успенский говорит о продолжении в вечности - повторении судьбы. Если ничто не изменено, если мы всегда поступаем так, как обычно поступаем, то наш уровень бытия будет всегда притягивать одни и те же явления и события, и мы должны будем еще раз пройти по тому же кругу. Но если мы пытаемся работать над собой и изменять наше Бытие, то в следующий раз мы будем иметь другую жизнь. Мы поднимаемся вертикально по шкале Бытия и этим изменяем свою жизнь.