Уильям Хогарт. Девушка с креветками

Алина Алексеева-Маркезин
 Девушка с креветками  Уильям Хогарт. 1740-1745. Холст, масло. 63,5х52,5  Национальная галерея (Лондон)
   
   
  « Девушка с креветками.» (ок. 1760 г.) - всего лишь живописный набросок, не очень характерный для насыщенной до мелочей сатирической манеры Уильяма Хограта, но, пожалуй, самой известной и лучшей из его картин.

 Это как необъяснимый и блестящий прорыв, по крайней мере, в грядущем веке, в искусство импрессионистов с их динамичными мазками, эффектом разложения цвета и страстью к непосредственному впечатлению.

     Нам знакомы   сатирические циклы Хогарта: «Карьера проститутки», «Прогресс Рейка», «Модный брак», «Парламентские выборы», «Четыре степени жестокости» - они не только изображают людей разных, включая низшие классы современного английского общества, но спорят о морали и этике.

      Но, возможно, в большей степени гуманизм Хогарт проявляется в тех случаях, когда он перестает быть сатириком в своих более поздних портретах. Среди них стоит выделить «Портрет слуг Хогарта» и «Девушку с креветками. Эта работа пожилого художника сложна и проникнута симпатией к девушке.

     «Девушка с креветками.» написана так, будто кисть стремительно выхватывает ее из людного потока в ясный солнечный день. Молодая уличная продавщица, поставив на шляпу поднос с морепродуктами, обернулась и улыбнулась, как будто увидела что-то смешное или знакомое. Образ «Продавщицы креветок» полон очарования. С живым сочувствием Хогарт показывает нам сущность человека без макияжа и притворства, без навязанных социальных ролей.

 В его палитре художника преобладают холодные цвета - коричневый, зелено-серый и розовый.  «Девушку с креветками» можно рассматривать как смелое цветовое нововведение Хогарта: здесь он, как художники будущего, дает тонкие цветовые переходы,  смело и прямо кладет мазки разных цветов.  Образ как будто родился здесь, возник из ничего в глазах изумленной публики.

   Живость и бойкость его «Девушка с креветками», ее яркий румянец и приоткрытые влажные губы, быстрое и легкое движение - настоящий вызов статическому искусству Хогарта и его эпохи.

     «Девушка с креветками» в контексте всего творчества художника - как бриллиант реалистической живописи. Это тончайший образ обаяния, искренности, лучезарного темперамента. Жаль, что работа осталась незаконченной!

   После смерти художника картина оставалась в его доме. Вдова говорила приходившим покупателям: «Часто слышишь, что он якобы не мог написать человеческую плоть. Вот вам и плоть, и кровь!» Полнота юной жизни - главное впечатление от этого полотна.

 Картина была продан только после смерти его жены в 1789 году и впервые получила название« Девушка с креветками »в каталоге продаж Christie's.