Формула счастья бактериолога Хавкина

Искра Долина
«Всегда, что бы я ни делал, я понимал, что бремя ответственности, которую несёт мой народ, постоянно лежит и на моих плечах. Эта мысль была моей путеводной звездой в течение всей жизни». В. Хавкин

Всемирно известный эпидемиолог и иммунолог. Создатель первых в истории вакцин против холеры и чумы. Во время эпидемий благодаря «лимфе Хавкина» остались живы более 33 миллионов человек. Получил награду из рук королевы Великобритании. В Индии он почитается как махатма, национальный герой. В Мумбаи его именем назван крупнейший институт.

Член центрального комитета Всемирного еврейского союза. Основатель фонда помощи иешивам Восточной Европы, соавтор работы о правах евреев в Эрец-Исраэль (в рамках Женевской конференции). Автор известной статьи «Апология ортодоксального иудаизма».

Баловень судьбы?

Как бы не так!


ИЗГОЙ

Вакцина, созданная им, политэмигрантом и евреем, и после успешных испытаний предложенная правительству Российской империи, была отвергнута.

В Европе никто не смог по достоинству оценить  научный прорыв — как экспериментатор, Хавкин был на голову выше своих коллег, работавших во Франции, Англии, Испании, Германии и Австрии. 

Научная карьера ученого оборвалась из-за профессиональной зависти и интриг представителей международного медицинского сообщества, для которого он всегда оставался чужим.

* * *

Маркус-Вольф. Так его назвали. Родился он в Одессе.
Отец, Арон Хавкин, преподаватель училища.
Мама, Розалия Ландсберг, дочь учителя древнееврейского языка.


ИСПРАВИТЬ МИР

Одесса. 1882 год. Группа «Народная воля» подготовила покушение на генерал-майора Стрельникова, военного прокурора, прозванного «Торквемадой деспотизма».

Так они хотели изменить мир к лучшему.
Приблизить его к справедливости.

Володя Хавкин, студент. Активный участник революционного движения. 

Его трижды арестовывали, дважды исключали из университета — и восемь лет он жил в родном городе под надзором полиции. Владимир  ясно понял, что индивидуальным террором мир исправить нельзя.

* * *

Он ярко помнил этот момент.
Сырая одиночная камера. Дырявая циновка из мокрой соломы. Бесчеловечное обращение тюремщиков. Голод. Отчаяние и страх. И так день за днём.
И поиск. Что же нужно сделать? Чтобы спасти мир.
Политзаключённый Хавкин уже не замечал холодных стен и жуткой вони камеры. Размышлял о беседах со своим учителем — великим Мечниковым.

— Учёному нельзя лезть в политику! — говорил ему Илья Ильич.
— Но я обязан! Только так можно изменить мир к лучшему!
— Тогда займись наукой! А то закончишь свою жизнь на виселице.

* * *

Так и есть. Генерал застрелен. Соратники Хавкина по «Народной воле» повешены.
Революция не приводит ни к чему хорошему.
Но Владимир впервые почувствовал в себе стремление.
Понял свою миссию.
«Наука спасёт мир» — решил он. И страх ушёл.
Вместо этого появился ... трепет от открывающихся новых возможностей. Для человечества.
И реализовать их было в его силах ...


ИСЦЕЛИТЬ МИР

Выбор остановился на микробиологии.
Спасти мир от болезней казалось не меньшим подвигом, чем революция.
Но заниматься наукой в России иудей Хавкин мог только после перехода в православие. А для него это было немыслимо. И вслед за Мечниковым Владимир отправился сначала в Лозанну, а затем в Париж.

Хавкин выдвинул предположение: если в организм ввести живые, но ослабленные штаммы микробов, человек станет невосприимчив к болезни.
Он с самого начала знал, кто будет вакцинирован первым.
Понимал, что в случае ошибки его  ждёт мучительная смерть.
Но ... если всё пройдет успешно, будут спасены миллионы жизней.

10 января 1897 года Владимир Хавкин на чистом листе бумаги написал: «Я провожу этот эксперимент ради науки». И вечером, когда все в институте Пастера разошлись, ввёл себе ослабленную противохолерную сыворотку, а через шесть дней — другую, на этот раз более сильную.
Двое суток его лихорадило, но он ничем не выдал своего состояния. На третий день симптомы прошли.
Это был успех.
Владимир заразил себя возбудителем холеры и не умер.

В России Хавкин и его открытие не вызывали доверия. Европа также осталась безучастной.
«Слишком хорошо, чтобы быть правдой» — сказал его коллега Роберт Кох, хотя в 1883 году именно он выделил холерный вибрион.
Единственные, кто заинтересовались вакциной, были британцы. Они предложили Хавкину  работу в Индии, в своей колонии, в качестве государственного бактериолога.

22 года работы в Индии. Создание ещё одной вакцины — против чумы. Труднейшие испытания. Как учёный он сделал всё, что было в его силах.

А мир не изменился.

Но Вальдемар уже знал.
Как помочь … своему миру.


ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ МИРОЗДАНИЯ

Иногда, чтобы реализовать то, для чего тебе дана жизнь, нужно всё изменить.

Он оставил науку навсегда.

Ещё в Индии в учёном пробудились детские воспоминания, а вместе с ними — еврейское жизнеощущение.

«В своей жизни я не раз был лишен общества соплеменников на протяжении многих лет. В этих условиях я обретал утешение и опору в стремлении соблюдать законы Торы, в той мере, в какой это было доступно моим силам и разуму».

Результатом многогранного опыта является посыл, который Хавкин передаёт нам.
Это поистине высочайшая мудрость, которую необходимо «записать на сердце»:
«Наука совершает своё движение по бесчисленным тропам медленно и постепенно, но чем дальше она продвигается в исследовании флоры и фауны, в анализе фундаментальных явлений тепла, света, магнетизма, электричества, химии, механики, геологии и астрономии, тем основательнее она подходит к выводу о существовании во вселенной  Силы без начала и без предела. Силы, которая предшествовала всему сотворённому и пребудет после его исчезновения. Силы — которая исток всего существующего и которая при этом находится вне границ любого понятия и любой картины, … на которую человек способен».

«...среди законов природы нет действующего более необходимо и более точно, нежели закон, дарующий жизнь и победу лишь тем сообществам, которые приближаются к иудаизму в области отношения человека к Создателю … Только так, на основе опыта, народы мира придут к сознанию, что законы Торы, сообщённые им евреями, и есть единственно возможная основа правильной, разумной, упорядоченной жизни».

ИЗУЧЕНИЕ И СЛЕДОВАНИЕ ЭТОМУ ЗАКОНУ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К СЧАСТЬЮ.

«Наука приходит к признанию того, что во Вселенной существует только одна сила, которая не имеет начала и не имеет конца ... Эта сумма научных открытий всех стран и времен является приближением мировой мысли к нашему Adon Olam».

* * *

Наш путь здесь, на земле, очень недолгий. Только начинаем понимать, где находимся, как уже оказываемся в конце пути, и внутренний голос спрашивает нас: «Ты успел сделать то, что должен?» И счастлив тот, кто может ответить: «Да, я выполнил свою работу».

Таким был этот человек — Вальдемар Мордехай Зеэв Хавкин.