Инкубатор совершенства и гениальность

Светлан Туголобов
     Хватает ли отдельному обществу, да и  человечеству в целом для решения их, общества и человечества, проблем, гениев? Скажем прямо: не хватает! Человечество, когда ему чего-то не хватает, начинает думать об организации производства того, чего ему остро не хватает. Может быть, задумаемся в эпоху пандемии и гибридных, локальных войн, сумасшествия молодёжи в Интернете и страха стариков истеблишмента США перед хакерами, о проблеме производства, для практических нужд, гениев?
     Хорошо, решили, что задумаемся об этом. Для того чтобы производить гениев надо сначала напомнить себе, какие гении бывают, и кто такой, - гений. Гении бывают НЕПРЕХОДЯЩИЕ, гении ПРОШЛОГО и гении НАСТОЯЩЕГО времени.
     НЕПРЕХОДЯЩИМИ называют гениев, которые были за какие-то их заслуги перед обществом и человечеством признаны таковыми ещё их современниками и до сих пор, несколькими поколениями людей, признаются таковыми, - гениями.
     Второй сорт, конечно, не брак, гениев, представляют собой люди, которых современники признавали гениями, но которые были, как гении, на некоторое время, забыты, и о которых, как о гениях, вспомнили не так уж давно. ЗАБЫТЫЕ гении ПРОШЛОГО времени! Самым дешёвым, экономичным способом производства или создания гениев является ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, совершаемое по принципу: "Всё новое, - хорошо забытое старое". ания.
     И чем тратить деньги на изменения в современной системе образования образования, на поиски и выявление, на воспитание современных гениев, надо поискать в своём историческом прошлом те идеи, предложения, которые могут быть использованы сейчас, и объявить гениями их авторов.
     У историков зарплата не очень высокая и не надо при производстве из уже умерших мыслителей, учёных и художников гениев, добиваться большей эффективности существующей системы воспитания и  образования. Надо только поискать, в основном в архивах, в том числе и кинодокументов, среди забытых исторических деятелей тех, чьи забытые идеи будут продуктивно работать и сейчас, в наше время.
     Ну, и наконец, третий сорт гениев. Тоже не брак, но самый трудный объект для воздействия на него с целью получения действительных гениев. Гении ПРОШЛОГО, которые не были признаны таковыми своими современниками и люди НАСТОЯЩЕГО времени, о которых мы не знаем, что они, - гении и даже не задумываемся о том, что они могут оказаться гениями.
     А что такое быть, - быть гением, не признанным современниками? Это, значит, быть причисленным всего лишь к талантливым или совсем обычным людям, - мастерам, "ремесленникам" и даже лентяям.
     Для того чтобы из талантов, мастеров, "ремесленников" и, может быть, лентяев создавать гениев, надо дать определение и, желательно, ещё и формулу гения. Пессимисты, как хорошо информированные оптимисты, уверены, что невозможно производить гениев в соответствии с какой-то формулой, которой тоже пока нет.
     Пессимисты ошибаются! Но не в том, что нельзя производить гениев по формуле, до рассуждения об этом мы ещё не добрались, а в том, что формулы гения не существует. Гения не в древнеримском, а в нашем понимании, как человека, обладающего высшей степенью одарённости в искусстве, науке, создании новых моральных норм и правил, словотворчестве (языке) и спорте. Такая формула есть! И по этой формуле не кто-то внешний, а сами гении могут создавать себя.
     Но до того, как представить формулу гения, надо дать определение этому понятию:
     Гений  -  человек, у которого совсем нет времени и почти нет сил на освоение достоинств того пути, по которому он забежал далеко вперёд, по сравнению с талантами, мастерами, "ремесленниками" и лентяями.
     Как в бизнесе, участники которого делятся на предпринимателей, организаторов производства и оказания услуг и всех остальных рядовых бизнесменов и коммерсантов, так и в конкретном обществе и даже в человечестве могут появляться люди, которые прокладывают дорогу вперёд и в будущее, прежде всего, - талантам, мастерам и потом всем остальным людям.
     У гения не только нет времени и сил, чтобы бесконечно совершенствовать свои способности в каком-то одном или сразу нескольких видах профессиональной деятельности, он и не обязан это делать. Чем раньше гений откажется от чрезмерно глубокого совершенствования себя, тем больше у него шансов убежать по правильной, для всего человечества или отдельного общества, дороге, как можно больше вперёд, и как можно дальше в будущее. 
     Таким образом, ИНКУБАТОР СОВЕРШЕНСТВА - это не для гениев, а для талантливых людей, мастеров, "ремесленников" и, может быть, для лентяев.
     Зная, кто такой гений, зная, что значимость его достижений для отдельного общества и всего человечества, измеряется длиной отрезка пути в будущее и вперёд, который он пробежал или "пролетел", можно привести формулу:
     Гений= Г+З+КП, где Г - гениальность, З - значение того, что гений сделал для общества и всего мира, а КП - количество поколений, представители которых не только знают о достижениях гения, но и применяют их в своей жизни и деятельности.
     Если признать достаточно верным утверждение, что отдельные новые, следующие поколения появляются через двадцать пять лет, то между нами и гением русской поэзии А.С. Пушкиным не менее семи поколений, а от того времени, когда А. Эйнштейн сформулировал общую теорию относительности (1916) нас отделяют всего четыре поколения. Так кто же из них, - А.С. Пушкин и А. Эйнштейн, - больший гений, чем другой?
     Пушкина и Эйнштейна, как гениев, сравнивать нельзя! Один, - гений в поэзии и литературе для восьми поколений, а А. Эйнштейн, - гений для четырёх поколений физиков. Д.К. Максвелла и Майкла Фарадея с А. Эйнштейном сравнивать можно, все трое, - физики. Но Максвелл и Фарадей уже шесть поколений, как признаны другими я физиками как гении, а Эйнштейн числится среди гениев всего для четырёх поколений физиков. Кто из них троих гениальнее? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к такому компоненту формулы гения, как значение, значимость для общества и даже для человечества сделанного гением.
     Теория А. Эйнштейна якобы более значима для фундаментальной физики, чем то, что сделали для неё Максвелл и Фарадей, вместе взятые. Физикам виднее, они, если мы им доверяем, точнее оценивают значение для общества открытий их коллег. Но, ведь может быть и так, что значение открытия А. Эйнштейна преувеличено пиаром, которым ещё недостаточно много пользовались во времена Максвелла и Фарадея.
     Итак, оценкой значения сделанного гением занимаются историки и коллеги гения по его основной профессиональной деятельности, а вот связи с общественностью  продвигают в её, общественности, сознание образ гения, представление о его гениальности, формулу которой мы ещё не рассмотрели. В СССР и советской России тоже был пиар, свои связи с общественностью, только не коммерчески, а идеологически ориентированные. Именно советский идеологический пиар вернул в жизнь гения М.В. Ломоносова и таких изобретателей, как И.П. Кулибин, Е.А. и М.Е. Черепановы и А.С Попов (радио). Слава советскому пиару, хотя и пропагандистско-идеологическому!
    Формула гения полезна, потому что позволила выявить такие компоненты гения, как значение его достижений и количество поколений, признающих человека гением и использующих его достижения. Но формула гения не раскрывает того, что представляет собой гениальность, и у кого больше шансов обнаружить в себе гениальность - у талантов, мастеров, "ремесленников" или лентяев.
     Гений - это не столько знания в его голове, которых, якобы, должно быть больше, чем в головах его коллег, сколько действия. Какие действия? Как сейчас говорят, - ПРОРЫВНЫЕ. Чем дальше вперёд и в будущее ПРЕДНАЗНАЧЕНО какой-то Высшей Силой прорваться гению, тем раньше он должен отказаться от нудного и слишком долгого совершенствования каких-то умений и своих способностей их применять.
     Удел талантов состоит в том, чтобы определять умения, которые необходимы для прохождения пути, намеченного гением, осваивать, применять эти умения и обеспечивать, преподаванием, популяризацией, их освоение другими людьми. Часто бывает так, что самим гениям выгоднее, чтобы таланты не уподоблялись им, гениям, чтобы они, таланты, не бросались далеко вперёд, а дорабатывали бы то, что гении СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ не могут в своём движении, в своём "полёте" далеко в будущее и сильно вперёд.
     Чтобы таланты были согласны не корчить из себя гениев, не забегать вперёд, а совершенствовать открытые гениями системы знаний и умения, к ним, к талантам, гении и власть имущие должны относиться по-братски. Парадоксально, но факт: для разработки формулы ГЕНИАЛЬНОСТИ, нужно рассмотреть выдвинутый ещё  в конце XVIII века лозунг Великой Французской революции "Свобода, равенство, братство"!
     Равенства не бывает в мире даже между гениями и талантами. Тем более среди обычных людей - мастеров, "ремесленников" и лентяев не может быть равенства, а вот братства между людьми можно достичь политкорректностью, тактичностью, толерантностью или просто терпимостью или взаимным терпением.
     Морально- нравственным талантом можно было бы назвать человека, который первым стал бы пропагандировать, продвигать братство - терпимость гения к таланту, и, наоборот, а также обоих к нам, - обычным людям, мастерам, "ремесленникам" и даже лентяям. А гением в морально-нравственной сфере никого из людей назвать нельзя, потому что любовь, братство и терпение создал господь Бог.
     Мастерами среди обычных людей были многие писатели "второго ряда" XIX и начала ХХ века в России, например, П.Д. Боборыкин, который, не будучи ни гением, ни талантом, ввёл в литературный обиход слово "интеллигенция". Мастера вознаграждены от Бога "золотыми руками", то есть высоким уровнем развития прикладного потенциала, позволяющим им создавать шедевры ручного труда и обходиться без знаний, которых часто не хватает "ремесленникам".
     "Ремесленники" составляют большинство среди обычных людей и их достоинством является уровень развития их трудового или профессионально-квалификационного потенциала, который есть основанные на их качествах способности осваивать знания, умения и отрабатывать навыки в какой-то профессии, специальности, специализации.
     Есть случаи, когда, если не гением, а, хотя бы, талантом становится в искусстве дилетант, самоучка в нём, являющийся "ремесленником" совсем не в искусстве, а в какой-нибудь приземлённой профессии, как таможенник Анри Руссо (1844-1915), создавший шедевры наивного искусства, примитивной живописи.
     И от лентяев не только бывает вред, но и польза обществу, человечеству в целом, если они придумывают и применяют, чтобы тяжело не работать,законные, легитимные хитрости, а не являются авторитетами криминального, уголовного мира. "Наше всё" А.С. Пушкин устами Сальери сказал о Моцарте, как о гениальном лентяе:
     Когда бессмертный гений не в награду// Любви горящей, самоотверженья// Трудов, усердия, молений послан// А озаряет голову безумца, // Гуляки праздного?... О Моцарт, Моцарт!
     А.С. Пушкин действительно гений. Он помогает нам разработать формулу ГЕНИАЛЬНОСТИ, так как то, что гением называет пушкинский Сальери, что, по словам завистника, ОЗАРЯЕТ голову Моцарта, и есть ГЕНИАЛЬНОСТЬ.
    ГЕНИАЛЬНОСТЬ - озаренность головы избранника. И, если мы верим в мифы, сказки об избранничестве (харизме, Х) и о везении (В) гения, то можно использовать септет, семёрку компонентов гениальности:
     Гениальность = ОСП+У+С+Ц+И+Х+В, а если харизму (избранность) и везение включить в ИНТУИЦИЮ, то вполне можно обойтись квинтетом (пятёркой) компонентов:
     Гениальность = ОСП+У+С+Ц+И, где ОСП  - определённая степень погружённости в конкретный вид человеческой деятельности, У - увлечённость этим видом деятельности, С - сосредоточённость на занятиях данным видом деятельности, Ц - целенаправленность и целесообразность действий гения в своём виде деятельности. И, наконец, И - это, одновременно, ИНТУИЦИЯ,  избранность (харизма) и везение или удача.
     Гений отличается не только от обычных людей,мастеров, "ремесленников", одарённых лентяев, но  и от талантов, прежде всего, уровнем развития и недостижимой другими скоростью применения своей интуиции, творческой, конечно. И, если бы мы спросили Иммануила Канта о том, есть ли равенство людей в интуиции, то он ответил бы, что такого равенства нет, потому что одним, гениям предоставляется гениальность, другим людям - талант, а третьим, всем остальным - прилежание, то есть инкубатор совершенства.
     Людям, наделённым гениальностью, из лозунга Великой Французской революции  нужна только свобода, или ничем не ограниченная, абсолютная, или расположенная в границах какого-то вида деятельности, ограниченная его логическими, моральными, спортивными, эстетическими и языковыми нормами.
     И напоследок, - можете ли вы предположить, какая из стран, - Аргентина,Бразилия,Индия, Китай, Россия, США и ЮАР, сохранит к 2041 году своё военное могущество, территориальную целостность и при этом самый эффективный инкубатор талантов?
     И, если вы доживёте до 2041 года, и ваше сегодняшнее предположение окажется верным, то вы точно, - гений предвидения, или гений предуслышания,или гений предчувствия, в зависимости от вашей преимущественной чувственной модальности.