Человек эпохи. Аза Алибековна Тахо-Годи

Григорий Адаров
26-го октября 1922-го г. в г. Махачкале в семье революционера, одного из руководителей установления советской власти в Дагестане, участника гражданской войны и затем партийного работника, видного государственного и общественно-политического деятеля Дагестана Алибека Алибековича Тахо-Годи и Нины Петровны Тахо-Годи (Семеновой - из рода терских, гребенских, казаков) родилась девочка - будущая Аза Алибековна Тахо-Годи. Есть сухие факты биографии. Есть воспоминания самой Азы Алибековны. В официальных фактах биографии мы видим судьбу человека, врисованного в события истории, в события эпохи. В воспоминаниях Азы Алибековны мы видим те же события с иной точки зрения - со взгляда и восприятия ребенка, а затем и взрослой женщины. Сразу забегая вперед, чтобы создать перспективу этой необычной судьбы, нужно сказать: на всем протяжении ее жизни, несмотря на временные увлечения, ей светила одна звезда, сначала неосознанно, скрыто, а потом, волею событий, ставшая явной и осознанной. Эта звезда - любовь к античности и глубокое ее понимание. Античность - как путеводный маяк, как парадигматический мир, как планета мечты, как архетипическая модель культуры планетарного масштаба, соединившая в себе в органическом синтезе многочисленные культуры: египетской, малоазиатской, крито-микеской, фракийско-скифской, северной арианской. Друг, помошник и наследник исследований великого А. Ф. Лосева, она стала знатоком античности, влюбилась в нее. (Наверное, одним из побудительных мотивов к этому было неприятие современной ей действительности). Интересен такой факт. Поэт Юрий Кузнецов вспоминает первую лекцию в Литературном Институте по литературе античности:
"В аудиторию вошла женщина в возрасте, оглядела студентов и спросила:
" Вы что - все писатели? " - " Да! " - "И все будете писать книги? " - "Да! ".
"Как это возможно, - сказала женщина, - Ведь все уже написано античными писателями! " и эта женщина (а это была, конечно, Аза Алибековна) - с ужасом пишет дальше Юрий Казаков, эта седая пифия откинула голову и захохотала.
Анекдот это, или нет, но он красив и точно передает отношение Азы Алибековны к античнрсти. Но все это было потом, очень потом... А вначале...
Раскрывается занавес и перед нами разыгрывается драма одной судьбы, в которой сплелись все великие и малые события жизни страны, эпохи, человеческой личности. Драма, достойная пера античных трагиков. Есть воспоминания Азы Алибековны. Многое там - недосказано. Многое -
осталось за рамками восприятия, особенно события детства. Вершилась история мира, история страны, история маленькой республики Дагестан, история людей и история одного челрвека - девочки Азы. Переплетение судеб, кипение событий, калейдоскоп жизненных трагедий. Но все это мы оставляем за рамками этого эссе. Мы говорим о судьбе одного человека. И рассказ надо начать именно с этого дня: 26-го октября 1922-го года.
Обратимся к восспоминаниям Азы Алибековны.
"Когда я вспоминаю свою жизнь до встречи с А. Ф. ЛОСЕВЫМ и Валентиной Михайловной (его женой), то думаю: действительно, иной раз и не поймешь, то ли жизнь есть сон, то ли сон является настоящей жизнью. Но я твердо знаю, что до предназначенной провидением встречи с четой Лосевых (а мне исполнилось тогда двадцать два года), ум и душа моя были погружены в какое-то странное состояние. Легче всего понять его -
Это представить себе путь зерна. Оно покоится в глубинах матери-земли, оно дремлет, и сон его сладок, и что-то неясное, смутное копошится в его сердцевине. Оно грезит и тоскует о жизни, ничего о ней не зная и не подозревая о том, что его ждет..."
О своем детстве Аза Алибековна вспоминает так:
" Родиной моей был небольшой приморский город на Каспии. Море Каспийское - на Руси его назваали Хвалынским - зеленое, теплое, как я его помню. Этим городком была Махачкала (бывший Порт-Петровск), названная так по имени революционера Махача Дахадаева, растрелянного белыми в гражданскую войну, друга моего отца. В осеннюю ночь моего рождения 26-го октября господствовала на небе красная и злая планета Марс. Но ее враждебность умирялась благосклонностью Юпитера.
Живем мы в городе пыльном и ветрянном. Пыль и ветер (ведь рядом море), песок мельчайший, скрипит на зубах. Для нас, детей, все это очень вредно: болели ангинами, простудами... Наша улица была Инженерная -
разве плохо? Но инженеры, видимо, эксплуататоры. И мы живем на улице с бодрым именем Комсомольская. Дом этот хороший - одноэтажный особняк с садом и с хозяйственными службами. Улица широкая, на ней мальчишки любили играть в лапту. Была такая вполне безобидная игра с мячом. Но близко к дому не приближались. У нашего парадного входа стоял милиционер в полосатой будке. Мой отец, в одном лице нарком юстиции, просвещения и прокурор республики - сказалось его университетское прошлое. Правда, как то само собой отпали и прокурорство и юстиция - очень уж гуманным оказался Алибек Тахо-Годи,
Без революционной жесткой хватки... Но даже и с просвещением не угодил, уж очень был последователен, внимателен, без наскоков"...
Интереснейшие воспоминания Азы Алибековны о жизни и быте тех далеких 20-х годов в приморском городе Махачкале. Политическая жизнь Дагестана, все перепитии становления новой советской действительности - остаются за кругом восприятия ребенка. Тем интересней изнанка быта.
Поездка в селение Урахи (родина отца), игры детей, гости, приезжие из селений земляки, хлебосольство и гостиприимство родителей. "У нас всегда кто-то воспитывался и кормился" - вспоминает Аза Алибековна.
Колоритный дух времени, специфический кавказский быт, смешанный с новыми советскими реалиями... Не могу удержаться, чтобы не привести еще одну выдержку из воспоминаний Азы Алибековны - может быть, в пику нынешней реальности? Она пишет: "Море. Везде развешаны сети, веревки, на которых висят толстые, истекающие жиром, янтарные каспийские сельди, называемые таранками, их обвевает солнечный ветер, а потом их будут коптить, и совершится вкуснейшее чудо. Тут же икра, черная икра, о том, что есть красная, здесь даже и не знают, наверное. Здесь осетры, белуги, стерлядь... Время было блаженное для обитателей
моря... Нас угощают - икринка к икринке, можно емть ложкой..."
Но хватит об этом. Суровое время вносило свои коррективы в этот уютный детский мир. Эти коррективы говорили о наступающих других временах.
Кончались 20-е годы, и в Дагестане, как и по всей стране, менялся политический климат. Надвигался 1929-й год - год "Великого перелома".
Переезд в Москву, куда отозван отец, новый быт, новые люди, новые отношения с реальностью строительства социализма. И - год 1937-й.
22-го июня - арест отца. Начинаются "хождения по мукам".
Школу оканчивает в Ордженикидзе. В Москве не принимают ни в какой институт. Удается поступить в Педагогический. К этому времени уже сформировался интерес к филологии, в том числе - к классической. С детства Аза Алибековна стремилась к знаниям. Она пишет о том, что знакомилась с мировой литературой, в частности, по книгам, которые приносил отец из спецхрана, как партийный работник. Знала несколько языков. Судьба не сломала ее, не загнала в угол.
1944-й год. Окончила Московский Государственный педагогический институт. Специальность - филология. Там же поступила в аспирантуру по отделению классической филологии. 1947-й год. Окончила аспирантуру. Специалист по античной культуре и мифологии. Учась в аспирантуре, знакомится с А. Ф. Лосевым, обучаясь греческому языку, становится его ученицей и близким другом семьи Лосевых. Предназначение свершилось.
После смерти в 1954-м году Валентины Михайловны становится верной помошницей и хранительницей наследия Алексея Федоровича. Узнал бы мир, вошли бы работы Лосева в сокровищницу мировой мысли, его фундаментальный труд по истории античной эстетики стал бы достоянием культуры человечества - если бы не Аза Алибековна Тахо-Годи? Как знать! Наши знания по античной культуре были бы намного беднее, если бы не подвиг жизни дочери революционера, мыслителя, педагога, политика Алибека Тахо-Годи.
А вот ступени научной жизни самой Азы Алибековны:
1959-й год. Доктор филологических наук.
1965-й год. Профессор, автор учебника "Античная литература".
1962-1996-годы: заведующая кафедрой классической филологии МГУ.
1989-й год. "Греческая мифология".
"Греческая культура в мифах и символах" (1997-й год).
Автор более 300-т работ, связанных с античной литературой в ее эстетическом и филосовском аспекте, исследовпние жанров и стилей, античной риторики, мифологии.
Ведет издательскую деятельность по публикации работ А. Ф. Лосева.
Автор биографии А. Ф. Лосева в серии "ЖЗЛ".
Мемуары: "Жизнь и судьба".
Заслуженный деятель науки Российской Федерации - 1998-й год.
Заслуженный деятель науки Республики Дагестан - 2012-й год.
Человек эпохи. Жизнь и судьба, связанная с историей страны, с историей культуры - российской и мировой.