Анекдот - как зеркало нашей истории

Аманжол Нурабаев
      

          Современный мир, развитие которого протекает в условиях бурной информатизации и коммуникации общества, требует более точного понимания его исторического развития  с точки зрения научных , архивных, фольклорных  и даже литературных позиций. Не смотря на то, что историческая наука на сегодня чрезвычайно богата и представлена сотнями тысяч томов, монографий, исследований и публикаций, этот список можно обогатить и современными новинками. Изданиями и трудами, раскрывающими т.н. «белые пятна в истории» и изложениями, облаченными в непринужденной форме. К примеру, в форме анекдота. Кого-то это удивляет ?  А по-моему, удивительного мало . И если читателя не утомляет мое сухое повествование, дальше все станет более, или менее ясно.
Итак, тот исторический материал, который обильно создан веками в архивных кельях и монастырских кладовых, материал , щедро украшенный записками путешественников, мемуарами исторических деятелей, а то и попросту, очевидцами, дает очень яркое великолепие всего того, что накопило человечество за восемь письменных тысячелетий. Сформулировать историю в лицах мы попытались посредством погружения в саму атмосферу событий. И даже шутливая форма нашего восприятия ставит целью показать серьезность далеко не всех веселых событий нашего недалекого прошлого. Почему я говорю МЫ !? , а потому, что в моей работе впервые мне помогал юный специалист, не побоюсь этого громкого слова – маленький юный гений, моя ученица Даша. Когда то, крохотной девчонкой пришедшая на свой первый урок истории в кабинет, а нынче, уже делающая первые шаги в исторических исследованиях. Признаться, мне не всегда было легко найти с ней общей язык в процессе работы. Одно дело, когда ты в классе что то объясняешь, а ребенок слушает. Совсем другое дело, когда этому же ребенку ты предлагаешь сомнительное, на первый взгляд, мероприятие, и он становится твоим соратником. Который может оспорить любую твою идею, подвергнуть сомнению твое же собственное умозаключение. В общем, работали мы как на фронте. Под неутихающий вой канонады наших собственных сомнений и ошибок.
Целью данной публикации стало наше восприятие анекдота как такового.  И, соответственно, анализ исторических событий посредством их  передачи в форме анекдота. С помощью чего можно будет показать исторических деятелей обычными людьми, не лишенными простых человеческих чувств и качеств. Можно приблизить широкие массы народа, заинтересовав их необычными эпизодами из исторической действительности., гипотетически предположили мы. В какой-то мере, изначально мы с моим помощником   поставили целью передать исторические факты не сухо и безапелляционно, а постараться создать  возможности для художественной передачи фактов. Собранный материал можно использовать в качестве дополнительного материала тем, кто расширяет свой кругозор чтением ( даже так ! ) , кому интересны яркие страницы истории страны. Завсегдатаям дебатных клубов, светских салонов . Я бы даже замахнулся на то, чтобы издать методичку для политиков районного, или городского масштаба. В помощь их бесконечным прениям и монологам.  Тем более, что в будущем планируем увеличить наши горизонты до просторов истории всемирной. А уж там столько ярких исторических судеб !...
Изначально нами была взята на вооружение  мысль о том, что анекдоты, при всей своей шутливой и гротескной форме, могут быть в определенном смысле передатчиками конкретных исторических сюжетов, событий, а то и целых периодов. Так, по мнению ряда исследователей, большинство исторических открытий было совершено под влиянием мифов, легенд и притч, которые, веками бытуя в обществе, на проверку временем и наукой, оказались чаще всего исторической правдой. К примеру, столь изящно  воспетая Гомером Троянская война в «Иллиаде» была обнаружена археологом Г. Шлиманом благодаря текстам легендарной, а потому, малодостоверной (как тогда считалось) поэмы. Следовательно,  мы поначалу весьма отдаленно могли предполагать то, что большинство исторических анекдотов имеют основание быть реальными случаями из жизнедеятельности исторических лиц, либо имеют серьезную основу, если повествуют о конкретном историческом событии.
История нашего  человечества богата различными событиями ; весомую , а порой и единственную роль в которых играют выдающиеся и  исторические деятели. Сегодня немыслимо говорить о каких то процессах, не упоминая при этом определенного деятеля. Их известное прошлое оставило в наследие не только описание исторических битв, колоссальных построек, примеров беззаветной храбрости, но и просчеты, исторические казусы а то и попросту ошибки, приведшие к краху их собственные  государства. Мы искренне восхищаемся гением человеческой мысли, с замиранием сердца говорим о величии пирамид, петергофских фонтанов или о блеске фатимидской архитектуры. Но каждый, скрупулезно изучающий историю, должен понимать, что историческая наука описывает не только блеск и славу, она с такой же последовательностью передает промахи, неудачи и курьезы ее творцов. Мы решили, что именно анекдот позволит нам передать определенные события в несколько иной плоскости, освободит наше повествование от догм сухости и педантства, позволит вынести наше видение истории за рамки научных кабинетов и лекционных залов.
Тематика анекдотов актуальна и интересна тем, что охватывает, по сути, различные сферы человеческой жизнедеятельности. Авторы анекдотов, как правило, остаются неизвестными. Наша жизнь немыслима без анекдотов по той простой причине, что данные рассказы сопровождают нас с глубокой древности  по наше время. Анекдот – это определенная часть нашей жизни. И если изначально он несет с собой развлекательный смысл, то после анализа повествования мы можем судить об актуальности той или иной поднятой в анекдоте проблемы. Разумеется, что анекдоты , имеющие в своей основе историческую основу, дают возможность слушателю  проанализировать правление  известного исторического деятеля, найти в его действиях ошибку , либо восхититься удачным выходом из неприятного положения.
      Очень сложно определить время появления анекдота. Найденные археологами фрагменты клинописных источников свидетельствуют о первых анекдотах, как таковых, вполне имевших хождение в начале II тысячелетия до н.э. в шумерском Двуречье. Известно, что анекдоты рассказывали при дворе фараона  Ментухотепа  ( XVII в. до н.э) В античный период, на территории Эллады, был впервые собран сборник шутливых рассказов «Филогелос» . Таким образом, анекдот можно считать одним из древних жанров фольклора, находившего своих слушателей не только среди простого народа, но и среди всесильных властимущих.
      Словом «анекдот» как  по смыслу – «неопубликованный»  было названо не предназначенное для печати произведение  Прокопия Кессарийского. Будучи видным государственным деятелем, Прокопий не все детали своей  политической жизни  желал помещать в описания. Многие бытовые сцены с его участием вошли в анналы первых анекдотов. В эпоху Просвещения трудами Дидро и Вольтера были несколько изменены и переписаны наиболее забавные истории Прокопия и Византийской империи в целом. Вольтер в  работе «Век Людовика XIV» формулирует анекдот как историческую деталь, не включенную в большое историческое повествование. И именно в таком понимании анекдот приходит в Россию в XVIII веке, где придворным мемуаристом Голиковым были опубликованы «Анекдоты, касающиеся до Петра Великого».
     Формы же современных анекдотов могут быть любыми. Это и маленький рассказ, и стихотворная форма и даже фраза-афоризм.
       Богатейшее прошлое нашей страны, изученное и еще изучаемое многими сотнями историков, обогащается с каждым новым открытием. И не только наука вскрывает пласты древних склепов истории. Сегодня науке в этом плане активно помогает техника, древнейшая литература, география поиска и , конечно же, фольклор . Именно анекдот позволил нам по иному взглянуть на многие вещи, прежде всего, на историю.
                В анекдоте на историческую тему мы разглядели имитацию исторических событий, легенд, реальных сюжетов в истории. Если взять во внимание период , когда в России и на ее окраинах вовсю господствовал классицизм, то первыми и весьма успешными с современной точки зрения анекдотами можно смело назвать повествования о Потемкине и его знаменитых деревнях. Двадцатый век внес в жизнь народов бывшей империи огромное количество изменений, перемещений, крушение старого общественного сознания и постройку, на ее фундаменте, сознания нового.

«… В магазине покупатель продавцу : « Вы можете мне нарезать 100 граммов колбасы ?»   Продавец покупателю : « Конечно ! Несите свою колбасу!»
    Вполне естественно, что Даша не сразу поняла подоплеку этого анекдота. Для верности, я пересказал ей эту шутку два – три раза. Даже делая ударения. Даже помогая мимикой . Не помогло . В 2020-м году ситуация, примерно происходившая в период острого продовольственного кризиса и дефицита, не показалась ей актуальной и забавной. В том плане, что само слово «дефицит» исчезло из лексикона наших граждан, а мое поколение, те, кто родился в конце семидесятых,  вообще смутно помнит, что это такое.
    Анекдот, как форма передачи советской и постсоветской действительности – явление точное, удачное, краткое и ясное. По той причине, что он охватывал (и охватывает до сих пор) практически все сферы жизнедеятельности государства. И то, что было смешно в 60-е , для обывателя нулевых вызовет разве что вежливую улыбку.
      Отдельным рядом идут национальные анекдоты, где в шутливой форме подчеркивались национальные стереотипы представителей отдельных народов.  Именно анекдот позволял передать простоту, умение выходить из любой ситуации представителя русского народа, широту и разнообразие родственных связей казаха, предприимчивость и ловкость еврея, бесшабашность и жизнелюбие грузина, размеренность и чопорность жителя Прибалтики.
 - Изя,  и шо ви будете делать, если к вам таки придут воры ?
- Ицик, я вас умоляю ! Я буду искать деньги вместе с ними !
           Политические анекдоты интересны  тем, что в массе своей были недолговечны с исторической точки зрения и смешны лишь в определенных исторических ситуациях. Как правило, анекдоты на политические темы развиты в тоталитарных странах, поскольку для общества были наглухо закрыты двери прямого диалога с властью. Анекдот в этом плане стал зеркалом отражения народной мысли , своего рода реакцией на определенное политическое событие. По росту популярности анекдоты о генеральном секретаре ЦК КПСС М.С. Горбачеве, созданные народным гением в соответствующее время,  оставили далеко позади себя его не менее уважаемых  оппонентов, таких, как Л.И. Брежнев и И.В. Сталин. Антураж, вызванный этой формой повествования, был настолько резонансным, что в некоторых тоталитарных странах к рассказчику, а бывало, что и адекватно реагировавшему слушателю могла быть применена уголовная мера наказания. Вероятно, как некий стимул  тому, чтобы народное творчество оставалось неугасимым. Вполне логично, что автору, либо рассказчику политического анекдота в СССР могло грозить реальное уголовное наказание.
         Ну и, наконец, непосредственно сами исторические анекдоты как форма отображения исторических изменений, сыграли, можно сказать, определенную роль в становлении хода истории. Я уже отмечала выше, что анекдот мог быть воспринят аудиторией как адекватно, так и мог повлечь определенное наказание. Замечу, что в целом, анекдот прижился в нашем обществе, мог легко стать средством общения, знакомства, налаживания дружеских отношений. Как говорит наш бывший местный интеллигент  дядя Вася : «Анекдот – как алкоголь.  Создает семьи с такой же легкостью, с какой может  их разрушить »
      Начиная наше исследование, мы задались проблемным вопросом : « Имеет ли исторический анекдот свое воплощение у рассказчика в виде краткой исторической фабулы, или исторической справки ?» Нами ставилась задача узнать : Имеют ли рассказчики историческое представление о конкретном событии, воплощенном в анекдоте, или их повествования передаются машинально, лишь как в форме шутливой беседы ?
        С этой целью был проведен опрос среди группы респондентов в количестве 20 человек, причем возрастной состав данной группы состоял из лиц от 15 до 60 лет. Естественно, на разведку выбиралась Даша с группой поддержки.
 Опрошенным были  заданы  вопросы :  1) « Часто ли вы используете анекдоты, как средство для общения ?» ( Были предложены три варианта ответа : «Часто» , «Редко» , «Затрудняюсь ответить» ) ;   2)  « Знаете ли вы исторические анекдоты , связанные с определенными событиями и историческими деятелями ?» ( Были предложены три варианта ответов : «Знаю» , «Не знаю» , «Затрудняюсь ответить» ) ;   3)  « Имеете ли вы представление о краткой исторической справке, составляющей сюжет анекдота ?» ( Были предложены три варианта ответов : «Имею представление» , «Не имею представления» , «Затрудняюсь ответить»)
   Ответ «Затрудняюсь ответить» , как правило, сопровождался пояснением, что человек не совсем уверен в знании исторического подтекста определенного ответа, либо был мало осведомлен об историческом событии, ставшем основой анекдота.
        Таким образом, мы определили средний результат опроса, при котором выяснили, что в большей степени участники опроса знают историческую основу анекдота, в среднем половина из них знает и использует  исторические анекдоты в общении и ровно половина из опрошенных знакома в общих чертах с исторической основой (справкой) , составляющей основу определенного анекдота. Как мы и ожидали, совсем равнодушных из среды опрошенных нами, не оказалось. Что подтвердило нашу мысль о том, что пока человек смеется – он живет.                В условиях развития общества в Советский период анекдот стал своего рода анализом всего того, что советский человек видел в быту, искусстве, в области внутренней и внешней политики. Возникновение и жизнестойкость подобных сюжетов объясняются тем, что долгие годы советский народ жил в закрытом обществе, отмеченном разного рода дефицитом.  Дефицит гласности  непреднамеренно восполнялся слухами. Слухи в таких обстоятельствах становились источником информации и способом самопознания общества, конкурирующим с легальными , государственными СМИ, газетами и радио.
      Наибольшее количество анекдотов, возникших в период нахождения у власти И.Сталина, так и остались, к примеру,  безымянными. И здесь не потребовалось статистического подсчета относительно авторства народных шуток.
      Так же, в условиях существования огромного репрессивного аппарата, созданного в СССР в 1930-е гг , предавать эти слухи бумаге было делом очень небезопасным, поэтому люди, в других социальных условиях фиксировавшие бы свой жизненный опыт в художественном , научном, эпистолярном , дневниковом виде, отучались от такой формы его письменной консервации. В определенной  ситуации, когда потребность самовыражения приводилась в вынужденное соседство   с политической обстановкой, возник феномен особого рода – своего рода городской,  интеллигентский фольклор – необыкновенно емкая, выразительная, совершенно свободная в своей  неподцензурности  форма хранения социального опыта. Герои, а порою и «соавторы» этих анекдотов – многолики. Это могли быть известные, выдающиеся и исторические лица, в тот же момент героями могли стать и представители простого народа. Прекрасным примером отображения духа того времени назвал бы описание  данных событий в произведении видного писателя-эссеиста Сергея Донатовича Довлатова ( «Наши») .
   Мы не останавливались на достигнутом. Живой монолог с обывателем открывал перед нами невиданные ранее просторы стремительного диссидентского падения.  Проведенный нами опрос среди населения нашего города выявил такую особенность : редкий процент опрошенных знал (или помнил) исторические анекдоты периода 1930-40 гг.  Это объяснялось, зачастую, тем, что возрастная группа опрошенных нами респондентов не достигала 60-ти летнего возраста.  Лишь два человека в возрасте 50-55 лет могли вспомнить несколько анекдотов т.н. «Сталинского периода»  Подавляющая часть респондентов могла блеснуть знанием исторических шедевров , выраженных в каламбуре, лишь событиями десятилетней давности.                Свое исследование с изучения природы анекдота как формы отражения исторической действительности, мы начали с периода тоталитаризма в СССР. Вполне естественно, что знатоков анекдотов данного периода пришлось искать долго. Это  во многом объясняется тем, что исторические анекдоты данного периода в настоящее время звучат крайне редко. Так же, как мы поняли из опроса, анекдоты такого формата не всегда понятны слушателям. То есть, рассчитаны на определенную аудиторию. Имеющую хотя бы смутное представление об истории СССР того времени. В-третьих, анекдоты времен тоталитаризма не совсем популярны среди молодежи от 15 до 20 лет. Даже учитывая тот факт, что молодое поколение  неплохо знает историю страны. Здесь, как мы поняли из опроса, большую роль сыграла неактуальность анекдотов исторического направления.  Чтобы укрепиться во мнении, мы провели небольшой эксперимент . Юношеской аудитории был рассказан анекдот,  прочитанный в книге Ю.Борева «Сталиниада», после чего последовало ожидание реакции. В нашем случае, это была неловкая улыбка со стороны слушателей .

«… Молотов в беседе со Сталиным : «Товарищ Сталин ! Я хотел бы купить с-самолет !                Сталин : Об этом даже не заикайтесь, товарищ Молотов !»

        Вполне естественным выглядело недоумение слушателей, поскольку, в первом случае они смутно понимали, кто такой вообще Молотов. Во-вторых, не знали о том, что Молотов имел привычку заикаться.  Единственная знакомая фамилия прозвучала для слушателей  в форме псевдонима И.Джугашвили (Сталина). Видимо сам этот факт и вызвал вежливую улыбку и одновременно растерянность нашей в конец подавленной аудитории.
        Больше мне повезло с респондентом Р. (43 года) , когда в ответ на мою просьбу,  он рассказал первый попавшийся и очень короткий анекдот времен тоталитаризма.

«… Объявляется конкурс анекдотов о Сталине ! Первая премия – 25 лет. Две вторые – по 10 !..»

       Респондент  Р. , который  в силу своего образования, увлечения специальной литературой, обладал , к тому же,  широким  кругозором , смог сразу же следом объяснить историческую основу анекдота. В соответствии с ситуацией того периода, анекдоты о вождях, партии, советском строе и т.д. были под запретом. Вполне естественно, что номинанта премии в конкурсе анекдотов о вожде ждали бы неминуемые 25 лет каторги где-нибудь на Колыме. В тексте анекдота нет подробных изложений столь печальных для автора последствий, тем самым анекдот выигрывал от краткости, ясности и мрачного финала в его основе.
   Респондент П, (62 года) , в данном нам интервью  даже в какой то степени просветила нас :
«… 1937 год. Посадили в камеру трех человек. Они знакомятся , спрашивают друг друга : За что сидишь ? Первый отвечает : Я за то, что ругал Радека . Второй : Я за то, что был знаком с Радеком. Третий снимает шляпу и низко кланяется : А я – сам Радек ! »
     Знакомство с биографией Карла Радека, известного советского революционера и политического деятеля, трагически погибшего в 1939 г в результате политических репрессий, открыло передо мной картину небывалого террора. И если принять во внимание форму анекдота, в которую была облачена история, становилось совсем не смешно от того, что в политических сговорах обвиняли зачастую людей вообще не знакомых между собой.
             В период так называемой «хрущевской оттепели» за анекдоты перестали расстреливать. Тем не менее, как показал исторический опыт, некоторые анекдоты могли квалифицироваться как антисоветские и подрывающие основы социалистического строя.  В связи с этим , они продолжали кочевать из уст в уста, украшать приятельские вечерние вечера «в кругу своих» и не вышли за пределы кухонь и подворотен. Новые политические лидеры принесли с собой новые политические ( и культурные веяния) .  В качестве следующего респондента выступила моя соседка , рассказавшая следующий анекдот :

«…   На XX съезде Хрущев получил записку : «Где же вы были при Сталине ?» Хрущев, гневно обращаясь к залу, громко спросил : « Кто писал ?» Естественно, что никто из зала ему не ответил. Хрущев понимающе усмехнулся и буркнул : « Вот вот ! И я там же был ! »

      Данный анекдот не требовал объяснений и был понятен нам обеим, но сам сюжет , положенный в основу анекдота подтверждает тот факт, что если в период Н.Хрущева массовые репрессии ушли в историю, страх быть арестованным еще жил в сознании народа.  Хотя здесь не требовалось объяснений для того, чтобы понять - анекдоты той поры описывали не только продовольственный кризис определенных лет, но и полет человека в космос, и начало соревнований с США и даже начало гонки ядерных вооружений.
     «Брежневский застой», как называют историки период 1964-1982 гг , принес в народные массы огромное количество анекдотов , связанных с данным политическим лидером. Казус многих анекдотов состоял в том, что, по мнению историков, сам Леонид Ильич поощрял в дружеских компаниях анекдоты о себе и своих политических соратниках. Страна развивалась в рамках пути к развитому социализму, массовых репрессий уже никто не боялся и анекдоты из лагерей и подворотен перекочевали в кабинеты НИИ, студенческие общежития и на производство.
     Среди респондентов, опрошенных с целью рассказа анекдота о том периоде, мы не услышали  ни одной каверзы, или явной язвительной насмешки , характеризовавших те исторические рамки  . Анекдоты периода «застоя» воспринимались рассказчиками с долькой печальных воспоминаний, как о счастливом , юном времени. Потому и личность Л.И. Брежнева была подана в тех анекдотах если и слегка снисходительно, но в то же время с теплотой и определенной благодарностью.  Период нахождения у власти Л.И. Брежнева был достаточно продолжительным, вобрал в себя огромное количество событий как внутри страны, так и в международном масштабе. Именно тогда появились первые анекдоты о диссидентах, фарцовщиках, работниках государственной безопасности, туристах из стран социалистического лагеря, невозвращенцах и других категориях граждан.  Личность Л.И. Брежнева так же легла в основу многих анекдотов . Вот один из них, рассказанный респондентом Р. (43 года) :

«… В приемной звонит телефон. Трубку поднимает сам Брежнев : Дорогой Леонид Ильич слушает !..»

       Анекдот весьма короткий, и для живших в период «застоя»,  более чем понятный и веселый. К таким обращениям привык сам глава государства во время различных визитов в союзные республики, при обращении к нему представителей делегаций и других ответственных работников. По мысли автора анекдота,  политический лидер настолько привык к подобному обращению, что и представился таким образом совершенно  машинально .
Еще одно повествование, довольно тонко и картинно показывающая атмосферу тех лет , рассказанное тем же респондентом :
  «… Брежнев, после вручения ему правительственной награды :  Товарищи ! Тут поговаривают, что я набрал  себе много наград и никогда от них не отказываюсь ! Это не так, товарищи ! Недавно я добровольно отказался от высшей государственной награды республики Мавритания – золотого кольца в нос ! »
      Респондент Р. даже не пытался объяснить историческую основу рассказанного анекдота, поскольку нам  была известна страсть Л.И. Брежнева к различным государственным наградам, как советским, так и зарубежным. 
       Тем не менее, анекдоты тех лет шли в близкой параллели с реалиями исторического периода. Именно анекдот, при всей безымянности автора, был выразителем общественных настроений соответствующего времени, раскрывал характер и особенности эпохи, являлся своего рода визитной карточкой народного  и городского фольклора. Реакция властей на этот вид устного народного творчества была двойственной. За анекдоты действительно не сажали и не преследовали. Но пропагандисты из структур КПСС и комсомола в беседах с трудящимися и учащимися утверждали, что все политические анекдоты придуманы за океаном американскими советологами, чтобы дискредитировать советскую власть в умах советских граждан. Иными словами, анекдоты обеспечивали для советской власти обратную связь. И если судить  об СССР того времени  только лишь по доброжелательным воспоминаниям  опрошенных мною респондентов , по их безобидным и достаточно веселым анекдотам, то, все же , не стоит забывать, что  в  СССР  периода «застоя» опросная социология  продолжала оставаться под запретом. А следовательно, анекдот продолжал свое устное шествие по бескрайним просторам страны.
     Настоящую свободу анекдоту, всплеску фольклорной и городской деятельности рассказчиков принесли гласность и перестройка.  Вторая половина 80-х гг вобрала в себя столько изменений общественно-политического, социально-экономического и культурного характера, что все эти новшества, в совокупности, были мгновенно воплощены в анекдотах и бескрайними тропами разбрелись по всем уголкам Советского Союза.
     Пришедшим к власти политическом лидером государства – М.С. Горбачевым были предприняты крупные государственные реформы , самыми известными из которых стали перестройка и гласность.
       Среди опрошенных нами далее респондентов  значительная часть обладала знанием политических процессов, происходивших в стране на тот период. К нашему неподдельному изумлению, о событиях того периода знали даже некоторые представители поколения, родившегося в конце нулевых. Возможно, многое они знали  из разговоров родителей, либо бабушек и дедушек, но  это было уже неважно. Впервые участниками  опроса стали представители более молодого поколения.  :
«… Что такое перестройка ? – Правда ! Только правда ! И ничего, кроме правды !..»
       Снова получился короткий анекдот , передающий в нескольких словах атмосферу тех нелегких лет, когда в стране начался острый товарный дефицит . Но постепенно  цензура уходила в тень, и с высоких трибун уже шли открытые диалоги с народными массами. Тем более, что респондент , судя по возрасту , застал те времена . Пусть даже и ребенком. В том плане, что его счастливое детство, возможно, было омрачено определенными нехватками бытовых принадлежностей. Анекдоты того периода пронизаны стремлением людей к переоценке ценностей. Это время постепенной ломки «Железного занавеса». В роли  главных персонажей анекдотов выступают уже не только лидеры государств, но и представители современных  для того времени советских фильмов, зарубежные актеры масштаба Брюса Ли, Джеки Чэна, Арнольда Шварценнегера,  звезды нарождающегося шоу-бизнеса.  Новое время находило новых героев и анекдоты, рождаясь за считанные дни, успевали облететь всю страну, чтобы померкнуть под тяжестью новой, более экзотической шутки. Страна, живущая в условиях дефицита, порождала спрос на книги и чтение.  « Мастер и Маргарита» Булгакова являлись таким же богатством, как и финская стенка. Как , впрочем , и модный анекдот.
   Но поистине исторический  шедевр, завуалированный  в форму  анекдота я услышал  от совершенно незнакомой женщины, которая не пожелала представиться. Я не собирался в тот день интервьюировать для исследования  и услышал этот анекдот совершенно случайно, в дороге. Передам его основную суть по памяти :

 «… Проходит встреча кандидата в народные депутаты с избирателями. Слышится вопрос из зала : А правда, что ваш дед брал штурмом Зимний дворец ?                На сцену выбегает доверенное лицо депутата и огрызается : Внук за деда не отвечает ! »
      Пересказал его Даше. Поинтересовался ее мнением на этот счет. В ответ услышал,  что данный анекдот отражает суть перестроечных времен.  Поскольку, мол, раз в нем упомянут народный депутат (должность введена в середине 80-х гг) , и если учесть, что  будущему народному избраннику стыдно за деда-большевика , то вполне естественно , что дело происходит в СССР конца 80-х, когда политика гласности перевернула напрочь все советские ценности, открыла перед народными массами многочисленные архивы и по заставила по новому оценивать события 1917-20 гг в стране.  Так или иначе, анекдот последних лет существования Советского Союза более ближе к современникам, и не смотря на разницу в тридцать лет, его некоторые особенности продолжают оставаться в некотором роде актуальными с точки зрения масштабности и изящества слога. Примерно в таком русле ответила моя ученица. Мне оставалось лишь повторить героя сюжета  «Двенадцати стульев» : « Браво, Киса ! Вот что значит – моя школа !»
             Эпоха распада СССР и обретение Казахстаном независимости  пришлась на начало 90-х годов прошлого столетия. Что принесло это время стране ?  Крушение многолетних устоев, распад крупнейшей в мире  ядерной державы, августовский путч, создание независимых республик, приватизация, введение института частной собственности в повседневную жизнь обывателя, латиноамериканские сериалы и рекламы «Snikers»  и   «Dirol» на ТВ – все это не могло изменить сознание и облик вчерашнего гражданина Советского Союза, не могло отложить отпечаток на изменении его мыслей, суждений, анализа складывающейся ситуации.  Вполне естественно, что отражение  изменений во всех сферах жизни и будничных реалий не могло не отразиться на анекдоте – подобии  крохотной флешки, надежно хранящей в себе всю информацию о народе.
   Пока  наша  Республика  преодолевала экономический кризис, пока пробивала путь на экономические рынки в международном масштабе, пока укрепляла себя на почве Независимости , анекдот, как верный спутник всей общественно-политической и социально-экономической жизни, старался не отставать от реалий времени и уверенно продвигал себя в сознание масс. Вполне естественно, что политические анекдоты хоть и продолжали иметь место, с течением времени  заметно уступили позиции бытовым анекдотам.  События внутри страны, отношения между гражданами, новые правила , диктуемые рынком в какой то степени заслонили деятельность политических лидеров. Настолько реалии суровых будней и жизненных принципов отразились на обществе , что на первый план в анекдоте вышел человек  с  его возможностями , дерзкими  планами на будущее и  местом  под голубым небом.
          90-е годы XX  века – это эпоха анекдотов о всякого рода «новых» . «Новых казахах», «новых русских» , «новых армянах» и т.д. Объектом юмора стали огромные финансовые возможности, открывшиеся перед человеком. На вершину социальных потребностей в сознании народа взлетели слава, богатство, престижное положение  в обществе, социальная мобильность и  желание скорее занять высокую страту в пестрой мозаике народного бытия. Опрос, проведенный мною среди представителей различных возрастных групп, выявил одну особенность :  анекдот периода  Независимости  , согласно ответам респондентов, удалось разделить на две не совсем похожие друг на друга группы. К первой группе мы условно отнесли  повествования, имевшие историческую основу 90-х и начала нулевых годов XXI века.  Вторую группу составили анекдоты, зародившиеся, на наш взгляд , на стыке 2010-х годов. Примером тому могут послужить два абсолютно разных анекдота, рассказанных одним респондентом  А. ( 30 лет) :
«… Двое детей «новых русских» играют на песочнице. Поодаль, насупясь , сидит третий . Один из них другому : Все, с Серегой больше не играем. Он свой сотовый телефон потерял. Ничего общего с нами у него теперь нет. Пусть ходит отныне как нищий со своим пейджером !   »

И второй случай :
«– Подавляющее число казахстанцев  считают себя выше иностранцев за их неспособность перебрать карбюратор, переустановить windows, заменить прокладку в кране.
– Но есть же казахстанцы , считающие, что карбюратор в автомобиле не должен ломаться, windows не должен быть пиратским, а кран служит без ремонта 5 лет?
– Есть, но они уже за границей !»

        Итак,  кратко разберем фабулу данных анекдотов и их историческую канву. В первом случае, события, очевидно имеют место в начале 90-х гг, поскольку сотовый (мобильный) телефон в те годы имел редкую ценность и позволить его мог лишь очень состоятельный человек. Тем более, что речь в анекдоте шла о детях. Пейджер – предмет пейджинговой связи, имевший хождение на постсоветском пространстве в 90-е годы XX века, однако не получивший широкой популярности .  Понятие «новые русские» («казахи»)  на сегодняшний день можно считать устаревшим, поскольку на смену им пришли новые синонимы – «олигархи»   « а;ашки » и т.д. Отсюда делаем вывод : данный анекдот мог быть актуальным для периода начала Независимости , на сегодняшний день подобное повествование можно смело отложить в архив  как  раритет.
    Во втором случае,  наряду с обыденными предметами быта упоминается windows   уже как вещь распространенная, имеющая широкое хождение, составляющая значительную часть жизни  людей. Последняя фраза   «– Есть, но они уже за границей !»  отсылает нас к намеку о молодежи Казахстана, либо о предприимчивых гражданах Республики, пытающихся достичь успеха за рубежом, как правило в развитых странах Западной Европы, Канады и США. Данные явления характерны для середины 2000-х – х гг  и в более поздний период. Подобная ситуация может быть актуальной и в наши дни. То есть, внимательно вслушиваясь в сюжет очередного анекдота, мы мысленно представляем  картины происходящего, машинально приводим в соответствие историческое лицо, задействованное в анекдоте с условными хронологическими рамками и уже в итоге понимаем, какой период исторического отрезка нам представлен.
     Примером конфликта  поколений  могут стать не только герои романа «Отцы и дети». Нередко, в наши дни, представители одной семьи могут попросту не понять друг друга в разговоре на, казалось бы, обычную тему. Что и нашло свое отражение в анекдоте.
- Папа, ты ведь был пионером !? Расскажи, как ты жил ?
- Ой, довольно таки интересно : мы пели у костра, собирали металлолом, макулатуру, копали картошку у пенсионеров
- Пап !? Вы бомжевали !?...

      Таким образом, анекдоты периода Независимости нельзя однозначно назвать устным повествованием  одной эпохи. Фактически, каждое десятилетие стремительно меняет облик страны,  динамично развивающейся в системе широкой урбанизации и глобализации мирового сообщества. Примером тому может послужить совсем близкое по хронологии событие международного масштаба  – вспышка COVID-19. Событию нет еще и года, но как бурно и активно отреагировали народные массы на данную эпидемию ! В социальных сетях, мессенджерах, салонах и кабинетах общество с такой  рьяной готовностью отреагировало на данную тему, что это сразу же отразилось на появлении сотен и тысяч анекдотов. Вот самые популярные, имеющие хождение в Рабочем поселке города Тайынша (авторы, к сожалению, не известны) :
« Хорошо чихает тот, кто чихает последним !»

« Боже , Пошли людям мозги ! А гречка и туалетная бумага у них и так в достатке имеются »

« Кредиты пока не выплачивайте. Будут звонить – просто кашляйте»

 Природу данного анекдота можно объяснить многими причинами. Это и страх перед новой глобальной опасностью,  и  массовый испуг первых месяцев  перед  мировой неизвестностью  ,о которой ежедневно предупреждают  СМИ и  представители Организации  Всемирного Здравоохранения.  Многие казахстанцы  перевелись на дистанционную работу, а некоторым пришлось  самоизолироваться на карантин. Если до последней недели открытыми к посещению оставались кинотеатры, музеи и фитнес-центры, то с каждым днём развлечений становилось  всё меньше. Зато в Интернете пользователи стали активно шутить про коронавирус и самые злободневные темы, которые он спровоцировал. Таким образом, темой многих анекдотов зачастую становятся совсем недавние события. Но и они уже становятся достоянием истории и, следовательно, достоянием исторических анекдотов.
     В своеобразии тех преобразований, которые ежедневно  происходят в мире, необходим всесторонний подход к пониманию истории. В сложившихся условиях роль  исторического анализа должна состоять в трезвом видении процессов и событий, происходящих в мире. Анекдот, воспринимаемый  нами поначалу лишь как одна из форм юмора, смог стать символом народной мысли, свободной от штампов и тоталитарных запретов. Общество, развивающееся в свободном русле, способное критически мыслить  и анализировать свои поступки, неизбежно придет к развитию и совершенствованию. В ходе выполнения данной работы была достигнута вполне конкретная цель.  Мы на практике доказали, что анекдот – это действительно активная форма отображения меняющейся исторической действительности глазами общества, (да простят меня коллеги-историки !)  своего рода -  зеркало нашей жизни. Без особых перегибов  и предрассудков. Совсем как в том письме , что написала фрау фон Паулюс своему сыну в феврале 1943 года : « Мне совершенно неприятно твое окружение в последнее время, сын мой !..»
               

             Чернова Дарья, Нурабаев Аманжол  г. Тайынша, октябрь 2020 г