Тильман Рименшнайдер немецкий скульптор

Алина Алексеева-Маркезин
     Тильман Рименшнайдер.Мюнстерский алтарь Святой Марии Магдалины (1492 г.)

      Тильман Рименшнайдер ( Tilman Riemenschneider 1460- 1531) — крупнейший немецкий скульптор эпохи поздней готики.

Тильман Рименшнайдер родился в Хайлигенштадте в Тюрингии между 1459 и 1462 годами.В начале 1470-х годов освоил искусство скульптора и резчика по дереву.
Интересно,что он был женат 4 раза.Три первые жены умерли.

     Мастер яркого и своеобразного дарования, работы которого, раз узнав, ни с какими другими не спутаешь. Его творчество вобрало в себя лучшие черты немецкого искусства: его одухотворенность и глубину образов. Он был несравненным мастером резьбы и одинаково свободно работал как в камне, так и дереве. Причем, работая в дереве, мастер предпочитал мягкую и пластичную липовую древесину, которая, благодаря втиранию в поверхность раствора, содержавшего воск, приобретала теплый светло-желтый цвет.

    На работы Рименшнайдера был большой спрос, и к 1500 году он стал зажиточным гражданином Вюрцбурга. Ему принадлежали в городе несколько домов, большие земельные владения с собственным виноградником; в мастерской на него работали многие ученики и подмастерья. В ноябре 1504 года он был избран в городской совет Вюрцбурга, в котором провёл 20 лет, а с 1520 по 1524 год избирался бургомистром.

        Около тридцати лет Рименшнейдер работал в Вюрцбурге, в районе Ротенбурга-на-Таубере, в окрестных городках и селах. Он создавал алтари, надгробья, скульптуры, предназначенные для порталов храмов. К сожалению, время не пощадило многие его работы, они были утеряны или разрознены.

    Так, в разрозненном виде существует сейчас первая крупная работа Рименшнейдера - Мюнстерский алтарь Святой Марии Магдалины (1492 г.). Алтарь был задуман как большой складень. В центре – «Воспарение Магдалины», а на боковых створках - сцены из ее жизни. Это и «Пир у Симона», где Магдалина, омыв ноги Христа, вытерла их своими волосами, и «Явление Христа Магдалине», которой, по преданию, он явился первой после распятия, а также «Последнее причастие Магдалины» и «Погребение Марии Магдалины». Рименшнейдер задумал алтарь без раскраски.

      И хотя работа является истинным шедевром, заказчики остались не вполне удовлетворены. Это было так непривычно, что они обратились к другому, тоже очень известному, мастеру из Нюрнберга Фейту Штоссу с предложением раскрасить и позолотить алтарь. Любопытно, что Штосс получил за свою работу значительно больше, чем Рименшнейдер. Так по-разному в те времена ценили работу резчика и художника, раскрашивающего фигуры. Сейчас фигуры очищены от росписи и им возвращен первозданный вид.

       Во всех работах Рименшнейдера поражает замечательное мастерство резьбы, умение только за счет тонкой моделировки поверхности добиться необыкновенной выразительности пластического решения. Отказавшись от раскраски скульптуры, Мастер проявил принципиально новое отношение к пластике, не нуждающееся в поддержке живописи. Его образы настраивают на созерцание, призывают к неспешным размышлениям о глубинных вопросах жизни.

   Стиль скульптора, окрашенный грустной мечтательностью, лишенный экзальтации и экспрессии, не стал определяющим в немецком искусстве, но значительно расширил художественный диапазон эпохи. В пластике Тильмана Рименшнейдера уже прослеживается переход от поздней готики к эпохе Возрождения.