Ф. И. Тютчев. Стихи о любви к Славянам и России, а

Анатолий Байков
Фёдор Иванович Тютчев. Стихи  о любви к Славянам и России, актуальные и в наши дни.
                К славянам.
  Man muss die Slaven an die Mauer drucken (Славян должно прижать к стенке).
Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян прижмём!»
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своем!
Да, стенка есть — стена большая,-
И вас не трудно к ней прижать.
Да польза-то для них какая?
Вот, вот что трудно угадать.
Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала,-
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…
Её не раз и штурмовали —
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри…
Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но… каждый камень в ней живой.
Так пусть же бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К её бойницам и затворам,-
Посмотрим, что они возьмут!
Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их,-
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнёт она своих.
Она расступится пред вами
И, как живой для вас оплот,
Меж вами станет и врагами
И к ним поближе подойдет.

  Фёдор Иванович был убеждённым славянофилом и мечтал об объединении всех славянских народов под владычеством русского всеславянского царя. Теме любви к славянам с призывом к объединению всех славянских народов посвящены и нижеприведённые стихи поэта:

  Стихи о любви к славянам:
Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.


       Два единства.
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней.

  Очень интересно проследить связь, написанного в 1850 году стихотворения «Пророчество» с дальнейшим развитием исторических событий.
    Пророчество.
Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде —
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе, —
Свершится он — и грянет час!
И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь».
Пади пред ним, о царь России, —
И встань — как всеславянский царь!
 
 Это пророчество поэт не придумал, оно в придворных кругах ходило ещё со времён Екатерины Великой, Фёдор Иванович просто облёк его в стихотворно-призывную форму. Византийская империя пала 29 мая 1453 года. Четыре столетия истекали в 1853 году.
  Османская империя, владеющая Константинополем, к тому времени очень обветшала и Россия имела все шансы реализовать это пророчество. Но могущественные европейские державы Британия, Франция и Сардиния вошли в коалицию с Османской империей и объявили войну России.
  Николай Первый считал, что в Европе у него есть очень сильный и надёжный союзник – Австрийская империя. Австрийская империя с 1815 года состояла в Священном союзе с Россией. Именно исполняя союзнический долг, Николай Первый в 1849 году отправил в Австрию сто тысячную армию под командованием генерала Паскевича для подавления венгерской революции, чем спас Австрийскую империю от распада.
  В это же время между членами Священного союза королевством Пруссия и Австрийской империей начались конфликты, и только помощь Австрии со стороны России привели к решению этих конфликтов в пользу Австрийской империи.
  Россия приобрела злейшего врага в лице, набирающей силу Пруссии, но, как считал Николай Павлович, верного союзника в лице Австрийской империи.
  «Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договора определяют наши отношения» - заявлял Николай Павлович. Но как только началась война России с Турцией, Австрия заняла позицию Англии и Франции и пригрозила войной с Россией.   
  Австрия не рискнула вступить в войну с Россией, но Россия вынуждена была держать большую армию на границе с Австрийской империи, и не имела возможности задействовать её на фронте.
  Николай Первый умер 18 февраля 1855 года до окончания Крымской войны, но уже тогда было очевидно, что Россия терпит поражение в этой войне. На похороны Николая Первого прибыли монархи со всей Европы, в том числе и Император Австрийской империи Франс Иосиф Первый – Фёдор Иванович откликнулся на приезд Австрийского эрцгерцога стихотворением:

        По случаю приезда австрийского эрцгерцога на похороны императора Николая.
Нет мера есть долготерпенью,
Бесстыдству также мера есть!
Клянусь его священной тенью,
Не всё же можно перенесть!
И как не грянет отовсюду
Один всеобщий клич тоски:
Прочь, прочь австрийского Иуду.
От гробовой его доски.
Прочь с их предательским лобзаньем,
И весь апостольский их род,
Будь заклеймён одним прозваньем:
Искариот, Искариот!
1 марта 1855 года.   



  Следующее стихотворение Фёдора Ивановича, основанное на вольной трактовке пророчества библейского пророка Даниила, ярко показывают, что амбиции славянофилов и автора в их числе выходили далеко, за пределы земель населённых славянами, и такие настроения господствовали в то время в Российском обществе:
                Русская география.
Москва, и град Петров, и Константинов град —
Вот царства русского заветные столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам их судьбы обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

  Справедливости ради нужно отметить, что славянофилы были не единственным философско-политическим течением в России девятнадцатого столетья. Так же как и в 21 веке Славянофилам активно противостояли западники.
 Западники в 19 столетии считали (так же как и либералы в 21 веке), что существует единый общечеловеческий путь развития, при этом западные народы здесь опередили все остальные, потому России необходимо учиться у цивилизованных европейцев демократии и либерализму. И именно западникам Фёдор Иванович посвятил следующее стихотворение:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь,—
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.


Закончить эту статью считаю уместным, самым известным стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

  Благодарю за прочтение. Желаю всем мира, счастья и справедливости. Анатолий.