Мой дорогой папа...

Надежда Козулина
                Писатель Владимир Чуров написал:
                «Чем больше поучительных подробностей
                родительской судьбы мы передаём следующему
                поколению, тем мудрее оно себя проявит».
                (Литературная газета №40 (6755) от 7-13
                октября 2020, с. 13.)

   Что-то не спится. Встаю, смотрю на отрывной календарь. Понятно – новолуние! Я стала метеозависимой? В полнолуние, новолуние уснуть не могу. Пить снотворное? Не хочу. Сажусь за стол. Пишу.
Я родилась в полной семье, были в которой и мама, и папа, и девять детей, и бабушка – мамина мама.
   В семье двое старших – дети войны – Валя и Петя. Они родились до ухода отца на войну. В 1940 году папу призвали в Красную армию, была финская война. О ней, к сожалению, я почти ничего не знаю. А потом… Великая Отечественная 1941 –1945 годов, потом японская…
   Папа вернулся домой в 1946 году. Военный архив города Подольска прислал справку, согласно которой отец был на войне 6 лет и 2 месяца. Там же были сведения, что папа награждён медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги»…
   Медалей папиных я не видела, дети (нас было 9) их «заиграли». Да и справку Министерства Обороны получила, когда отца уже не было в живых, он «ушёл» в 68 лет. Сколько мне сейчас.
   Мой папа. Его нет уже 37 лет. А что я помню о нём? Когда мне было 12 лет (в пятом классе) папа построил новый дом. Дом строили всем миром. Пришли мужчины - соседи, приехали: мамин брат – белорус Алещенко Данила Сергеевич, его брат Антон, мои старшие братья Валера и Коля помогали, чем могли. Помню, как наши и другие деревенские детишки, закатав штанишки и платья, месили глину в большой комнате. В глину добавляли солому, воду. Нам было интересно. Потом старшие обивали комнаты изнутри дранкой (тонкими деревянными полосочками) и заполняли все это приготовленной нами «мешаниной». Потом белили известью, добавляли синьку.
   А потом… Проводили электричество: от столба на улице – перекидывали провода – лампочки подсоединили и… горел свет.
   В деревне частенько свет мог погаснуть. Мы собирались тогда вокруг родителей. Почему-то мне помнится, что часто отец занимал нас рассказами, мама готовила нехитрую еду – жарила картошку, варила борщ, пекла пироги с капустой и картошкой…
А папа… помню, как сейчас: наизусть читал нам сказки Ершова:
За горами, за долами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе.
О, мой дорогой папочка, эту сказку я помню с его слов из моего детства, тогда книг у нас просто не было!
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-  столицу,
Знать столица та была
Недалече от села.
   Если вдруг загорался свет, то мамочка кормила нас ужином, и мы ложились спать. А перед глазами вставали яркие картинки из сказки «Конёк-Горбунок»: и прекрасные кони с золотыми гривами и маленький Горбунок- конёк, и братья, которые ходили сторожить пшеницу. Помню имена братьев: Данила, Гаврила, Иван
   У нас в хозяйстве была корова Зорька. Для неё мы косили сено. Утро в посёлке начиналось с «переклички» отбиваемых мужчинами кос. Косы (папа называл их «литовки») отбивали, точили, и мы шли косить. У папы была коса «десятка», нам детям «семёрки» доставались (много меньше). Папа научил всех детей косить. Когда (уже в Кемерово) у нашего института я выкосила траву на газоне, директор института ругался: «Кто так всё выбрил?». Я косила, как научил папа.
   А потом… Мы все были приучены к труду. Отец складывал из навоза грядки под огурцы. Все дети поливали грядки, воду носили в вёдрах – на коромысле, ходок 30 – 40 надо было сделать, чтобы наполнить бочки для полива. Садили картофель, пололи, окучивали, убирали урожай. Всю работу исполняли под чутким отцовским руководством.
   Помню, как отец не просто работал в огороде. А занимался разведением сада. Из города Киселёвска он привёз саженцы яблонь, у нас росли и  поспевали прекрасные, очень крупные яблоки. Были в саду и смородина, и крыжовник, и черёмуха. И виктория была. А в какой-то год, когда помидоры были на цвету, папа привёз из города Белова препарат «Тур» – для повышения урожайности.
   Мы разводили большую таблетку в ведре воды, и я веником из травы опрыскивала цветы, той осенью мы собрали 43 ведра помидор. Это было какое-то чудо. И помидоры зрели на корню до глубокой осени, потому что папа «затрусил» помидорные кустики сеном. Сухая трава продлила сроки созревания, помидоры не боялись заморозков.
   Мой папа был великим тружеником и мастером. Он сам построил баню, каждую неделю «перемывали» всех детей, стирали бельишко. В баню мыться ходили и соседи, ведь банька была не у каждого. А наша нагревалась за полтора-два часа! Всем детям папа шил тапочки - из голенищ кирзовых сапог. До 8 класса туфелек у меня не было, только тапочки, сшитые отцом. Зато потом, когда я училась в Томске в ТПИ, за ночь, пока я спала, папа чинил мои туфельки, подбивал каблучки, красил быстросохнущей краской. Я никогда не носила стоптанной обуви, спасибо папе!
   Папа мог всё: сшить модельные туфли, сшить и отремонтировать сапоги, подшить дырявые валенки… К нему часто образовывалась очередь односельчан, кому нужна была помощь мастера-сапожника. Жаль, никто из детей не перенял его мастерство и профессию. У нас все хотели быть инженерами. О войне отец не рассказывал. Но в праздники, когда выпивал вина или водки – плакал. Нам было не понятно: папа и плачет? Он жаловался, что братья погибли на войне. Много позже, после «ухода», отца мы разыскали его братьев: старший Василий – лежит в Беларуси в Минске, на Масюковщине, где были расстреляны 80 000 советских военнопленных и мирных граждан, младший Фёдор лежит в Братской могиле на Украине в Кицмани, в Черновицкой области.
   Родители братьев папы, да и он сам, ушли в мир иной, не зная, где покоятся братья. Дедушке и бабушке пришли краткие бумаги: «Пропал без вести» и на Василия, и на Фёдора.
   В 2015 году, в год 70- летия Великой Победы, я издала книгу «Солдаты и наследники Великой Победы», где всё описала.
   Много стихотворений я посвятила моему дорогому папе его братьям: «Мой отец – Герой», «Цена войны», «Я наследница Победы» и других.
74 потомка у моего папы- 9 детей, 19 внуков, 44 правнука. В 2020 году я сделала портрет моего папы Козулина Якова Яковлевича (1915 – 1983) и отправила всем родным по всей России, чтобы они помнили в год 75- летия Великой Победы – что это НАША Победа, наш папа – СОЛДАТ ПОБЕДЫ, победил фашистскую чуму. Жаль, что он не увидел ни одного своего правнука.
   Пусть же они – внуки и правнуки видят своего Великого предка – Солдата Победы!
В 2018 году я стала победителем Международного интернет–конкурса «Страница семейной славы» за работу моём папе «Солдат Победы и его братья» (диплом I степени), а в 2020 году получила в том же конкурсе диплом III степени за стихотворение «Солдат Победы» и прозу «О них должны знать потомки».

   PS. На войну отец уходил из деревни Карагайла Прокопьевского района, Кемеровской области, куда вернулся через 6 лет и 2 месяца,  его ждала жена Александра Семёновна и двое детей).
   В 2019 году  деревне Карагайла исполнилось 300 лет, я была в Карагайле 29 ноября и представила книгу «Солдаты и наследники великой Победы». Спасибо всем, кто был на встрече со мной!
   Я же родилась на станции Артышта–1 Беловского района, Кемеровской области. Наш адрес: улица Чапаева, дом 20. Может быть кто-то помнит Надежду Козулину?
Отец прошёл всю войну, он ни разу не был ни ранен, ни контужен. За него молились Богу его жена, тёща – белоруска Агеева Марфа Игнатьевна и его дети. Петя, (ему было 2-3-5 лет) стоял на коленочках с бабушкой, просил: «Дай Бозе, стобы мой папа с флонта пришов…»
   И папа пришел!!! И родилось нас ещё 7. Девять детей воспитали до совершеннолетия мои папа и мама. Семьи без отца я просто не представляю!  Папа должен быть в каждой семье.
Дочь Солдата Победы
Надежда Кудрявцева-Кузнецова (Козулина)