Гамбит капитана Захарова. Гл. 7

Виктор Шушарин 2
****************
К А Р А Т И С Т

ДЕНЬ  ПЯТЫЙ
ОТЪЕЗД  ПРИДЁТСЯ ОТЛОЖИТЬ
ТРУП ВОЗЛЕ ВОКЗАЛА
ПОЧЕМУ НА РАНЕ МАЛО КРОВИ?
ВОТ ПРИЧИНА СМЕРТИ
НАДО ИСКАТЬ ДЕСАНТНИКА!
ПО  СЛЕДУ

1.
      Захаров по привычке поднялся ровно в шесть утра. Сделал зарядку, выполнил утренний туалет, прибрал комнату, включил чайник. Пока вода грелась, приготовил несколько бутербродов с маслом и колбасой. Позавтракав, принялся укладывать вещи. Электричка в сторону областного центра уходила в девять тридцать. Время до неё оставалось более двух часов, и Захаров решил скоротать время за решением шахматных задач. Он уже расставлял на доске фигуры, когда в дверь постучали.
- Войдите, открыто, - на стук ответил Захаров.
Дверь открылась, и на пороге появился Костя.
- Здравствуйте, Валерий Иванович! Вы уже готовы к отъезду?!
- Здравствуй, Костя! Я уже на чемоданах.
- Валерий Иванович, отъезд придётся отложить – у нас снова ЧП! Звягинцев просит вас принять участие в осмотре места происшествия.
- А что конкретно произошло?
- Машинист с маневрового локомотива сообщил, что, не доезжая нескольких сот метров до границы станции, в свете прожектора увидел возле дорожного полотна
лежащего на земле человека. Затормозив локомотив, он попросил помощника сходить и посмотреть, что случилось. Помощник вернулся в  шоковом состоянии, помощник-то совсем ещё молодой,  и заплетающимся языком еле выговорил, что человек мёртв. Машинист по рации сообщил диспетчеру, диспетчер – дежурному по вокзалу, а тот – нашему дежурному.
   Захаров предупредил, чтобы номер оставили за ним, и вместе с Костей поспешил к милицейскому газику. Они заехали в отдел за Звягинцевым, После – за дежурным врачом, и лишь тогда выехали на место происшествия.
   Место, где был обнаружен труп, оказалось совсем недалеко от вокзала. Было ещё совсем темно и погибшего пришлось освещать автомобильными фарами. Осмотрев труп, врач дал заключение, что смерть наступила, примерно, двенадцать часов назад от обширной травмы в области левого виска. Погибший находился в состоянии алкогольного опьянения и, вполне вероятно, что мог быть травмирован движущимся поездом.
- Доктор, - обратился к врачу Захаров, - а вы не объясните, почему из глубокой раны вышло так мало крови?
- Такое случается, если человек испытал внезапный сильный испуг, - ответил  на
вопрос врач.
   Звягинцев попросил Костю проверить содержимое карманов пострадавшего в надежде найти документы, которые позволили бы установить  его личность. Но кроме монет, носового платка, расчёски, авторучки,  неполной пачки ростовских папирос «Беломорканал», коробки спичек, да пары ключей там больше ничего не оказалось.
Что-то не нравилось в этой истории Захарову.
- Аркадий Степанович, Костя, вы когда-нибудь   встречали этого человека?
Оба отрицательно покрутили головами, внимательно рассматривая покойного.
- А как часто у вас продают ростовский «Беломор»?
- Это мои любимые папиросы, но уже давно в своих магазинах я их не встречал,-
отозвался Звягинцев.
   - Судя по приличной одежде, по наличию «Беломора», несчастный был человеком не здешним, - думал Захаров. Тогда почему в карманах, где много всякой мелочи, нет ни документов, ни денег? Если он догонял поезд, то при нём должны были быть паспорт и деньги, Если его ограбили и выбросили из вагона, то убийцам надо было быть идиотами, чтобы выбрасывать жертву чуть ли не на вокзале:
Здесь же его быстро обнаружат, и милицейская машина будет приведена в действие, и тогда у преступников шансы на безнаказанное исчезновение будут минимальными, - продолжал думать Захаров, глядя на молодое интеллигентное лицо лежащего. Но больше всего его смущало отсутствие крови. Он хорошо помнил двухгодичной давности случай, когда группа отпетых бандитов пыталась скрыть жестокое убийство, искусственно создав обстановку случайной гибели. И так дело и было бы закрыто, если бы на повторном расследовании не настояли бы родные погибшего. Но тогда рядом оказался опытный врач, который и помог раскрыть хитрость преступников.
- Аркадий Степанович, - вновь заговорил Захаров, - давайте ещё всё хорошенько осмотрим. Я очень сомневаюсь, что здесь несчастный случай.
- Валерий Иванович, мне самому уже видится, что здесь всё гораздо сложнее. И уже нутром чувствую, что будет сегодня в посёлке, когда расползётся слух, что опять найден труп. И не удивлюсь, что сегодняшний случай действительно окажется  убийством.
   Захаров вновь склонился над трупом.
- Так оно и есть, - выпрямившись, сказал он. Взгляните на запятники ботинок: они все в грязи и кое-где ободраны. Это значит, что труп сюда притащен. А когда тащили, ноги волочились по земле пятками вниз. Тогда должен быть где-то след.
   Над степью начало светать. За дымкою тумана, над вершинами деревьев Далёких лесков вспыхнули первые лучи солнца, предвещая хороший день. В их свете контрастно обозначились дороги, тропинки, низины с пожухлой травой, почему-то всегда буйно разрастающейся возле железнодорожных путей.
- Так вот же след! – закричал Костя, указывая но две ленты примятой травы, тянувшихся в сторону посёлка.
- Похоже, что труп несли четверо, - всматриваясь в примятую траву, снова заговорил Захаров. Если бы несли один или трое, то подобных лент было бы одна или три. Но где-то должен быть и третий след.
   Солнце быстро поднималось над степью, и вот уже первый луч скользнул по лицу,  по мёртвому телу.  Захаров взглянул на освещённое лицо и резко склонился над ним. Он вдруг почувствовал, как лихорадочно забилось его сердце, и тело бросило  в жар.
- Аркадий Степанович, доктор, вот причина смерти! – указывая на дугообразную малинового цвета полоску, загнутую краями от центра высокого лба к  кромке волос, к хорошо ухоженной шевелюры, взволнованно в полголоса проговорил Захаров.
   Все разом бросились смотреть то, что  было названо причиной смерти.
- Аркадий Степанович, у вас в посёлке есть секция карате? – всё так же взволнованно продолжал Захаров.
   Его взволнованное состояние передалось Звягинцеву и Арефьеву. На основании своего личного опыта они поняли, что капитан «зацепился», и в нём теперь запылала та самая охотничья страсть, которая ведет преследователя за зверем до самого конца, презирая трудности и опасности.
- Нет, разрешения на открытие секции никто не брал.
- А  - военкомат?
- Военкомат есть.
- Надо искать десантника! Десантников обучают владеть приёмами карате. Аркадий  Степанович, вам нужно срочно связаться с военкоматом, а мы с Костей ещё внимательно обследуем участок и оставленные следы.

2.

   Труп погрузили в машину, чтобы отвезти в больницу для установления точной причины смерти. За руль сел Звягинцев и машина, рванувшись с места, умчалась в посёлок.
- Костя, заговорил Захаров, когда они остались вдвоём,- нам с вами необходимо найти предмет, которым преступники ударили пострадавшего в висок.  Это должен быть булыжник, либо железяка, испачканная мазутом. На предмете, возможно, остались отпечатки пальцев.
   Они принялись тщательно  участок обнаружения пострадавшего. Наконец Костя подозвал капитана к себе и указал на тёмный от мазута  увесистый  камень, на котором чётко выделялся отпечаток ладони.
- Костя, вы даже не представляете, какой вы молодец! Вы уже сделали половину дела! О! Здесь даже осталась кровь потерпевшего!  Теперь наша задача донести камень до отдела, не повредив отпечатка.
   Костя без труда нашёл в металлоломе, лежащего возле путей, проволоку, обвязал ею крест на крест камень, а вокруг камня сделал из её же защитное кольцо и ручку, чтобы было удобно и безопасно нести. Закончив изготовление защитного устройства, Захаров и Костя отправились вдоль оставленному неизвестными следу.  Метров через сто пятьдесят они остановились возле участка с примятой травой.
- Здесь носильщики, видимо, отдыхали? – сказал Костя. Захаров в знак согласия кивнул головой. Осмотрев пятачок, и ничего не найдя, «следопыты»  двинулись дальше. Метров через сто появилась третья лента примятой травы.
- Ну, вот нашёлся и третий след, - проговорил Захаров. Что-то, видимо, заставило задних носильщиков бросить ноги убитого и тяжёлую  ношу пришлось тащить, чуть ли не волоком  двоим, - закончил он фразу.
   Захаров с Арефьевым прошли ещё метров пятьдесят и увидели вновь пятачок с примятой травой.
- Здесь, наверное, они отдыхали в первый раз, - сказал Костя.
- И не только, - ответил ему в тон Захаров, поднимая с земли двадцатикопеечную монету.  Здесь они проверяли карманы своей жертвы.
- И вытащили бумажник, - продолжил Костя. И пока двое его потрошили, другие двое тащили труп.
- Нет, Костя. Здесь что-то не так. Здесь должна быть другая причина, заставившая
их остановиться. И, тем не менее, если они здесь извлекли из кармана бумажник, то и должны были после потрошения его выбросить – опытный вор с собою улики не носит. Давайте, Костя, осмотрим участок вокруг пяточка.
   Поиски оказались тщетными и оба «следопыта» двинулись дальше.  Но не прошли и пяти метров, как Костя обо что-то запнулся и, чуть было не упал, если бы Захаров не схватил его за плечо.  Они нагнулись и увидели борону, заросшую травой. Трава на бороне оказалась примятой. На лежащем поверх бороны листе лопуха виднелось бурое пятно.
- Валерий Иванович, ведь это же кровь! – воскликнул Костя. Кто-то из них хорошо грохнулся об борону и что-то себе травмировал.  Вот и причина остановки. И пока
Один другому оказывал помощь,  двое других тащили труп. Логично?
- Молодец, Костя, будем надеяться, что всё так  и было.  Давайте-ка  этот окровавленный лопушок заберём с собою, как неопровержимую улику.
  И два «следопыта» двинулись дальше, внимательно осматривая след, который вновь тянулся двумя лентами. Вскоре он вывел их к посёлку и оборвался у дороги недалеко от кафе.
- Похоже, и здесь беда шагала от «Огонька», - чуть слышно произнёс Захаров. В его памяти вдруг всплыло первое посещение кафе, сидящие за столиком трое молодых парней и девушка, распивавших пиво и оживлённо болтавших меж собою, и буфетчица, иногда подключавшаяся к разговору.
- Костя, вы хорошо знаете буфетчицу? Ей можно доверять?
- С самого детства, Нормальная женщина. Не раз нам помогала.
- Тогда вперёд в кафе!
   По дороге Захаров и Арефьев договорились, что поскольку Костя и буфетчица, дежурившими  прошедшей  ночью по вокзалу. Были обговорены  и все вопросы, интересовавшие Захарова.  Сам же Захаров решил заняться установлением личности погибшего.
 
                Продолжение следует.