Сила слова Эмиля Золя против карикатур из Charlie

Ирина Карпова 4
 "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем" (из Гимна демократической молодежи мира).



В газете « Двадцать первый век», с которой когда-то я сотрудничала, в номере 134 от 21 октября 2020 года, я увидела страшный фотоснимок отрезанной головы школьного учителя из Франции Самюэля Пати, которого  убил восемнадцатилетний чеченский эмигрант Абдулах Анзоров.  Это была одна из фотоиллюстраций к статье Алексея Литвинова, опубликованной по поводу этого жуткого события.
Что же подтолкнуло молодого парня, который с шестилетнего возраста жил со своими родителями во Франции, совершить такое тяжкое преступление – убить человека? Почему у него появилось чудовищное желание убивать «неверных», отказывая людям другой веры в сострадании и милосердии? Неужели на него оказали влияние такие же воинственные проповедники Ислама, как те, под воздействием которых  афганские моджахеды жестоко убивали советских воинов, объявляя наших ребят «неверными». Сам Анзоров об этом уже никому не расскажет, так как он был застрелен полицией при задержании ( не хотел сдаваться и оказал сопротивление). Позже выяснилось, что он не принадлежал ни к одной радикальной группировке, но состоял в банде в коммуне Эраньи, где на него могли оказать влияние. Необходимо отметить, что мусульманские лидеры Франции резко осудили нападение Анзорова на С.Пати и жестокое убийство им учителя.
В рамках расследования полиция арестовала девять человек, в том числе отца одной из учениц, призывавшего уволить Самюэля Пати и выразившего возмущение в Фейсбуке тем, что преподаватель показывал на уроке рисунок с изображением мусульманского пророка Мухаммеда в обнаженном виде. 47-летний Пати преподавал историю и географию в пригороде Парижа. Карикатуры на  пророка Мухаммеда из «Charlie Hebdo» педагог показал на уроке, посвященном светскому государству и свободе слова. Позже ученики рассказывали, что Пати предложил покинуть класс тем, кого изображения могут обидеть. В начале октября несколько родителей-мусульман пожаловались директору школы на то, что этот учитель решил использовать карикатуры в качестве учебного пособия и попросил выйти из класса их детей, за что обиженные родители потребовали его уволить.
А теперь я воспользуюсь свободой слова, о которой говорил своим ученикам Самюэль Пати, чтобы высказать мое мнение о недопустимости использования карикатур из «Charlie Hebdo» как учебных пособий для детей.  Во-первых, этот учитель поступил непедагогично, так как разделил учеников в классе на две группы и противопоставил одну из них другой.  Полагаю, это было большой ошибкой, поскольку задачей каждого педагога является укрепление дружбы и сотрудничества между всеми детьми.  Во-вторых,  он показал детям одной из групп карикатуры на пророка Мухаммеда, которого свято почитает другая группа детей.  Мудрый учитель должен беречь тонкую душу ребенка и трепетно относиться к запечатленным в ней святыням. А карикатура – это всегда насмешка. И взрослый человек – учитель обязан ни в коем случае не допустить насмешек одних учеников над другими. В школе не должно быть зубоскальства над верой и убеждениями детей и их родителей. Не подобает учителю предлагать выйти из класса группе учеников, родители которых исповедуют Ислам, чтобы затем вместе с другими учениками разглядывать карикатуры на почитаемого мусульманами пророка Мухаммеда.
Самюэль Пати преподавал историю в школе, так неужели он не знал о благородном поступке великого французского писателя Эмиля Золя, который использовал свободу слова во Французской республике, чтобы спасти ложно обвиненного в шпионаже французского офицера-еврея Альфреда Дрейфуса. В 1898 году во время дела Дрейфуса Золя поднял свой голос в защиту несправедливо осужденного человека. В газете «L’ Aurore» ( «Заря») тринадцатого января 1898 года было опубликовано письмо писателя к президенту республики «Я обвиняю» (« J’ accuse»).    Дело заключалось  в том, что капитан французского генерального штаба Альфред Дрейфус, родом из Эльзаса, (его родным языком был немецкий) был разжалован военным судом и приговорен к пожизненной ссылке за шпионаж на основании подложных документов. По словам одного из адвокатов «офицеру-католику не отказали бы в тщательном судебном разбирательстве». Впоследствии виновный в шпионаже офицер (по фамилии Эстерхази) был найден и признался в совершенном им преступлении.  Однако Дрейфуса оправдывать не спешили,  видимо, высшие круги его назначили « козлом отпущения».
Публичная защита Альфреда Дрейфуса Эмилем Золя явилась наглядной демонстрацией значимости истинной свободы слова для блага человека. В 1906 году все обвинения с А. Дрейфуса были сняты, и он был восстановлен во  Французской армии. В 1918 году Альфред Дрейфус был награжден орденом Почетного Легиона за проявленный героизм в битве под Верденом. Так сама жизнь подтвердила правильность благородного поступка великого французского писателя Эмиля Золя.  А учитель истории Самюэль Пати мог на уроке показать всем без исключения своим ученикам, как благодаря свободе слова во Французской республике статья Эмиля Золя «Я обвиняю» способствовала защите и оправданию французского офицера Альфреда Дрейфуса, несправедливо обвиненного в государственной измене.