Штрихи

Сергей Смирнов 7
Где-то на Лиговке,  или на  Кирочной,  или  на Саперном, или, возможно, даже на Невском, точно не помню, в цоколе одного из бывших доходных домов на солнечной стороне живет антикварная лавка. Когда-то здесь была дворницкая, и дворник, внештатный агент полиции, не только махал метлой, но и зорко следил за порядком в вверенном ему доме с двором-колодцем, дровяными и каретными  сараями. Он знал, что происходит за закрытыми дверями парадных и даже жилых квартир. Рабочие со своими семьями ютились рядом в таких же сырых и плесневелых, продуваемых сквозняками, пропахшими мышами подвалах. На неблагонадежных подданных для обширной картотеки  полицейских участков составлялись особые списки…
Спустившись по ступеням, я тяну на себя старинную массивную латунную ручку, ровесницу самого дома, надежно закрепленную на все еще крепкой тяжелой  темно-коричневой двери. Негромко и кротко звякает мелодичный колокольчик. Из полумрака  появляется хозяин лавки в черном фраке, заслоняя собой тусклый свет зеленого абажура. Солнечные лучи прямой стрелой пронзают пыльные окна и ударяют по хозяину, словно заштрихованному мягким карандашом. Он в знак приветствия церемонно приподнимает высокий атласный с отливом цилиндр. Как только глаза привыкают к сумраку, я вполне могу разглядеть этого человека: высокий и крупный, что не очень сочетается с его театральным, несколько косоватым костюмом, невыгодно подчеркивающим длинную шею, резко переходящую в широкие плечи. Маленькие глазки холодного  голубого цвета смотрят  цепко и настороженно. На опущенном носу багровеет бородавка. Но усы,  скрывающие верхнюю губу, просто замечательные! Когда-то такие же пышные  вразлет усы, по моде своего времени,  носили генералы и высшие сановники Российской империи.
– Добрый день, - пропел он мягким баритоном, - меня зовут Аркадий. Что вам будет угодно? Верно интересуетесь стариной? Показать вам предметы из бронзы? А, может, хотите послушать  романсы на граммофоне? Я также могу показать  акварели начала ХХ века, они в прекрасном сохране. Имеются монеты царской чеканки, ранние советские рублики и полтиннички… Коллекционные дамские аксессуары ХIХ века, сумочки со  стеклярусом… А вот бальные веера. Посмотрите, какие очаровательные! Очень были популярны когда-то, но всему свое время…
Блики, будто штрихи в косую клетку, смешавшись с пылью,  были обозначены на всех предметах лавки, куда только доставало солнце.
Хозяин перешел на заговорщический шепот:
- Прошу, пройдемте в следующую комнату, я вам покажу кое-что посущественнее.
Следующая комната, в отличие от предыдущей, оказалась довольно больших размеров. Здесь поместились крупные предметы антиквариата. У окна с мелким переплетом рамы расположился массивный резной буфет со львами, держащими его верхнюю часть, где когда-то хранилась чайная посуда. Правее буфета в тон ему стол с овальной столешницей. Массивные  ножки стола удерживали все те же львы с разинутыми в гневе пастями. Кроме того,  диван с изогнутой спинкой и с обивкой в полоску. В центре комнаты  пианино  с толстым слоем пыли на  крышках вишневого цвета. Чуть дальше большим черным жуком стоял старинный рояль.
– Не угодно ли взглянуть? Это вам не современная музыка. Все они, уверяю вас, в  приличном  состоянии и звучат по-прежнему хорошо.
Антиквар вздохнул и снял цилиндр, под которым обнаружилась бритая  удлиненная голова, и бережно положил его на рояль. Сам же присел на  круглый стул, приподнял крышку инструмента, тронул длинными, обтянутыми бледной пергаментной кожей, пальцами пожелтевшие клавиши и заиграл… Непривычно слушать  музыку  в подвале с низким потолком  в окружении молчаливых  львов из мореного дуба. Но музыка лилась, заполняя все пространство, и казалось, что все происходит в другом месте, в другом  времени, будто мы незаметно перенеслись на машине времени в прошлый век…
После музыки у меня появилась возможность раскрыть цель визита:
- Аркадий, хочется показать одну вещицу. Наверно, это так, чепуха, но все же взгляните на мое «наследство» в некотором роде, - и достал из кармана куртки  полиэтиленовый пакетик, какими пользуются  нумизматы. Вытряхнул на ладонь жука. 
Само основание его сделано из тонкой латунной пластинки с миниатюрными ножками. На брюшке с тыльной стороны закреплена из того же металла заколка. Верхняя часть жука, то есть головка с крохотными усиками и спинка с крылышками, составляли одно целое из прозрачного камня лунно-желтого цвета. В общем, жук этот наверняка являлся женским украшением, но так тонко и оригинально был выполнен, что  наводил на мысль о возможной ювелирной значимости.
Аркадий, усевшись за большой стол со львами-ножками  и  вооружившись мощной лупой, стал вертеть его перед собой тонкими пальцами, подносил к свету, на тыльной стороне пытался прочесть клеймо  изделия…
После долгого изучения наконец вынес приговор «зверю»:
– Занятная штуковина! – отложил в сторону увеличительное стекло, - Если бы согласились продать ее мне, то как эксперт я, конечно, наговорил бы вам много разной чепухи, что это простая старая брошка из  обычного цветного стекла и никакой ценности не имеет. Кстати, вы, наверное, заметили, что у вашего жука отсутствует одна лапка, и  от этого значительно может измениться закупочная цена… Мы, антиквары, не имеем права раскрывать свои тайны сдатчикам о подробностях происхождения изделий, так как этот сдатчик, потенциальный клиент, выведав о своей вещи, уже в другом месте попытается продать ее дороже, показывая свою осведомленность. А предметы с историей оцениваются  в разы  больше, чем простые безликие  сироты,  не  имеющие родства… Но, насколько могу судить, этот предмет вам дорог как память и вы не собираетесь его продавать, поэтому я расскажу о нем, - со значением подкрутил генеральские усы,  придав им строго горизонтальное положение, - камешек на спинке – топаз, и он российского происхождения. Топаз имеет твердость алмаза, и добыт сей минерал  на Южном Урале в Прутовской копи. Кстати, копь названа в честь казака, первым обнаружившим  месторождение. Изготовлена эта изящная дамская безделушка в середине ХIХ века. По некоторым манерам  ювелирной работы и по полустертому клейму (очевидно, семейным украшением пользовалось не одно поколение) могу сказать, что работа столичного, то есть петербургского мастера. И если более покопаться, то можно определить и саму мастерскую, и мастера, подарившего брошке столь долгую жизнь. Я вам дам свою визитку, и если вы, всякое может случиться, решитесь все же продать жука, то милости прошу. Я назначу хорошую цену!
Я обещал подумать. И мы прошли в небольшую комнатку со столиком и двумя венскими скрипучими стульями, еле поместившимися здесь. Хозяин на радостях предложил совместное чаепитие:
- Сейчас напиток соорудим.
 Тут же блеснули гранями на столе два подстаканника, сухарики в небольшой сухарнице, вазочка с вишневым вареньем, электрочайник…
- Эти подстаканники из царского вагона государя Александра III, - громко отхлебывая горячий чай, похвастал Аркадий, - салон вагона  императора был настолько комфортабелен, что и теперь поражает техническими новинками. В составе царского поезда имелся  вагон с мощным электрогенератором, подававшим  ток  во все вагоны. Микроклимат поддерживался посредством кондиционирования воздуха. На  кухне блюда готовились на большой электрической плите. И все вагоны освещались электролампочками, спрятанными в плафоны, а в кабинете для полного комфорта его хозяина на рабочем столе рядом с электрической лампой стоял настольный вентилятор... Позднее этим поездом часто пользовался его сын – царь  Николай II. В советское время на нем рассекал просторы страны нарком военных и морских сил Лев Давидович Троцкий… А вообще мы, антиквары, народ скрытный, и существуем в этой жизни  обособленно, насколько это возможно. Стараемся никого не пускать и храним маленькие тайны. Так что вам повезло…
Допив чай, Аркадий  снял  фрак, повесил его аккуратно на спинку  стула и оказался в обычной рубашке и обычных брюках. А весь маскарад был задуман для меня, потенциального покупателя, чтобы продемонстрировать принадлежность к духу того времени, которое  отражалось  на   пыльных  полках  антикварных лавок .