У младшей внучки Алисы в октябре случились каникулы из-за коронавируса. Дочь привезла её к нам и строго наказала, чтобы она подтянула за это время математику и прочитала «Графа Монте Кристо». По математике, вроде бы, внучка правильно решает задачи, а с чтением беда – книга прочитана лишь до 10-й страницы. Второй день лежит на столике перед креслом.
-Алиса, ты опять с телефоном не расстаешься! – сержусь я.
-Не опять, а только что взяла.
Одна из самых тяжелых проблем моего дедства, с которым приходится бороться, когда к нам в гости приезжают внучки – их телефоны или планшеты, из которых они могут не вылезать часами. Выход один – отнимать и пытаться вразумить. Иногда получается.
-Ну-ка, дай его мне. Врешь как дышишь – телефон уже горячий, обжечься можно!
-Ладно, дедукт, извини, чуточку соврала: минут 15 назад взяла посмотреть прикольный ролик . Всё, начинаю читать, - и Алиса неохотно тянется за книгой.
-Что это еще за дедукт? Нет такого слова.
-Я его сама выдумала. Ты же мне рассказывал про Шерлока Холмса и его дедуктивный метод, вот я и объединила его с тобой, ты тоже как сыщик, ничего от тебя не скроешь. Вот и получился дедукт.
-Мне нравится, - похвалил я, отсмеявшись. – Но не нравится, что совсем не любишь читать из-за неразлучного телефона. Я в твои годы запоем читал, книгу за книгой.
-Ты уже говорил об этом. Все равно всех книг не прочитаешь, а еще меньше в памяти удержишь. - Алиса завзятая и неутомимая спорщица и любит приводить в замешательство своими неожиданными вопросами. - К примеру, можешь сказать каким кораблем командовал этот самый Дантес?
-Если честно, не помню. Но это не важно, а главное, что это книга на меня в детстве произвела огромное влияние. Она учила быть…
-Ты прямо как мама говоришь, она поэтому мне «Графа Монте Кристо» посоветовала. А мне читать эту книгу совсем неинтересно. Там много неизвестных слов. К тому же она толстая и многословная – сейчас так не пишут. Я вот люблю современные фильмы смотреть, особенно прикольные. И такие книги с удовольствием бы читала. А нам на «Родной речи» задают такое старьё, совсем не интересное. Так многие у нас в 4 "Б" думают. А ты и мама всё в пример себя ставите – нам нравилось это, мы восхищались этим… Почему вы считаете, что и мы должны быть похожими на вас? В ваши годы не было компьютеров, смартфонов и много чего. Вы скучно и однообразно жили. Только от книг получали удовольствие. А сейчас, если мне нужно, к примеру, узнать длину Волги, делаю пару кликов и вот результат. Зачем мне это в памяти держать? Ты же сам, дедушка, говорил бабушке, что тебе в жизни так и не понадобились ни катеты, ни какие-то рифмы.
-Логарифмы… Я согласен, что в голове всё не удержишь. Но почему учеба называется образованием? В ее ходе человек как личность образуется. Есть базовый уровень, который отличает культурного человека…
- Вы что с мамой сговорились? Слово в слово говоришь. А, поняла! Ты , наверное, в детстве тоже доставал её своими наставлениями, вот она их и запомнила!
- Твоя мама была отличницей в отличие от тебя! Ее не надо было заставлять делать уроки и читать книги.
- У меня, кстати, неплохие отметки, троек мало. Я не понимаю, если в школе нас чему-то учат, то зачем вам еще сверх этого нам голову нагружать? Я вот решила стать косметологом и открыть свой салон. У меня знаешь какой тонкий вкус – даже мама со мной советуется. Зачем мне знать про логарифмы? Так что мне все школьные знания пофиг.
-Косметологом хочешь стать? Давай представим, что к тебе пришла какая-нибудь дама и ты занимаешься с ней. Пока будешь мазать ее всякими кремами, о чем ты станешь с ней говорить: о погоде, о нарядах? А читала бы книги, знала много таких вещей, которые могут заинтересовать любого человека. Толпами будут к такому косметологу клиенты валить .
-Дедушка, ты вообще слышал о чем между собой болтают женщины у косметологов? О всякой ерунде. А еще дедукт! Ха-ха ! За меня не переживай, я с любым человеком найду о чем поговорить. Признайся – тебе же со мной интересно спорить, да?
-Не очень, особенно на тему засорения мозгов смартфоном.
- Я по телевизору слышала, что скоро всем в голову будут вживлять чипы со знаниями – и ничего не надо учить. Ни английский, ни математику, ни «Графа Монте-Кристо» читать. Понимаешь, в голове будет целая библиотека! Надеюсь, что ты, дедушка, не против прогресса?
- Против такого …
-Ну и зря. Я недавно смотрела в ютюбе ролик, там какой-то профессор говорил о том, что бессмысленно бороться с типа новой реальностью, с этими смартфонами, планшетами и ноутбуками – они создают огромные возможности для общения и развития людей. А ты все время талдычишь, что телефон это зло. А с ним намного интереснее, чем с книгой.
- Я не говорил тебе о том, что иметь смартфон и пользоваться им плохо, опасность в том, что ты проводишь в нем часы вместо того, чтобы заниматься тем, чем и должен ребенок в твоем возрасте – гулять или играть во дворе с детьми, опять же читать, развиваться…
-Да не интересно мне играть с теми, кто во дворе – сплошная малышня. Ты, дедушка, не умеешь спорить и убеждать. Всегда говоришь про одно и тоже теми же словами. Я считаю это, к примеру, белое, а ты говоришь черное. И как нам понять друг друга?
- Сейчас поймешь. Мне пришла в голову мысль показать тебе, что белое это не совсем то, что ты думаешь. Дай время.
Удалился на кухню и спустя минут десять позвал Алису. В ванночку налил воды, опустил на дно зеркало и направил на него фонарик. На белой стене появилась радуга.
-Ух ты!- захлопала незнайка в ладоши. – Настоящая, как на небе!
-А наука говорит, что это не радуга, а белый цвет разлагается в спектр. То есть, тебе кажется, что это белое, но совсем не белое. Поэтому все твои возражения, Алиса, могут быть заблуждением, согласна?
-А еще можешь что-нибудь показать? – не стала спорить внучка. – Мне стало интересно.
Взял обычный полиэтиленовый пакет и продырявил его остро заточенным карандашом, а затем налил воду. Она полилась из отверстий. В другой пакет с налил из той же бутылки и проткнул его – даже не закапало.
-Это фокус? – заинтересовалась Алиса. – У меня так получится?
-Бери второй карандаш и попробуй.
-Здорово!- восхитилась внучка. – А почему вода не течет?
-Попытайся это объяснить сама, если не сможешь – помогу. А пока покажу еще одну загадку.
Зажег спичку и подсветил руку тем же фонариком. На стене появилась тень от ладони и спички.
-А почему нет тени от огня? – задумалась Алиса.- Может быть потому, что от солнца тоже тени не бывает, только от предметов?
- Молодец! – похвалил я её. – Мозги, оказывается, у тебя работают неплохо. Вот и не давай им закиснуть. Кстати, по-своему опыту сужу, больше удовольствия получаешь, когда сам находишь ответ без подсказки. Шевелить надо мозгами и жить станет веселей.
- Утомительное это занятие, - вздохнула внучка. – Но попробую, раз ты настаиваешь.
…Поздно вечером Алиса уснула с книгой, раскрытой на 89-й странице.