Алиса и дедство

Рашит Мухаметзянов
      У  младшей внучки Алисы в октябре   случились каникулы из-за коронавируса.  Дочь привезла её к нам и строго наказала, чтобы она подтянула за это время математику и  прочитала «Графа Монте Кристо».   По математике, вроде бы,  внучка правильно решает задачи, а с чтением беда – книга  прочитана лишь до 10-й страницы. Второй день лежит на столике перед креслом.
   
    -Алиса, ты опять с телефоном не расстаешься! – сержусь я.
   
    -Не опять, а только что взяла.
   
    Одна из самых тяжелых проблем моего дедства, с которым приходится бороться, когда к нам в гости приезжают внучки – их  телефоны или планшеты, из которых они могут не вылезать часами. Выход один – отнимать  и пытаться вразумить. Иногда получается.
   
    -Ну-ка, дай его мне. Врешь как дышишь – телефон уже горячий, обжечься можно!
   
    -Ладно, дедукт, извини, чуточку соврала: минут 15 назад взяла посмотреть  прикольный ролик . Всё, начинаю читать, - и Алиса  неохотно тянется за книгой.
   
    -Что это еще за дедукт? Нет такого слова.
   
    -Я его сама выдумала. Ты же мне рассказывал про Шерлока Холмса и его дедуктивный метод, вот я и объединила  его с тобой,  ты  тоже как сыщик,  ничего от тебя не скроешь. Вот и получился дедукт.
    
    -Мне нравится, - похвалил я, отсмеявшись. – Но не нравится, что совсем не любишь читать из-за неразлучного телефона. Я в твои годы запоем читал, книгу за  книгой.
      
    -Ты уже говорил об этом.  Все равно всех книг не прочитаешь, а еще меньше в памяти удержишь.  - Алиса завзятая  и неутомимая спорщица и любит приводить в замешательство  своими неожиданными вопросами. -  К примеру,  можешь сказать каким кораблем командовал   этот самый Дантес?
      
    -Если честно, не помню.  Но это не важно, а главное, что это книга на меня  в детстве произвела огромное влияние. Она учила быть…
      
    -Ты прямо как мама говоришь, она поэтому мне «Графа Монте Кристо» посоветовала. А мне читать эту книгу совсем неинтересно. Там много неизвестных слов.  К тому же  она толстая и многословная – сейчас так не пишут.  Я вот люблю современные фильмы смотреть, особенно прикольные. И такие  книги с удовольствием бы читала. А  нам на «Родной речи» задают такое старьё, совсем не интересное. Так многие у нас в 4 "Б"  думают. А ты и мама всё в пример себя ставите – нам нравилось это, мы восхищались этим… Почему вы считаете, что и мы должны быть похожими на вас?  В ваши годы  не было компьютеров, смартфонов и много чего.  Вы скучно и однообразно жили.  Только от книг  получали удовольствие.  А сейчас, если мне нужно, к примеру, узнать длину Волги, делаю  пару кликов и вот результат. Зачем мне это в памяти держать? Ты же сам, дедушка, говорил бабушке, что тебе в жизни так и не понадобились ни катеты, ни какие-то рифмы.
   
   -Логарифмы… Я согласен, что в голове всё не удержишь. Но почему учеба называется образованием?  В ее ходе человек как личность образуется.  Есть базовый уровень, который отличает культурного человека…
   
   - Вы что с мамой сговорились? Слово в слово говоришь. А, поняла! Ты , наверное, в детстве тоже доставал  её своими наставлениями, вот она их и запомнила!
   
   - Твоя  мама была отличницей в отличие от тебя! Ее не надо было заставлять делать уроки и читать книги.
 
   - У меня, кстати, неплохие отметки, троек мало. Я  не понимаю, если в  школе нас чему-то учат, то зачем  вам еще сверх этого нам голову нагружать?  Я вот решила  стать косметологом и открыть свой салон. У меня  знаешь какой тонкий вкус – даже мама со мной советуется. Зачем мне знать про логарифмы? Так что мне все школьные знания пофиг.
    
   -Косметологом хочешь стать?  Давай представим, что к тебе пришла какая-нибудь дама и ты занимаешься с ней. Пока будешь мазать ее всякими кремами,  о чем ты  станешь  с ней говорить:  о погоде, о нарядах? А читала бы книги, знала  много таких вещей, которые могут заинтересовать любого человека.  Толпами  будут к такому косметологу  клиенты валить .
    
   -Дедушка, ты вообще слышал о чем между собой болтают женщины у косметологов?  О всякой ерунде.  А еще дедукт! Ха-ха ! За меня не переживай, я с любым человеком найду о чем поговорить. Признайся – тебе же со мной интересно спорить, да?
   
   -Не очень, особенно  на тему засорения  мозгов  смартфоном.
   
   - Я по телевизору слышала, что скоро всем в голову будут вживлять чипы со знаниями – и ничего не надо  учить.  Ни английский, ни математику, ни «Графа Монте-Кристо» читать. Понимаешь, в голове будет целая библиотека!  Надеюсь, что ты, дедушка, не против прогресса?
   
   - Против такого …
   
   -Ну и зря. Я недавно смотрела в ютюбе ролик, там какой-то профессор говорил о том, что бессмысленно бороться с типа новой реальностью, с этими смартфонами,  планшетами и ноутбуками – они создают огромные возможности для общения и развития  людей.  А ты все время талдычишь, что телефон это зло. А с ним намного интереснее, чем с книгой. 
   
   - Я не  говорил тебе о том, что иметь смартфон и пользоваться им плохо, опасность в том, что ты проводишь в нем часы вместо того, чтобы  заниматься тем, чем и должен ребенок в твоем возрасте –  гулять или играть  во дворе с детьми, опять же  читать, развиваться…
    
   -Да не интересно мне играть с теми, кто во дворе – сплошная малышня.  Ты, дедушка, не умеешь спорить и убеждать. Всегда говоришь про одно и тоже теми же словами.  Я считаю  это, к примеру, белое, а ты говоришь черное.  И как нам понять друг друга?
   
   - Сейчас поймешь. Мне пришла в голову мысль показать тебе, что белое это не совсем то, что ты думаешь. Дай время.
   
     Удалился на кухню и спустя минут десять позвал Алису. В ванночку налил воды, опустил на дно зеркало и направил на него фонарик. На  белой стене появилась радуга.
   
    -Ух ты!- захлопала  незнайка в ладоши. – Настоящая, как на небе!
   
    -А наука говорит, что это не радуга, а белый цвет разлагается в спектр. То есть,    тебе кажется, что это  белое, но  совсем не белое. Поэтому все твои возражения, Алиса, могут быть заблуждением, согласна?
   
    -А еще можешь что-нибудь показать? – не стала спорить внучка. – Мне стало интересно.
    
    Взял обычный  полиэтиленовый пакет и продырявил его  остро заточенным карандашом, а затем налил  воду. Она полилась из отверстий. В другой пакет  с налил из той же бутылки и  проткнул его – даже не закапало.
   
    -Это фокус? – заинтересовалась Алиса. – У меня так получится?
   
    -Бери второй карандаш и попробуй.
   
    -Здорово!- восхитилась внучка. – А почему вода не течет?
   
    -Попытайся это объяснить сама, если не сможешь – помогу.  А пока покажу еще одну загадку.
   
     Зажег спичку и подсветил руку тем же фонариком. На стене появилась тень  от ладони и спички.
 
     -А почему нет тени от огня? – задумалась Алиса.- Может быть потому, что от солнца  тоже тени не бывает, только от предметов?
   
    - Молодец! – похвалил я её. – Мозги, оказывается, у тебя работают неплохо. Вот и не давай им закиснуть. Кстати, по-своему опыту сужу,  больше удовольствия получаешь, когда сам находишь ответ без подсказки. Шевелить надо мозгами и жить станет веселей. 
 
   - Утомительное это занятие, - вздохнула  внучка. – Но попробую, раз ты настаиваешь.
 
    …Поздно вечером Алиса уснула с  книгой, раскрытой на  89-й странице.